«Знакомство детей с народно - прикладным искусством».
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Доклад из опыта работы «Знакомство детей с народно - прикладным искусством».
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.
Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.
Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.
В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.
Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.
Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнаментвсё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.
Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубоватосиними широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.
Знакомя с мастерством народных умельцев и с фольклором помогаю нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Задачи, которые я использую в своей работе следующие :
1.Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2.Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваем выставки, проводим занятия.
Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.
Знакомим детей с декоративно- прикладным искусством через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: составляем описательные рассказы по игрушкам, придумываем сказки.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Этот материал мы используем для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно - прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой, поэтому ознакомление с народными промыслами мы дополняем музыкальным воспитанием дошкольников.
С целью приобщение детей к миру искусства, знакомства с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрешка), развитию художественного вкуса, предоставлению условий для самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр в группе создали мини - музей «Удивительная проспись». Музей находится в групповой комнате, в зоне художественного творчества. Экспонаты музея располагаются на полочке по тематике. В музее также размещены: иллюстративный материал, дидактические игры. Все выставленные объекты доступны детям. На базе мини-музея организовываем кратковременные выставки, экскурсии. Мы постоянно обновляем мини – музей новыми экспонатами, дидактическими играми, иллюстративным материалом. Огромную помощь нам в этом оказывают родители.
Важно в этот период дошкольного детства сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить его не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа систематически и целенаправленно проводится в нашем детском саду и организовывается в каждой возрастной группе детского сада.
В младшей группе детей учим рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала мы рассматриваем пятнистых лошадок, нарядных кукол, играем с ними, а затем украшаем фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовываем силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.
В работе с детьми широко использую такие формы, как:
– экскурсии в мини – музеи детскогосада: « Удивительная роспись», « Народная игрушка» , « Мой край - Белгородчина».
– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;
– рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;
– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях;
– продуктивная деятельность (после рассказа и показа, предоставляем детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла).
В свободной деятельности используем серии альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»), раскраски с изображением народных промыслов.
С целью расширения знаний родителей в области искусства вниманию родителей в течение учебного года были представлены консультации: «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие; специальная литература, фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с дымковской игрушкой, матрешкой, совместное посещение выставок в мини - музее «Хоровод матрешек», « Ткань для дымковских бырынь», «Дымковские барышни в нарядных юбках».
В средней группе мы продолжаем формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учим детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора. Рассматривая , с детьми предметы народного искусства, мы учим их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. При рассматривании мы обращаем внимание детей на разнообразие цветов. Мы объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Учим детей составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от : правильной организации восприятия детьми изделий, использования игровых приёмов, сюрпризных моментов. С первых занятий мы учим воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Мы даем ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям мы даем силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги. Когда дети освоят дымковскую роспись, знакомим их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек. В течение года проводим несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Кроме того, при изображении предметов предлагаем детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу, ориентируясь на умения, которые дети приобрели раньше на занятиях по рисованию.
При знакомстве детей старшей группы с декоративно – прикладным искусством ставим следующие задачи:
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов,
- закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке;
- познакомить с городецкой, хохломской, жостовской росписью, росписью Полхов-Майдана, росписью декоративных тканей;
- учить выделять характерные элементы композиции, цветовой строй;
- закреплять умение выполнять декоративный узор на бумаге разной формы; - развивать чувство ритма, цвета, композиции;
- развивать творчество, интерес к декоративно-прикладному искусству. В старшей группе продолжаем учить детей составлять узор по мотивам народного искусства. Мы учим воспитанников выделять особенности каждого вида росписи.
Последовательность ознакомления с росписью:
Эстетическое восприятие изделий народных мастеров. Определение вида росписи, прикладной направленности изделия: посуда, доска, декоративное панно, игрушка).
Восприятие узора: выделение содержания узора (например, в городецкой росписи – цветы, листья, птицы), определение колорита узора и связи его с назначением предмета. У дошкольников необходимо воспитывать умение составлять, симметричные узоры на бумаге разной формы (полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, овале), выделяя середину, углы, кайму; создавать узор для ткани, чередуя элементы (полосатый, клетчатый орнамент, заполнение всего листа 2-3 элементами путём сочетания крупных и мелких форм); украшать объёмные формы – лепные изделия, работы из картоны (коробочки, бокалы). Следует побуждать детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.
К восприятию произведений народного декоративно – прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и филимоновских игрушек. В старшей группе эту работу продолжаем. При рисовании по мотивам городецкой росписи обращаем внимание детей на особенности ее цветового и композиционного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа — одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Мы учим воспитанников видеть красоту сочетания розового и темно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомим с приемами украшения листьев. Сначала, рассмотрев один самый простой цветок-бутон, дети украшают им полосу или квадрат, располагая по-разному листья, сочетая оттенки, цвета. После того, как дети изобразят 2—3 цветка, показываем общий принцип: сначала у всех цветов рисуют круг (розовый, голубой, оранжевый), затем маленький круг и дугу или несколько дуг, подбирая цвет к оттенку (голубой и синий, розовый и темно-красный). При этом он подчеркивает, что в зависимости от того, как расположены дуги, получаются изображения разнообразных цветов. Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр.), обращаем их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции. При рассматривании хохломской росписи отмечаем , что чем легче завитки, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску (спинку стула), квадрат, прямоугольник (стул, стол), круг (декоративная тарелка, панно и пр.); как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Нужно учить их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников. Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистой линии). Знакомство с хохломской росписью происходит по той же схеме. Нужно всегда помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии имеет месть игровая мотивация для детей. На последнем занятии дети составляют на бумаге (полосе, квадрате, круге и др.) узор по типу той росписи, с которой знакомились. Форму бумаги ребенок выбирает сам. Наборы бумаги подготавливаем мы. Эти занятия являются итоговыми и дают нам возможность выявить уровень развития восприятия, представлений о виде народного искусства, умений в составлении узоров. В течение года 5-6 заданий отводят на рисовании по замыслу. Дети сами составляют декоративный узор, произвольно рисуя разные элементы, подбирая по-своему цвета , выполняя различные композиции.
Знакомя детей с народно- прикладным искусством мы не забываем и о родном крае. Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т.к. отображает само бытие этноса. Мир необходимых предметов - одежды, утвари, орудий труда является результатом развития традиционных ремесел и промыслов, который складывался, исходя из природных условий: климата и рельефа; особенностей формирования населения с точки зрения его этнического, социального состава.
Особое внимание мы уделяем старооскольской глиняной игрушке, знакомим детей с историей возникновения игрушки, элементами узора, известными мастерами.
Задачи которые мы перед собой ставим следующие:
- Познакомить детей с элементами и семантикой узора белгородской глиняной игрушки;
-Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно придумывать узор для росписи глиняной игрушки;
- Совершенствовать технические приемы рисования: кончиком кисти, всем ворсом;
-Развивать творческие способности детей, вариативность в составлении узора.
-Воспитывать любовь к родному краю, народным мастерам, как носителям художественной культуры.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Они систематически организуются в мини – музее группы .При этом выставляем произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности. Такие выставки радуют и детей, и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация Основные аспекты деятельности по знакомству дошкольников с народным прикладным искусством и фольклором"
Консультация Основные аспекты деятельности по знакомству дошкольников с народным прикладным искусством и фольклором"...
ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с народным прикладным искусством»
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусст...
Презентация на тему "Знакомство детей с народно- прикладным искусством. Филимоновская игрушка"
Цель презентации познакомить детей с народно-прикладжным искусством, Филимоновской игрушкой....
Презентация на тему "Знакомство детей с народно - прикладным искусством. Дымковская игрушка"
Цель познакомить детей с народно - прикладным искусством, дымковской игрушкой....
Материал для знакомства детей с народно - прикладным искусством народов России
В папке собран материал с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, через знакомство с ним дети получат первые яркие представления о Родине, о ее культур...
Самообразование: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей ЗПР, через знакомство детей с народно-прикладным искусством»
Рекомендовано для воситателей детского сада коррекционной наравленности....