методическая разработка
методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание личности невозможно без понимания искусства. Именно знакомство с ним помогает человеку формировать свой эстетический идеал, вкус, а также расширять кругозор за счёт знакомства с культурой разных народов. Ввести малыша в мир прекрасного в условиях образовательного процесса в детском саду можно средствами театрализованной деятельности. И одним из способов приобщения детей к лицедейству является работа театрального кружка (или студии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_osnovy_organizatsii_teatralnogo_kruzhka_v_detskom_sadu.docx | 254.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы организации театрального кружка в детском саду
Духовно-нравственное воспитание личности невозможно без понимания искусства. Именно знакомство с ним помогает человеку формировать свой эстетический идеал, вкус, а также расширять кругозор за счёт знакомства с культурой разных народов. Ввести малыша в мир прекрасного в условиях образовательного процесса в детском саду можно средствами театрализованной деятельности. И одним из способов приобщения детей к лицедейству является работа театрального кружка (или студии).
Организация работы театрального кружка в ДОУ
Знакомство ребёнка с окружающим миром посредством образов, звуков, красок считается самым продуктивным, позволяющим адаптироваться в социальной среде, при этом ведущим видом деятельности у дошкольников является игра.
Занятия в театральной студии помогают детям раскрыть свой творческий потенциал
Воплощение художественного содержания в игровой форме — это и есть суть театрализованной деятельности (или театрализованной игры), занятия которой в концентрированном виде проходят в рамках работы театрального кружка. То есть педагогом проводятся организованные занятия по принятой и утверждённой методическим советом ДОУ программе в установленные часы.
Цели и задачи
Миссия работы театрального кружка в ДОУ направлена на:
- расширение багажа знаний и приобщение к искусству (малыши знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, музыки, хореографии);
- развитие речи через воспитание привычки к выразительному публичному слову;
- формирование эмоциональности (дети учатся выражать свои чувства, сопереживать, проявлять отзывчивость);
- развитие артистичности (способствовать раскрытию природных талантов);
- воспитание толерантного отношения к людям;
- сплочение детского коллектива.
Реализовать поставленные цели помогает решение следующих задач:
- приобщение к чтению (индивидуальному, групповому) и анализу прочитанного (выделение положительных, отрицательных качеств персонажей, оценка поступков и пр.);
- знакомство с различными видами театра (на столе, верховой театр, наручный, напольный, живых кукол);
- практика выразительности исполнительских умений (через перевоплощение в образ героя с помощью мимики, жестов, интонации);
- совершенствование пластики движений;
Занятия ритмопластикой — важный аспект программы театрального кружка
- активизация словаря маленьких актёров, совершенствование звуковой культуры речи, диалоговой формы общения;
- развитие интереса малышей к театрально-игровой деятельности (за счёт знакомства с лучшими образцами профессиональной актёрской игры);
- воспитание доброжелательности, миролюбия (взаимопомощь ребят в процессе работы приводит к хорошим результатам).
Кто занимается с детьми
Занятия в студии могут проводить следующие специалисты:
- воспитатель или педагог дополнительного образования не чуждый театральному искусству (многие театральные студии являются своего рода хобби для педагогов);
- музыкальный работник (также имеющий представление не только о музыкальном сопровождении лицедейства, но и о законах сцены);
- приглашённый профессиональный актёр (актриса, режиссёр).
Зачастую в детских садах театральный кружок ведут студенты профильных ВУЗов, для которых эта работа — отличная практика мастерства и одновременно способ подзаработать
Занятия с детьми в студии проводятся людьми, которые находят удовольствие в перевоплощениях и выступлениях на публике, а также имеют представление об устройстве театра.
Что нужно для работы
В детском саду дошкольники получают представления об основных видах театров, значит, работа студии требует системного подхода в организации. Для занятий потребуется следующее:
- Образцы кукол для различных видов театра (бибабо, настольный, пальчиковый театр на фланелеграфе и др.).
- Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски).
Детям нужно дать возможность испробовать изобразительные возможности всех видов театра, в том числе и театра теней
- Атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, книги, декорации, стул режиссёра, сценарии, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, «деньги», номерки, ткани, природный материал, бумага различного цвета и плотности, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).
На занятиях кружка малыши продолжают знакомство с музыкальными инструментами
Как организуются занятия
На занятия театрального кружка приглашаются дети 3–6 лет, то есть второй (в редких случаях первой) младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Набор, как правило, свободный, то есть все, кто хочет. В редких случаях проводится конкурс — когда желающих слишком много.
Длительность занятия, которое проводится 1–2 раза в неделю во второй половине дня, определяется возрастом маленьких лицедеев:
- для 3–4-летних — 15 минут;
- для 4–5-летних — 20 минут;
- для 5–6-летних — 25 минут;
- для 6–7-летних — 30 минут.
Это интересно. Психологи рекомендуют проводить занятия театрального кружка после дневного сна. Это связано с тем, что особенной познавательной активности от детей не требуется, в отличие от уроков в первой половине дня.
В зависимости от продолжительности занятия и возрастной группы, руководитель студии подбирает оптимальный набор приёмов работы с малышами.
Во время занятий дети часто меняют виды деятельности: от актёрского мастерства до изготовления декораций, что позволяет им всегда оставаться в работе
Приёмы в работе театрального кружка
Взаимодействие с детьми в театральном кружке требует от педагога определённых методических умений, позволяющих не просто удерживать интерес маленьких подопечных на занятиях, но и стимулировать их к сотворчеству. Для этого необходимо владеть достаточным набором приёмов, а также знать возрастные особенности ребят, которые посещают занятия, чтобы грамотно сочетать разные виды деятельности.
Наглядные приёмы
Театр — это искусство перевоплощения, то есть дети должны видеть образец и, подражая ему, находить с помощью педагога способы по-новому обыгрывать образ. В этом смысле ценными являются наглядные приёмы: наблюдение и демонстрация.
Просмотр представлений кукольного театра
Представления кукольного театра — один из самых зрелищных видов театрализованных игр-наблюдений для малышей 3–4 лет. С помощью представлений, где действующими лицами являются куклы (пальчиковые, бибабо), дети знакомятся с разными сюжетами, осознают, что добиться нужных эмоций можно путём произношения фраз с разной интонацией. Для юных театралов, которые только осваивают возможности речевого аппарата, такая практика очень полезна. При этом сами малыши остаются лишь зрителями и только в конце учебного года пробуют свои силы в таком виде игр.
Демонстрация — основной приём на этапе знакомства с театром
Постановка сказок, инсценировки
Демонстрация является конечным продуктом занятий в театральном кружке. Обычно разыгрывание сюжета детьми происходит в качестве своеобразного итогового занятия по завершении изучения темы или блока тем. Например, после того как ребята познакомятся с 3–4 народными сказками, одну из них готовят к постановке.
Это интересно. Учитывая возраст участников студии, для инсценировок следует выбирать сюжеты с большим количеством персонажей или же обыгрывать все сценические элементы: деревья, цветы и пр.
В рамках театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ инсценировки рекомендуется проводить, начиная со средней группы (редко — второй младшей). Но студийная программа позволяет даже трёхлеток занимать в сборных представлениях, к примеру, в качестве актёров второго плана в постановках со старшими детьми.
В чистом виде зрителей в театральной студии быть не должно, у каждого есть своя миссия: подобрать декорации, реквизит, сделать грим, продавать билетики и т. д
Картинки и фото
Безусловно, без самого доступного вида наглядности не обойтись. Иллюстрации должны сопровождать творческий процесс на всех его этапах. В качестве наглядного пособия можно сделать стенд с фотографиями постановок, рабочих моментов — это поможет ребятам оценить результаты своего труда, что важно для рефлексии.
Весь творческий процесс в театральной студии сопровождают иллюстрации или фотографии
Словесные приёмы
Основным материалом для занятий театрализованной деятельностью является художественное слово, которое нуждается в объяснениях на доступном для понимания детей уровне.
Беседа
Прежде всего, этот приём используется при обсуждении сюжета рассматриваемого произведения: от потешки с малышами до авторской сказки с ребятами 6–7 лет. Вне зависимости от возраста участников студии на занятиях обязательно следует обсуждать эмоции, которые испытывают персонажи и читатели, слушатели. Если в младшей группе вопросы могут быть альтернативными («Серый волк из сказки о «Трёх поросятах» добрый или злой?»), то для старших детей больше подойдут проблемные задания («Как вы думаете, почему Дюймовочка не хотела жить с Кротом?»).
Детям будет проще отвечать на вопросы, если сопроводить задания иллюстрациями произведения, о котором идёт речь
Рассказы
Ещё один важный приём, используемый в основном на начальных этапах проработки темы. Так, знакомство с театром на первом-втором занятии уместно начинать с рассказа об этом виде искусства в сопровождении картинок-иллюстраций или мультимедийной презентации. В монологе-пояснении нуждается и представление разных видов театра и кукол.
Занимательные факты о театре могут сделать рассказ отличным мотивационным приёмом, который точно заинтересует малышей. Правда, для детей с 3 до 5 лет словесные формы мотивации уступают наглядным. Иными словами, лучше показать малышам куклу Петрушки, чем рассказывать о том, что появился он благодаря бродячим артистам — скоморохам. А вот старшим дошкольникам будет забавно услышать, что в Италии на Сицилии есть театральные постановки, которые длятся… по месяцу.
Чтение
Приобщить ребят к чтению поможет пример воспитателя. На занятиях театрального кружка, как и в любом «взрослом» театре, практикуются читки, то есть обсуждение действий героев по ходу развития сюжета. Однако использовать этот приём можно только в том случае, если участники кружка умеют читать приблизительно на одном уровне. Для малышей, которые ещё не владеют этим навыком, читки заменяются многократным прослушиванием текста.
Чтение вслух для театралов младшего дошкольного возраста — важный словесный приём
Стихотворения, загадки
Эти традиционные приёмы в работе с детьми могут обыгрываться и в деятельности театрального кружка. Так, по мере знакомства с персонажами литературных образцов малышам можно предлагать загадки, которые, ко всему прочему, позволяют педагогу выяснить уровень владения детьми материалом.
- Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его… (Петрушка). - Фруктово-огородная страна —
В одной из сказок есть она,
А в ней герой — мальчонка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино). - У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный…
Кто же это? (Буратино).
Относительно стихотворений, то лучшего способа отработать выразительность речи, имеющую непосредственное отношение к успеху на театральном поприще, нет. Обычно в план работы студии включается занятие (иногда даже открытое), на котором дети читают стихотворения, объединённые одной темой. Например, на мероприятии, посвящённом 8 Марта:
- Встану утром рано,
Поцелую маму.
Подарю цветов букет —
Лучше мамы в мире нет! - Вот какой нарядный
Детский сад!
Это мамин праздник
У ребят.
Мы для мамы
Песню запоём,
Мы для мамы
Пляску заведём. - На Восьмое марта
Нарисую маме
Голубое море,
Небо с облаками.
Рядом с этим морем,
Пеною одетым,
Нарисую маму
С праздничным букетом.
Выразительность речи — один из показателей её качества
Практические приёмы
К практическим приёмам относятся методики отработки актёрского мастерства.
Этюды
Этюды — это упражнения, направленные на формирование выразительности исполнительского мастерства ребёнка. Выполнение таких заданий обычно начинается с 4 лет, когда у детей уже есть элементарные представления о сути театрального действа. Например, у самых младших участников студии вызывает восторг задание «Рисуем на заборе». Каждый ребёнок по очереди рисует на «заборе» (стене комнаты) любой предмет, а остальные дети угадывают, что изображено, а также следят, чтобы рисунок не залезал на предыдущую картинку. Нравится дошкольникам и задание «Собери картинку»: малыши получают наборы геометрических фигурок, педагог показывает изображение (например, собаку, лошадь), а ребята выкладывают эти рисунки из тех фигур, которые даны.
Для детей 4–7 лет задача может быть связана не только с активизацией исполнительского мастерства, но и формированием навыков простейших арифметических действий. Например, «Покажи цифру»: дети принимают позу какой-либо цифры, а потом становятся «в пример», используя руки в качестве знака «плюс» или «минус». Аналогом математической игры является буквенная — «Покажи букву».
Этюды для детей — это своеобразная игра, в которую они с удовольствием включаются
Упражнения на социально-эмоциональное развитие
Суть заданий в том, чтобы научиться соотносить звуки с ситуацией, персонажем, эмоциями. В младшей группе это будет элементарная задача соединить звукоподражательные слова («муу», «мяу» и т. д.) с животным, которое произносит данные звуки. Для старших ребят испытание может быть такое: один из участников становится спиной к детям, а все остальные, представив, что он потерялся в лесу, по очереди с разными эмоциями зовут его: «Ауу… Богдан!». Стоящий спиной ребёнок должен догадаться по голосу, кто его зовёт.
Психогимнастика
Психогимнастические упражнения развивают рефлексию у детей. В качестве заданий обычно предлагается представить определённый образ под соответствующую музыку: поход в лес под звуки природы, сладкий сон под шум моря и т. д. При этом состояние по инструкции меняется: лес становится более густым, налетают комары, услышали волчий вой или налетел ветер, забросал пляж песком, начался дождь и т. д. Как правило, такие рефлексивные упражнения устраиваются ещё и в качестве физкультминуток на занятии.
Навык изменения эмоций по установке у взрослых артистов считается высшим пилотажем, дети же обычно справляются с этой задачей довольно легко
Скороговорки
Это приём используется для отработки дикции, чёткости произношения:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- Сыворотка из-под простокваши.
- Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
В старшем дошкольном возрасте скороговорки можно усложнять диалоговой формой:
- — Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои. - Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». - Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб:
— Грабь граблями гравий, краб!
Это интересно. К двум годам дети осваивают звуки: а, о, э, п, б, м. К трём список расширяется до и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й. К четырём в звукоряд добавляются: с, з, ц, ш, ж, ч, щ. В пять лет малыши справляются с л, р.
Скороговорки — это часть артикуляционной гимнастики, которая является обязательным компонентом занятий в ДОУ
Игра
Большинство приёмов, используемых в работе театрального кружка, так или иначе, подразумевает игру — ведущий вид деятельности дошкольников. Но если говорить об игровом приёме в «чистом» виде, то здесь в основном забавы, формирующие исполнительское мастерство (у самых маленьких) и способствующие социально-эмоциональному развитию (у старших детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....