Семинар : "Песочная терапия-инновационная деятельность в развитии дошкольников"
консультация

     Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В начале этапа занятия проходили индивидуально, и в основном комментировала я песочные картины детей, но постепенно ребята сами стали рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше по времени хотелось играться в ней. Затем, я стала брать подгруппу, и мы стали играть в игры предложенные мною, а потом и в придуманные самими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Тема «Песочная терапия – инновационная деятельность в развитии дошкольников»

         

Подготовила: учитель-дефектолог

Федюкина Е.В.

      Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. А еще можно нарисовать на песке картину, и поиграть в «мину».

Что же такое пескотерапия?

      Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

      По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет.

      Однако родители и воспитатели, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу или другому специалисту, надеясь справиться с проблемой самостоятельно, а время идет, и проблема становится все серьезнее. Поэтому важно, как можно раньше диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности.

     Но предлагаемые методики рассчитаны на детей постарше. Поэтому в дошкольных учреждениях стали все чаще использовать пескотерапию. В своей практике я часто обращаюсь к песочной терапии. Благодаря играм с песком, активные дети быстрей успокаиваются, а дети, которым с трудом дается общение со сверстниками, находят общий язык.

     Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В начале этапа занятия проходили индивидуально, и в основном комментировала я песочные картины детей, но постепенно ребята сами стали рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше по времени хотелось играться в ней. Затем, я стала брать подгруппу, и мы стали играть в игры предложенные мною, а потом и в придуманные самими детьми.

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер;

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Процесс обучения дошкольника очень труден, ребенок быстро утомляется, столкнувшись со сложной задачей, но, как я убедилась на практике, именно песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивными детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения: например, игра «Мина» (ребенок закапывает руку так, чтобы не было понятно, где находятся его пальчики. Другой ребенок начинает медленно разгребать этот песок, стараясь не дотронуться до пальцев. Выигрывает тот, кто больше отыскал пальчиков, при этом не дотронулся до него. Еще одна игра «Протяни дальше» (нужно как можно дальше протянуть пуговицу, пока она не покажется вся.

Эффект песочной терапии:

позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

положительная динамика в развитии:

образного мышления;

тактильной чувствительности;

зрительно-моторной координации;

ориентировки в пространстве;

сенсор-моторного восприятия.


Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

Развитие творческих, созидающих возможностей личности;

Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

Формирование позитивных коммуникативных моделей;

Творческая коррекция проблемных ситуаций;

Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность,       самостоятельность, ответственность);

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

Развитие навыков общения.

    Еще один из способов работы с песком тоже очень нравится нашим детям. Я называю его «Рисование песком».Мы рисуем картины из песка

      Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга.

     Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,  развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белоусова, Е. Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.

Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми.

Статья рекомендована педагогам и психогоам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"

Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми....

Применение элементов песочной терапии в коррекции речевого развития дошкольников.

Применение элементов песочной терапии в коррекции речевого развития дошкольников....

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников".

Цель: повысить компетентность педагогов. Выяснить как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей....

Презентация "Семинар - практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Данная тема была запланирована в годовом плане детского сада. Мною разработан план проведения мероприятий. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развит...

Семинар - практикум с элементами тренинга. Познавательное развитие дошкольников средствами проектной деятельности.

Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потр...