Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с народным прикладным искусством»
консультация (средняя группа) на тему
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа.
Народное декоративно- прикладное искусство нашей страны – одно из средств эстетического воспитания. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_npi.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 30
Консультация для педагогов
Тема: « Знакомство дошкольников с народным прикладным искусством»
Выполнила: воспитатель средней группы
Яцюк Светлана Александровна
Павлово 2014
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа.
Народное декоративно- прикладное искусство нашей страны – одно из средств эстетического воспитания. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо.Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор. Народный мастер создает разные изделия
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям. Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явление, что нужно специально указывать на нее как продукт народного творчества. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного творчества, имеющая свои традиции. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка.
Раскраска народной игрушки представляет одно из ее неоспоримых достоинств. В состязании с ней не всегда рискнет вступить фабричная игрушка: до того живы, ярки, по-детски выразительны ее рисунки и краски.
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике. Люди, лошади, пароходы и др. Выразительность формы, яркие живые краски, наивный «детский» орнамент, все это придает игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, четкость формы сочетаются с живой раскраской.
Матрешка- русская красавица. Она привлекает своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрешки не только в ее красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрешки свое. Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато – синеватыми мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.
Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали ее яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Богородская резная игрушка. В ней все живо все близко малышу: и сюжет, и образ. Фигурки животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силен познавательный элемент богородской игрушки. Через нее ребенок получает верное представление о животных и разных предметах.
При ознакомлении детей с народным прикладным искусством решаются следующие задачи:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно – прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формирование обобщенных знаний и умений:
-умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;
-освоение детьми характерных элементов колорита, композиции.
3.Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувств формы, ритма, симметрии.
Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенными видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками, материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.
Третья задача предусматривает обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи – главное.
Знакомить детей с декоративным прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества оказывает благоприятное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие – эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в старшей группе знакомство с народно прикладным искусством
Нод в старшей группе...
Знакомство с народно-прикладным искусством. Конспект занятия по теме "День рождения у матрешки"
Задачи:Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...
Кроссворд для педагогов по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим до...
Мастер-класс для педагогов "Знакомство с народно-прикладным творчеством России "Гжель"
Мастер-класс для педагогов "Знакомство с народно-прикладным творчеством России "Гжель"...
Знакомство с народно-прикладным искусством "Дымковская игрушка"
Знакомить детей с мастерами народного искусства, а так же с историей образования игрушки....
Консультация для педагогов на тему "Декоративно-прикладное искусство в художественном развитие детей"
Развития художественно-творческих способностей детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством....