Распространение пед. опыта
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. Для выявления склонностей и способностейу детей я использую следующие 4 метода:
Наблюдение – позволяет мне сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка.Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников.
Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
При планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей мы создаем условия в группах и музыкально-спортивном зале, развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. Мы совместно планируем и проводим мероприятия, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования и др (например поделки «Дары осени», «Новогодние поделки». Соревнования «Олимпийские игры», Веломарафоны, Соревнования по конькам). Эти мероприятия проводятся совместно с родителями.
В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОУ.
Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений,которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал,предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.
В моей группе имеется ряд развивающих центров.
Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена ноутбуком, музыкальными игрушками и инструментами. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья, Ветеринарная клиника, Автозаправка, Кафе, Салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строят различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживатся» в роль.
Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр («Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт»). Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.
Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.Это различные приборы:природные материалы: листья, песок, земля, семена;медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Результатом совместной работы с детьми стали: «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров». Работа в данном направлении заинтересовала не только детей,но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью.Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Эти великие вулканы», «А у нас новый год», «Вместе сбережем лес», «Путешествия по материкам». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Работас родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации по вопросам детской одаренности «Одаренный ребенок в вашем доме», «Как развивать художественно-творческие способности у детей», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома».В ДОУ организуются конкурсы: «смотр – конкурс чтецов «С чего начинается Родина», выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты
1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка
Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способностимогут проявиться в следующих признаках:
• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;
•образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д. ;
• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.
Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.
1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?
2. Какое настроение было у тебя в этот день?
3. Каких животных ты увидел в зоопарке?
4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?
5. Опиши его.
• Какое оно по размеру, цвету?
• Каково его строение?
• Каким было его поведение?
6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?
7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.
2. Анализ рассказа
1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.
Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое, а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня.).
В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый, а не описание (лохматый, с хвостом, большой.).
В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить.).
2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.
В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой, а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).
В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.
В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на., как., такой же, как.).
3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.
В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.
Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.
Обработка результатов
Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.
Диагностика специальных способностей детей
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"
Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения...
Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...
Распространение педагогического опыта
В течении учебного года на базе МБДОУ №5 проходили методические объединения по нравственно-патриотичекому воспитанию, где мы обменивались опытом работы по данной теме, делились своими разр...
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь.Нар...