Информационно - коммуникационные технологии
материал (младшая группа)
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ikt.docx | 140.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационно - коммуникационные технологии»
Подготовила: воспитатель -Негодяева Татьяна Михайловна
(МДОУ детский сад общеразвивающего вида№28 «Ласточка»)
Многие ученные мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые три года. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец определяют ранний возраст как важнейший стартовый этап в жизни человека. Каким он будет этот старт, во многом зависит от воспитателя и его профессиональных компетенций.
Ведущую роль в формировании личности ребенка раннего возраста, кроме семьи играют и другие близкие взрослые, т. е воспитатели группы. Дети раннего возраста восприимчивы ко всему, что окружает их. По мнению Л. С. Выготского, «все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением (83%), из нее 40% запоминается. Чем богаче и шире чувственный опыт, тем полнее и реальнее представления и знания ребенка об объекте. Что бы помочь маленьким детям познать окружающий мир качественно, емко, я как их проводник в мир социальных объектов и отношений стараюсь задействовать максимально возможное количество анализаторов.
Актуальность. Поскольку детей от одного года до 3 лет особенно привлекают яркие, красочные предметы, в психологии возникла и стойко удерживается теория о решающей роли цвета в восприятии ребенком предмета (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр) вижу целесообразность использования ИКТ со своими возможностями и ресурсами. Аудитория может задать правомерно вопрос: «А чем хуже цветная картинка?» ИКТ дает возможность передать движение, объем, глубину, цвет и оттенки, звучание объекта или субъекта, а также показать взаимоотношения, эмоции и т. д. Все дети по своей природе кинестетики, мобильность предъявляемого через ИКТ актуально для детей, а возможность обратной связи вызывают устойчивые эмоции интереса, что является основным мотиватором деятельности, как психической, так и деятельной.
Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д. ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или объекта, обеспечить который в реальности сложно.
Использование ИКТ создает позитивную атмосферу в период адаптации:
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка раннего возраста;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
1.Внедрение ИКТ транслирует в наглядном плане передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта от взрослого к детям.
2.Современные ИКТ, повышая качества обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающий среде и социуму.
3. Активное и эффективное внедрение новых технологий в воспитание и образование детей в условиях ДОУ отвечает требованиям современного общества и процесса реформирования традиционной системы образования в свете современных требований
Цель повышение качества воспитательно – образовательного процесса в работе с детьми раннего возраста
Задачи:
- Повысить компетентность всех участников образовательного процесса по реализации ИКТ в процессе воспитания и образования детей раннего возраста.
- Систематизировать эффективные методы и приемы работы с применением ИКТ в воспитании детей раннего возраста в
- Сформировать ресурсную базу ИКТ через картотеки по разделам
- Отобрать материал яркий, образный и в доступной форме, с реализацией дидактических принципов в работе с детьми раннего возраста
- Включить в воспитательно – образовательный процесс с использованием ИКТ всех участников процесса.
В процессе выступления я постараюсь отстоять свою точку зрения об актуальности использования ИКТ в воспитательно – образовательной работе с детьми раннего возраста
Использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста обладает рядом преимуществ:
- наглядно- действенный тип информации;
- мотивация к активному восприятию материала;
- познавательная активность детей;
- полисенсорное восприятие материала
Использование звука, мультипликации, графики обеспечивает развлекательный характер образовательного содержания, что гарантирует высокую степень внимания и мотивации взаимодействия со стороны детей.
ИКТ – это комплекс учебно – методических материалов, инструментальных и технических средств.
Для работы с детьми раннего возраста использую разное оборудование:
- Информация в электронном формате (видео, аудио, анимация, изображение - слайд)
- Информационные носители (Флэш-памяти, DVD, CD)
- Мультимедиа (презентации)
- Аудиовизуальное оборудование (ноутбук, компьютер, ЖК-телевизор, проектор, интерактивная доска)
Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста
1. Презентации в PowerPoint/ Видео
2. Создание дидактических игр
3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса животных и т. д. с подтверждением картинкой
4. Картотеки предметных картинок, с использованием:
а) метода «Сиквейна»
б) метод «Сторителлинг»
5. Физкультминутки
6. Гимнастика для глаз
7. Фонотеку для режимных моментов
8. Фонотека на релаксацию и активизацию
9. Создание электронной библиотеки
- Электронное портфолио
Слайды или видеофрагменты позволяют показать моменты из окружающего мира: например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество. Можно воспроизвести жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни, воспроизвести звуки природы.
В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей проводниками в мир новых, современных технологий. В нашем детском саду педагогические работники также активно используют ИКТ.
Можно выделить области применения ИКТ:
- Создание развивающей среды
- Непосредственная образовательная деятельность
- Взаимодействие с родителями
- Обмен опытом и знакомство с наработками других педагогов
- Участие в различных конкурсах
- Формирование картотеки дидактических игр
- Картотека записей утренников, развлечений, НОД и самостоятельной детской деятельности
- Тематический набор картинок
Анализ собственной и детской деятельности позволяет скорректировать собственную педагогическую деятельность, а также еще раз увидеть детскую активность, их ЗУН и выстроить несколько иную тактику при необходимости. Просмотр записей, их частей помогает детям актуализировать их знания о себе, детях группы, способствует развитию социальных компетенций в целом.
Применение ИКТ реализуется мною на обще дидактических принципах:
- принцип активности
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип систематичности и последовательности
- принцип развивающего обучения, дифференцированного подхода
- принцип воспитывающего обучения
- принцип интерактивности компьютерных средств
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, детско – родительские коммуникации не продолжительны во времени – это время подъема, путь в детский сад и обратно, вечерние два часа также посвящены решению бытовых проблем. Общение ограничиваются односложными ответами, носит эмоционально личностный характер. Эмоционально – деловой, по поводу общего дела, реже, соответственно констатируем уже на этапах раннего возраста задержанное коммуникативное и речевое развитие. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.
Всё это может обеспечить информационно-коммуникативные технологии.
Продолжительность занятия с детьми раннего возраста не более 10 минут.
Пример занятий с использованием ИКТ в процессе образования с детьми раннего возраста
1) метод «Синквейн» используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Алгоритм Синквейна похож на лесенку. К основным правилам составления Синквейна относятся следующие:
1 строка –ключевое слово (на нашем примере – это Машина)
2. строка –признак предмета (маленькая, красная)
3 строка –действие (стоит, едет, играть)
4 строка – предложение (машинка красная стоит на столе)
5 строка –слово – резюме (машинка)
2) метод «Сторителлинг» - педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания. Цель Сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Например: Ребята, посмотрите, я встретила девочку, которая плачет, а давайте посмотрим, почему плачет, и далее начинаем вместе с детьми строить рассказ.
3) Далее я хочу познакомить с использованием ИКТ на примере непосредственной образовательной деятельности по теме «Домашние животные»
Цель: Познакомить детей группы раннего развития с новой формой занятия; повышение эффективности образовательного процесса за счет ИКТ.
На слайде мы можем показать полисенсорное воздействие сразу на несколько анализаторов: слух, зрение, кинестетики, что способствует более полному, быстрому и качественному запоминанию, восприятию объекта или предмета.
Детям предлагаю посмотреть на картинку «Домашние животные» в презентации Microsoft Power Point. Назвать животных, которые присутствуют на картинке. Далее предлагаю послушать реальные звуки, которые издают эти животные, затем попросить детей соотнести звуки животных и повторить, что способствует развитию речи и слуха.
Следует учитывать влияние гаджетов на зрительный анализатор, вследствие зрительного восприятия мигающего экрана пересыхает слизистая глаза. Провожу гимнастику для глаз: «Глазки закрыли, ресничками похлопали, глазки отдохнули».
Гимнастика для глаз с появлением бабочки, прослеживание за её движением, также снимает напряжение со зрительного анализатора.
С помощью программы Power Point создаю дидактическую игру. Занятие проводится в игровой форме.
Дидактическая игра «Кто лишний» (предлагается детям назвать животных и где они живут).
Дидактическая игра «Кто что ест?»
На картинке заяц, предлагается детям назвать каждый продукт и угадать, что есть зайчик. Ребята, огурец зайчик есть? Правильно нет (щелчок мышки и огурец исчезает и т.д.).
Методическая разработка занятия «Волшебная капелька» в группе раннего возраста
(подготовила воспитатель в.к.к. Негодяева Т.М.
МДОУ детский сад №28 «Ласточка»)
Цель: формировать знания детей о воде.
Задачи:
1.Обучающие:
-стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
2.Развивающие:
- развивать речевую активность;
- формировать у детей познавательный интерес к природе и к экспериментированию;
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность и коммуникативные навыки детей.
3.Воспитывающие:
-воспитывать доброе отношение к природе, положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Оборудование: компьютер, экран, колокольчик, емкость с водой по количеству детей, губки на каждого ребенка, зонтик для музыкальной игры, аудиозапись, солнышко – игрушка.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы - проснулись!
Воспитатель: Кто это? На улице сейчас весна, ярко светит солнышко, тает снег, бегут ручейки
Он приглашает нас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете.
Закройте глазки и прислушайтесь.
Что вы услышали? (ответы детей).
Мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды и попадем мы в чудо-сказку про маленькую капельку.
-Жила-была маленькая капелька.
Слайд 3.
Где была капелька, там была и вода. А там,где была водичка всем было хорошо: и рыбкам
(и цветам, и деревьям)
.Потому что их поливал дождик. Дождик – это много – много капелек.
- Сколько капелек? (ответы детей).
Но вот однажды подул сильный ветер – ффффуууу.
Как ветер дует (дыхательная гимнастика). И налетела тучка
Посмотрите, из тучки капают капельки воды.
Воспитатель: И у нас есть тучки. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столику.
- Что лежит в тарелочках? (ответы детей). Правильно, губки, и они очень похожи на тучки.
Сожмите её и посмотрите, течёт из тучки водичка или нет?
Из чего состоят тучки? Тучки состоят из капелек.
Воспитатель: Ребята, вы наверно устали? Давайте сделаем зарядку!
Физкультминутка: "Ой, Лады-лады"
«Ой, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!»
А у нас опять засияло солнышко.
Стало тепло, тепло (дети протягивают ручки к солнышку).
Какое солнышко? (теплое, доброе, яркое, лучистое.)
И капелька наша улетела в свою тучку.
Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (сл. А. Барто).
Рефлексия.
Воспитатель: А теперь, скажите-ка мне, кто приходил к нам в гости? Где живет маленькая капелька? Кому нужна водичка?
«Кому нужна водичка?
И рыбкам, и птичкам
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда помогает нам вода!»
4. С помощью мультимедийных технологий, в игровой форме можно учить и закреплять цвета: например: позвать в гости художника и с применением презентации, раскрасить радугу и т.д.
Используя такие занятия, дети получают более полное, реальное представление об окружающем, при этом, не проводя много времени перед проектором. Я считаю, что использование ИКТ позволяет наиболее успешно и полно реализовать развитие детей, а также повысить эффективность образовательного процесса
Взаимодействие с семьями
Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Сайт детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Мини сайт педагога. На личной веб-странице размещаю консультационные материалы, возрастные особенности, советы, рекомендации.
Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылаю текущую информацияю: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.
Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.
Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.
Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).
Порекомендовать использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.
Мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
Использую мультимедийную презентацию во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
Создана группа в приложении на Watsape.Где размещаю фото и видео, занятий, мероприятий проводимых в группе.
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают материал
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
тренируется эффективность внимания и память;
пополняется словарный запас;
формируется тончайшая координация движений глаз;
воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
развивается начало процесса воображения и творческих способностей;
создается база для формирования наглядно-образного мышления;
развивается самостоятельность и формируются личностные характеристики
В заключение хочется добавить, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: желательно использовать упражнения для глаз.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно – коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Необходимо разумные использование данной технологии, в сочетании с традиционной подачей материала и обязательно основываясь на основном виде детской деятельности – игре. А для повышения ее интереса, активности и деятельности предлагаем вам в подарок картотеку мотиваций.
Спасибо за внимание
Список использованной литературы
1.Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2007
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007
4. Новые формы работы с родителями при подготовке ребенка к школе: сборник материалов семинара / Под ред. В.Е. Молодцовой, О.Г. Чеховских. – Самара, 2007
5. «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений / авт.-сост. В.Е. Ламплан, И.А. Желтикова. – Волгоград: Учитель, 2011
6. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи. https://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
7. И.И Комарова, А.В Туликов «Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании»
8. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] // https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/sovremennye-innovacionnye-formy-raboty-s-roditelyami-vospitannikov-v-uslovii
9.Моторин В. В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Журнал «Дошкольное воспитание» Изд-во: ООО Дошкольное воспитание, № 11 - 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Опыт работы на тему «Использование технологии развивающих игр Б.П.Никитина «Логические кубики» и потенциала информационно коммуникационных технологий в процессе формирования логического мышления ребенка дошкольника».
Опыт работы по развитию логического мышления дошкольников...
Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».
Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...