Приобщение детей старшего дошкольного возраста к экономике
статья (подготовительная группа)

Краткие рекомендации, как сформировать у старших дошкольников экономические представления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_ekonomike.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к экономике

« Из каждого человека должен вырасти

Не только хороший, честный человек,

Но и хороший, честный хозяин».

А.С. Макаренко.

Информация о социальной действительности оказывает огромное воздействие на формирующуюся личность. Многие стороны нашей жизни вызывают у детей огромный интерес. К примеру – почему невозможно купить все, что хочется? Эти экономические явления заключают в себе огромный нравственный потенциал, оказывают влияние на становление ценностных ориентаций ребенка, нравственных понятий, поиску своего «я», складывающемся в экономическом образе мышления.

Формирование личности в дошкольном возрасте начинается с отношения к предметному, вещному миру, удовлетворяющему одну из важнейших потребностей людей.

Приобщение детей к экономике оказывает огромное влияние на отношение ребенка к материальным и духовным ценностям, становлению личности в целом. Поэтому цель моей работы с детьми по экономическому воспитанию состоит в формировании у детей доступных экономических понятий, становлению ценностного отношения к предметного миру как результату труда людей.

Приобщая детей к миру экономических ценностей, я формирую у детей представления о вещах как результате труда людей, знакомлю с такими понятиями как «труд», «продукт», «деньги», развиваю умение владеть навыками свободного общения, воспитываю такие качества как бережливость, экономность, рациональность, трудолюбие.

Я разработала систему методов и приемов воспитания у детей нравственно – ценностного отношения к предметному окружению, формированию нравственного поведения в пространстве экономических ценностей.

Свою работу я начинаю с детьми среднего возраста. Используя принцип доступности, учебный материал преподношу таким образом, чтобы дети самостоятельно находили решение проблемы, возникал познавательный интерес. Учитываю сложность данного материала, поэтому процесс познания отражается в разнообразной детской деятельности, совмещается с игрой.

Занятия провожу в различных формах: занятия – путешествия, занятия – соревнования, занятия – беседы, занятия – экскурсии.

Освоение материала происходит при помощи многочисленных средств, методов и приемов.

Необходимым условием всех занятий является игровая импровизация. В группе «живет» гном Эконом. Он и другие сказочные персонажи помогают детям усвоить сложные экономические понятия, такие как «потребности», «ресурсы», «товар». Кукла Экономика играет с детьми в  развивающие игры « Подбери витрины магазинов», «Не забудь взять с собой в дорогу», « Экономическая цепочка слов», а зайка Всезнайка помогал раскрыть смысл пословиц на экономические темы: « хорошо живет тот, кто много работает и учится», « Маленькое дело лучше большого безделья» и др.

При изучении нового материала использую элементы теории решения изобретательных задач, где дети определяют потребности животных и человека. Также проводились различные  эксперименты, где дети самостоятельно делали вывод, что растениям для жизни необходимы тепло, свет, воздух и вода.

Регулярно к детям приходит вежливый Медвежонок, который знакомит детей с правилами хорошего тона. Проходя «практическую ситуацию» дети узнают правила поведения, которых надо придерживаться, находясь в разных местах.

В беседах с детьми обсуждаем их интересы, отношение к книгам, музыке, искусству…

С большим удовольствием дети играют в дидактические, ролевые, развивающие, коммерческие игры.

Ролевые игры помогают освоить тему: «Производители и ресурсы», а в таких сюжетно-ролевых играх как «Больница», «Магазин», «Завод», «Салон красоты», «Стройка», «Пекарня» и.т.п. закрепляю знания о профессиях.

Дидактические игры «Кому что нужно», «Выбираем работу», «Кому без них не обойтись» закрепляют представления детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Развивающие игры «Пятый лишний», «Подбери витрины магазинов», «Не забудь взять с собой в дорогу» формируют экономическое мышление.

Одни из любимых – это рекламные игры. Например-«Рекламная служба». В данной игре детям необходимо придумать текст к картинкам. Один из вариантов ответа: « плюшевый медвежонок поможет родителям занять ребенка, пока они заняты неотложными делами». Подведением итогов по данной проблеме является придумывание детьми собственной рекламы на тему: « Если бы у меня было собственное дело». Это один из эффективных методов развития детского творчества, изобретательности, находчивости, социальной ориентации.

Для изучения темы «Цепочка производителей» использую интерактивную доску, где дети определяют путь «от зерна до хлеба», «от кирпича до дома», «путь фарфоровой чашечки».

Закрепление знаний о технологической карте и ресурсах происходит при проведении практического занятия по изготовлению печенья.

В группе работает кружок: «Наши руки не знают скуки». Дети сами определяют, какие материалы потребуются для изготовления поделки.

Помогают детей приобщить к экономике сказки из сборника А.А. Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», которые расширяют представления детей о мире, человеческих отношениях.

Организовать детей в данном направлении мне помогает проектный метод обучения, который усиливает мотивацию и интеллектуальную инициативу.

Разработанный мною проект: «В мире экономики» позволил детям в самостоятельно организованных играх использовать экономические понятия и термины. Использование краткосрочного проекта «Кулинарный поединок», а в рамках него информационных средств обучения, учит детей находить рациональные способы использования теста.

Работа в данном направлении может быть реализована при условии высокого уровня нравственно-трудового воспитания. Так как труд является ведущей приобщению детей к труду. Я обращаю внимание на мотивы, побуждающие ребенка к труду, его отношение к результату труда, заинтересованность в качественном выполнении порученной работы и своих обязанностей.

Играя с детьми в игры «Аукцион», «Супермаркет», помогаю осознать, что качественно выполненной работе отдают предпочтение по сравнению с той, которая выполнена неаккуратно.

Для успешной работы по проблеме была создана разнообразная и содержательная предметно- развивающая среда. Оформлен уголок экономического воспитания, куда входят: Гном Эконом, кукла экономика, зайка Всезнайка, вежливый Медвежонок, экономическая карта, дидактические пособия, литература, игры, рекламные листки, ролики, альбомы.

В группе есть зоны для продуктивной творческой деятельности: уголок искусства (для занятий аппликацией, рисованием, лепкой, ручным трудом); уголок умной книжки, где можно ознакомиться с художественной и научной литературой - сказки, рассказы, энциклопедии, книги о животных, растениях, мире людей); экспериментальная лаборатория для самостоятельной исследовательской деятельности; уголок логико-развивающих игр ( дидактические, настольно-печатные, головоломки).

Свою работу по приобщению детей к экономике я согласовала с родителями, заручилась их поддержкой. Взаимодействие с родителями организовываю в разных формах: индивидуальная работа, «информационные письма», групповые семинары, тренинги, практикумы.

На семинарах мы обсуждаем какое - либо направление в воспитании детей: трудовое -участие детей в делах семьи, бережное отношение к вещам. Велись дискуссии на тему: « Давать ли ребенку деньги?», проведен семинар-практикум «Как сформировать разумные потребности у ребенка».

Организовываю совместные проекты по обмену опытом семьей, своими традициями, семейный праздник «Откуда пришел хлеб?», посещение магазинов родителей вместе с детьми, рассказы родителей о своей профессии, семейном бюджете, помощь родителей в решении проблемы «деньги и дети», рассматривание с детьми разных видов уличной рекламы.

Проводила анкетирование среди родителей «Правила семейного быта», «Обязанности ребенка по дому», «Полезные навыки и привычки», «Труд и деньги».

Посещая с родителями магазин, дети знакомились с назначением денег, понятиями «продавать», «покупать», «сдача», «кассир», «продавец»

Результатом совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по проблеме «реклама и дети» стало придумывание рекламы вместе с родителями к рисункам по темам: «Какая реклама мне нравится», «Телереклама». Такое сотрудничество сближает детей и родителей, приводит к взаимопониманию и содержательному общению.

Дети с удовольствием слушали рассказы родителей о своей профессии, рассматривали уличную рекламу, помогали родителям совершать рациональные покупки.  

В итоге хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике- это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа будущей семьи.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экономикой

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственнос...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Занимательная экономика"

Программа дополнительного образования для работы с воспитанниками в ДОО . Расчитана  на 1 учебный год....

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная экономика»

Формирование представления дошкольников старшего возраста о деньгах, профессиях, понятиях: бережливость, рациональность, экономия....