Тема: "Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями"
материал
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению различных расстройств развития во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе дефектолога и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vzaimodeystviya_uchitelya.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для специалистов и воспитателей
Тема: «Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в группе компенсирующей направленности».
Подготовила: учитель-дефектолог
Федюкина Е.В
Организация группы компенсирующей направленности в ДОУ является одной из форм инклюзии.
Цель работы такой группы в заключается в осуществлении квалифицированной коррекции нарушений , недостатков в физическом и психическом развитии и - дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптированной основной образовательной программы .
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению различных расстройств развития во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе дефектолога и воспитателя.
В нашем детском саду включены в образовательный процесс дети с ОВЗ различных категорий (ОНР, ЗПР. РАС, СДВГ и др.). У таких детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость различных речевых нарушений. Отклонения в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы . Особенности речевого развития детей обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи. Вместе с тем для этой категории детей характерны типичные, отличающие их от нормы, тенденции развития: сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. В зависимости от этого по разному определяются проблемы обучения и, следовательно, требуются разные меры дифференцированной помощи
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - дефектолога и воспитателя.
При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений развития, коррекционные задачи, стоящие перед
воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.
- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
- автоматизация произношения звуков;
- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
- закрепление сформированных грамматических категорий;
- формирование диалогической и монологической речи;
- закрепление умений звуко-буквенного анализа и синтеза;
- подготовка детей к письму, формирование графических умений;
- устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
- закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков;
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в группе.
Система взаимодействия дефектолога и воспитателей в нашей организации выглядит следующим образом:
Диагностическое обследование:
- индивидуальное обследование познавательного и речевого развития осуществляет дефектолог
- изучение детей в режимных моментах, на прогулке, во время свободной деятельности
- совместное обсуждение и анализ результатов, составление индивидуального плана работы с конкретным воспитанником.
2. Изучение содержания программы и составление индивидуальной программу развития по всем видам деятельности детей .
Учитель-дефектолог владеет содержанием не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
- учитель-дефектолог проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия
- воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий (тетрадь взаимодействия).
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3.Организация условий пребывания детей, образовательного пространства, расписания и режима дня.
• обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта
• наличие упорядоченной пространственно-временной структуры образовательной среды
«разработка индивидуального маршрута и индивидуально-ориентированной программы развития
• конкретная коррекционная цель с учетом специфики
освоения навыков и усвоения информации
•дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка
• индивидуализация оценки достижении
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями - помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно- образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда,учителя – дефектолога и воспитателя
Объяснить молодым специалистам важность совместной работы воспитателя и логопеда в развитии и коррекции речи детей посещающих коррекционные группы....
Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"
Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""
Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....
Схема взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя в группах с детьми с ЗПР
Схема взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя в группах с детьми с ЗПР...
Презентация по теме: «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей по организации и проведению работы с детьми ЗПР»
Презентация к выступлению на методическом объединении с темой: «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей по организации и проведению работы с детьми ЗПР»...