Сахар-сахарок. .
план-конспект урока (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сахар-сахарок. Сладкие опыты.
Старшая группа
Воспитатель: Аджиева А.Н
Образовательная область: познавательное развитие.
Направление: познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с процессом выращивания и переработки сахарной свеклы,
- расширить и уточнить знания в практической деятельности о свойствах сахара (цвет, запах, вкус, растворимость),
- дать представление о пользе и вреде сахара для человека.
Развивающие:
- развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности,
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к труду взрослых, стремление ценить его общественную значимость.
Интегративные области:
Речевое развитие:
- обогащение словаря: свеклоуборочный комбайн, свекломоечная машина, свеклорезка, стружка, сироп.
Средства реализации ООД:
Посылка, мешочек с сахарным песком, иллюстрации «Выращивание и переработка сахарной свеклы», «Сахарные заводы Башкортостана», карточки-схемы проведения опытов; у детей на столах стаканчики с водой, чайные ложки, тарелочки с сахарным песком, лупы, «Дневник наблюдений»; у воспитателя на столе свечка, чаша, сахарный песок.
Предварительная работа:
Беседа о лаборатории и работающих в ней людях, беседа о правилах безопасного поведения в лаборатории.
Ход ООД.
Ӏ. Вводная часть:
Воспитатель: Раз, два, три в круг скорее все беги! Ребята, сегодня утром для нашей группы пришла посылка. Вам интересно узнать от кого она? Что в посылке? Давайте посмотрим! Здесь лежит письмо:
Дорогие, ребята!
Я много слышал о том, что вы очень любознательные. Я для вас передаю посылочку, в которую положил знакомое всем вещество. Предлагаю отгадать что это и познакомиться с его свойствами. Желаю вам удачи в исследовательской деятельности!
Пробиркин
Еще в посылке лежит мешочек. Что в нем? (Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек. С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка – сахарный песок)
О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде растворился». Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? (Предположения детей) Как он попадает к нам на стол? (Предположения детей)
Я предлагаю вам послушать сказку об одной маленькой свеколке, или как на стол пришел сахар.
Эта история произошла с одной сахарной свеколкой и ее сестрами. Однажды весной семена сахарной свеклы посадили в землю. Дождик поливал семена, солнышко прогревало землю и появились зеленые росточки (картинка) Все лето свеколка вместе со своими сестрами росла, люди ухаживали за ними: пололи, удобряли. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (картинка). Они сразу же очищают корнеплоды от листьев и ссыпают их в большую свекольную кучку, затем грузят в машины, которые везут свеклу на сахарные заводы.
На заводе свеклу очищают от мусора и отправляют на переработку. Отмывают корнеплоды в специальной свекломоечной машине. Чистая и сухая сахарная свекла поступает в свеклорезку, где она измельчается в стружку. Затем эта стружка обессахаривается и получается сок. Сок выпаривается до состояния сиропа, из которого отделяют кристаллы сахарного песка. Затем сахарный песок сушат, упаковывают в мешки и развозят по магазинам, кондитерским фабрикам (весь рассказ сопровождается показом иллюстраций).
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась сказка? Из чего получают сахар в нашей стране? (Из сахарной свеклы)
- Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться на нашем столе? (С поля сахарная свекла поступает на сахарный завод, а затем готовый сахар в магазины).
- Много усилий нужно приложить, чтобы получить сахарный песок, люди разных профессий трудятся на полях, заводах. Мы с вами должны ценить и уважать общественную значимость данного труда.
- Дети, а для чего нужен сахар? (Сахар кладут в чай, используют для изготовления конфет, булочек и тд.)
Пальчиковая игра: «Будем мы варить компот».
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много.
Вот: Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
- Ребята, наступило время отправиться в нашу лабораторию и познакомиться со свойствами сахара. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт № 1:
«Сахар – сыпучее вещество, без запаха, сладкий на вкус»
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий. Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? (рассматривают через лупу) Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?
(Ответы детей: сахар прозрачный, похож на кристаллы или крупинки льда, без запаха, сладкий на вкус).
Каждое свойство сахара подкрепляется символом.
Вывод: сахар – сыпучее вещество, без запаха, сладкий на вкус.
Опыт № 2:
«Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус»
-А теперь проверим, что будет с сахаром в стакане с водой. Сначала посмотрите на воду - какого она цвета? (Прозрачная) Попробуйте ее на вкус. (Без вкуса). Возьмите ложечкой немного сахара, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте.
-Что произошло с сахаром? (Он растворился). Вода изменила свой цвет? (Нет).Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? (Сладкой) Изменил сахар вкус воды? (Да).
Вывод: сахар растворился в воде и изменил ее вкус.
Физкультминутка: «Быстро встаньте на разминку»
Быстро встаньте на разминку:
Улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Опыт № 3. Термическая обработка сахара.
Воспитатель: Что мы с вами сегодня делали с сахаром (пересыпали, растворяли). Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
- Посмотрите, я возьму сухое горючее, насыплю немного сахара в ложку и буду его нагревать. Что с ним происходит? (дети отвечают: становится горячим и жидким, сахар плавится, распространяя сладкий аромат). Выливаю на тарелочку с водой. Что произошло с сахаром? (Ответы детей: он стал твердым, коричневым).
Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое , при охлаждении – снова в твердое..
- Где используют это свойство сахара? (При изготовлении леденцов)
- Дети, мы многое сегодня узнали о сахаре, а сейчас мы вместе подумаем и решим: сахар полезный продукт или нет? (Предположения детей)
- В чем польза и вред сахара?
Игра: «Польза – вред»
Польза: (хлопают в ладоши)
• Сахар активизирует кровообращение и улучшает память.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Вред: (топают ногами)
• Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета.
Вывод: Употреблять сахар или просто сладости нужно в очень умеренном количестве.
ӀӀӀ. Рефлексия:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Какие свойства сахара мы исследовали в лаборатории?
- Что вам больше всего понравилось? В чем затруднялись?
- О чем расскажете вечером родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сахар-сахарок. Сладкие опыты. Старшая группа
Образовательная область: познавательное развитие.Направление: познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность.Задачи:...