Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
статья
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_po_zdorovesberezayushchey_tehnologii.docx | 30.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Мастер-класс для воспитателей
«Использование здоровьесберегающих технологий
на музыкальных занятиях»
Музыкальный руководитель: Долгополова Н.В.
2019 – 2020 уч.год
ВВЕДЕНИЕ.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Ученые выяснили, что детский организм гармонизирует звук «ля» первой октавы. Что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.
ЦЕЛЬ:
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
1. Систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,
2. В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить)
3. Внедрять элементы здоровьесбережения во время танцев и игр и драматизаций.
К элементам здоровьесбереженияотносятся такие виды деятельности:
• Психогимнастические упражнения
• Валеологические песенки-распевки
• Дыхательная и артикуляционная гимнастика
• Фонопедические упражнения
• Пальчиковые игры
• Игровой массаж
• Речевые игры с движениями (логоритмика)
• Музыкотерапия.
• Ритмопластика
Познакомимся с некоторыми элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии. (Предложение всем слушателям принять участие в практических действиях)
1. Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Все играющие стоят или сидят в кругу.Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Слепой танец»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глаза ми пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
2. Валеологические песенки-распевки
Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни - распевки имеют здоровьесберегающую направленность.
Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
3. Игровой массаж
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.
Цель – обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).
Весёлые потешки для массажа «Две тетери»
На лугу, на лугу дети гладят животик по часовой стрелке.
Стоит миска творогу. «бегают» пальчиками по телу.
Прилетели две тетери, щиплют двумя пальцами
Поклевали, улетели. машут руками.
Били лён (дети стоят «паровозиком»).
Били лён, били,
Топили, топили,
Колотили, колотили,
мяли, мяли.
Трепали, трепали,
белы скатерти ткали,
На столы накрывали. Стучат друг другу кулачками по спине.
Растирают ладонями.
Шлёпают ладошками.
Разминают пальцами.
Трясут за плечи.
«Чертят» по спине рёбрами ладоней.
Поглаживают ладонями.
«Зайка»
Зайка белый прибежал - дети легко постукивают пальчиками по ступням ног.
И по снегу прыгал стал.
Прыг-скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенек, - дети шлепают ладошками по коленям
В барабан он громко бьет:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!
А в лесу такой мороз!
Зайка наш совсем замерз. – дети хлопают ладошками по плечам.
Лапками – хлоп-хлоп! - хлопки в ладоши
Ножками – топ-топ! - топают
Носик – трет – трет – трет, - поглаживают крылья носа
Ушки мнет-мнет-мнет. – пощипывают ушки.
Прыгай выше, зайка, - легкие прыжки.
Зайка - попрыгайка.
4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Активный громкий короткий вдох - через нос
Пассивный свободный выдох - через рот, нос.
•Можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:
Вот наши ладошки (показывают)
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)
Носом правильно вдыхаем, (вдох)
Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)
То свободно выдыхаем. (выдох)
• Цветок»
Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»
«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)
«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)
«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять
развитие артикуляционной моторики:
-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
выработку контроля за положением рта.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
5. Логоритмика (речевые игры с движением) метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой.
• «Пограничники»
Педагог.
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.
По порядку стройся в ряд, Ходьба на месте.
Пограничников отряд.
Левая, правая, Топнуть сначала левой ногой, потом правой.
Бегая, Бег на месте.
Плавая, Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.
Мы растем смелыми, Встать на носки, руки вверх.
На солнце загорелыми. Стойка, руки за голову.
Ноги наши быстрые, Поднимание согнутых ног вперед.
Метки наши выстрелы, Рывки руками.
Крепки наши мускулы Сгибание рук к плечам.
И глаза не тусклые.
Кто шагает дружно в ногу? Ходьба на месте.
Пограничникам дорогу!
(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)
6.Пальчиковые игры: Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук.
• Пальчиковая гимнастика. Защитники Отечества
Бойцы-молодцы
Педагог.
Пальцы эти — все бойцы, Показать раскрытые ладони.
Удалые молодцы. Два — больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два — гвардейца-храбреца, Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.
Два — сметливых молодца.
Два — героя безымянных.
Но в работе очень рьяных!
Два — мизинца-коротышки —
Очень славные мальчишки! (Е. Карельская)
Наша армия
Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным
и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
7. Ритмопластика. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Поэтому я практикую ритмопластику.
• Танец «Мишка»
8. Музыкатерапия.
Песня с движениями «Колыбельная»(1,2-я младшие группы)
Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию.
Ой, люли-люшенки, Кладут руку на руку
Баиньки-баюшеньки. и покачивают ими.
Сладко спи по ночам
Да расти по часам. Поднимают руки вверх.
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.
4. Пение,песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Как можно использовать здоровьесберегающие технологии в других видах?
(Кружковая деятельность, праздники и развлечения, индивидуальная работа.)
Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия в вашей педагогической копилке появятся новые приемы с использованием здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и родителей средней группы
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологийдля детей и родителей средней группы Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима»...
Мастер-класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Цель: Демонстрация методов и приёмов формирования здорового образа жизни посредством организации интегрированных форм музыкальной деятельности....
Мастер-класс для молодых специалистов и воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
Мастер-класс для молодых специалистов и воспитателей ДОУ«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Цель по ФГОС: Охрана и укрепление физич...
Мастер – класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Здоровье детей дошкольного возраста всегда находилось в центре внимания педагогов, интерес к нему не ослабевает и сегодня. Таким образом, наиболее важным является целесообразный подбор ...
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....
Мастер- класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях...