Слабость волевой регуляции поведения или склонность к воровству.
консультация по теме

Алимова Светлана Викторовна

Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к ограничению своих желаний?  Грань между ними еще очень нечеткая. И взрослые своими действиями легко могут склонить чашу весов как в ту, так и в другую стороны.

Основные рекомендации взрослым при работе с детьми, имеющих склонность к воровству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей28 КБ

Предварительный просмотр:

        Дети в возрасте 4-6 лет иногда не могут устоять перед искушением иметь ту или иную приглянувшуюся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путем. Но если полутора-двухгодовалые карапузы просто протягивают ручонки и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значение слов «свое» и «чужое». Они знают, что брать чужое – нехорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно. Открытое  присвоение, связанное со скандалом и общим ревом из-за  раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это еще не тайное присвоение чужого имущества, в просторечии именуемое кражей или воровством. Это просто стремление  взять то, что хочется, по-тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможностью противостоять искушению.  Именно знание негативных последствий и желание избежать их толкают ребенка на этот путь.

        Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к ограничению своих желаний?  Грань между ними еще очень нечеткая. И взрослые своими действиями легко могут склонить чашу весов как в ту, так и в другую стороны.

        Например: Алена нередко приносит из сада чужие игрушки, то из игрального уголка что-нибудь прихватит, а то и у детей возьмет без спроса. Мне потом большого труда стоит уговорить ее вернуть их. Муж говорит, чтобы я не обращала внимания на такую ерунду, что дети сами во всем разберутся, а меня это очень волнует.

         Недавно я нашла в кармане у дочери часики. Спросили, откуда, молчит. Стала узнавать в саду. Воспитательница объяснила, что видела такие у другой девочки из группы. Мы, конечно, их вернули, но какой стыд. Свекровь советует отлупить ее как следует. Но девочке всего 5 лет. У меня просто рука не поднимается.

        Можно проанализировать эти примеры. В первом случае мы сталкиваемся со спокойной, доброжелательной реакцией матери. Объяснение ею отрицательных последствий содеянного(Что будет, если каждый возьмет из садика по одной игрушке?) требование  исправиться  с большой долей вероятности  должны привести к изживанию порочных форм поведения девочки. И, напротив, оскорбительные действия взрослых: обыскивание карманов, дознание, вымещение своей обиды и стыда на дочери  в сочетании с желанием хоть как-то оправдать ее -  скорее всего, будут способствовать формированию более изощренных способов присвоения чужого. Возможно, что такое поведение родителей вызовет у ребенка сильную эмоциональную реакцию, желание отомстить обидчикам. При этом девочка будет рассуждать примерно так: разим не понравилось то, что я сделала, надо сделать что-нибудь еще раз, пусть побесятся, покричат, так им и надо.

        Попустительство, закрывание глаз на неблаговидные действия детей, равно как и применение физической силы, развивает желание присвоить чужое. Если в дошкольном возрасте это игрушки, то позже это могут быть и более ценные вещи или деньги. В подростковом возрасте эта тяга в сочетании  со стремлением к самоутверждению и лидерству начинает приобретать серьезные формы асоциального поведения (кражи, вымогательства, разбой и шантаж).

Тиражирование и фактическая пропаганда средствами массовой коммуникации самых разнообразных способов присвоения чужой собственности способствуют  воспроизведению их и в играх дошкольников. Иногда дети настолько вживаются в то или иной образ, что переносят игровые действия в повседневную жизнь. Поэтому задача взрослых – изменить смысл детских игр, направить, пусть и воображаемые, действия ребенка в русло защиты  угнетенных, помощи слабым.

Итак : если ребенок принес в дом чужую игрушку и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимоприемлемого обмена, постарайтесь убедить  его вернуть  и принести пострадавшему свои извинения. Убеждающие доводы подбирайте с учетом  индивидуальных особенностей малышей и своего характера, однако стоит обойтись без моральных истязаний и физических наказаний.

        Демонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми. Однако избегайте в их присутствии  бурных сцен, сопровождаемых взаимными оскорблениями и упреками в совершении педагогических промахов и ошибок в деле воспитания подрастающего поколения.

Время о времени контролируйте содержание игр своих детей .Однако не стоит изводить их подозрениями  в совершении неблаговидных поступков. Не забывайте, что они во многом лишь копируют поведение взрослых, в том числе и ваше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, развивающие волевую регуляцию у ребенка с гиперактивным синдромом в условиях детского сада

       Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме инд...

"Формирование эмоциональной стабильности и регуляции поведения у детей"

Проблема регуляции поведения детей,   формирования эмоциональной стабильности,   для  педагогов  актуальна. Наши дети   существенно  отличаются от своих св...

УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Методика диагностики уровня  волевой   регуляции   в   структуре   монотонной деятельности. ...

Формирование волевой регуляции у детей дошкольного возраста, через двигательную игоровую деятельность

Федосеева Мария Игоревна воспитатель д/с №47Формирование волевой регуляции у детей дошкольного возраста, через двигательную игоровую деятельность(Совместная двигательная игровая деятельность в режимны...

Курс развивающих занятий - "Формирование волевой регуляции и коммуникации".

Способность к произвольной регуляции является важным фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демон...