Статья «Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»
статья
«Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
Для реализации работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников по такой системе созданы следующие условия.
Повышение уровня самообразования педагогов. Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, уметь это сделать методически правильно и хотеть научить ребенка, дать ему необходимые знания в соответствии с его возрастом и потребностями. В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы, курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах.
Создание предметной развивающей среды
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из
пяти основных образовательных областей. Оно включает 4 направления:
- развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей,
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,
- трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребенка — это жизненная лаборатория. В группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных творческих игр, которые помогают детям освоить особенность человеческой деятельности. Мы используем широкий диапазон самых разнообразных творческих игр, и игр с правилами. Настольно-печатные, дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованные игры.
Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх: Поскольку Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических процессов. В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы воспитатель должен играть вместе с детьми;
На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой. Который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.
Следующее направление в «Социально-коммуникативном развитии» является Формирование навыков безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность). «Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).»
Одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.
Его реализация отражена в учебном плане ДОУ осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, фестивале, экскурсиях, в играх, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Мы создаём все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников.
- Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников. Это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе. Это выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Мы работаем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-участие в различных конкурсах
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-анкетирование родителей;
-консультации для родителей;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Планируя свою работу с родителями, ДОУ отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. И в завершении хотелось бы отметить, постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует полноценному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность как самостоятельно, так и совместно принимать решения и следовать их выполнению. Спасибо за внимание!
Список литературы
1.Антопольская, Т. А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская, С. С. Журавлева// Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. - 2014. - №4(32). - С.178-194.
2.Болотова, А. К. Социальные коммуникации / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М. : Издательский дом Высшей школы, 2015.
3.Ерофеева, Т. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе взаимодействия старшего поколения семьи с детьми / Т. И. Ерофеева, А. Н. Дорхина // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М. : ООО «Русское слово». - 2015. - С. 34-54.
4.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 c.
5.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Издательство «Штиинца», 1983. – 112 с.
6.Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 c.
7.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_sotsialno-kommunikativnom_razvitii_rebyonka.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
Для реализации работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников по такой системе созданы следующие условия.
Повышение уровня самообразования педагогов. Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, уметь это сделать методически правильно и хотеть научить ребенка, дать ему необходимые знания в соответствии с его возрастом и потребностями. В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы, курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах.
Создание предметной развивающей среды
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из
пяти основных образовательных областей. Оно включает 4 направления:
- развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей,
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,
- трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребенка — это жизненная лаборатория. В группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных творческих игр, которые помогают детям освоить особенность человеческой деятельности. Мы используем широкий диапазон самых разнообразных творческих игр, и игр с правилами. Настольно-печатные, дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованные игры.
Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх: Поскольку Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических процессов. В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы воспитатель должен играть вместе с детьми;
На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой. Который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.
Следующее направление в «Социально-коммуникативном развитии» является Формирование навыков безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность). «Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).»
Одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.
Его реализация отражена в учебном плане ДОУ осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, фестивале, экскурсиях, в играх, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Мы создаём все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников.
- Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников. Это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе. Это выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Мы работаем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-участие в различных конкурсах
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-анкетирование родителей;
-консультации для родителей;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Планируя свою работу с родителями, ДОУ отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. И в завершении хотелось бы отметить, постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует полноценному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность как самостоятельно, так и совместно принимать решения и следовать их выполнению. Спасибо за внимание!
Список литературы
1.Антопольская, Т. А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская, С. С. Журавлева// Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. - 2014. - №4(32). - С.178-194.
2.Болотова, А. К. Социальные коммуникации / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М. : Издательский дом Высшей школы, 2015.
3.Ерофеева, Т. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе взаимодействия старшего поколения семьи с детьми / Т. И. Ерофеева, А. Н. Дорхина // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М. : ООО «Русское слово». - 2015. - С. 34-54.
4.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 c.
5.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Издательство «Штиинца», 1983. – 112 с.
6.Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 c.
7.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Роль речи воспитателя в развитии речи детей.
В данной статье речь идет о правильной постановке прежде всего речи воспитателя, а потом детей с нарушениями в речи и нет....
Рекомендации для воспитателя в социально коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Упражнения, формирующие навыки общения....
Конспект занятия воспитателя По социально-коммуникативному развитию в старшей группе<Юмах>
Конспект занятия воспитателя По социально-коммуникативному развитию в старшей группе<Юмах>ТЕМА: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГНОМОВ Цель: Закреплять знания детей о частях улицы : дорога, пешеходный переход...
Рекомендации для воспитателя в социально коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Упражнения, формирующие навыки общения....
Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»
Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками социально - коммуникативных навыков....
«Формы работы с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению развития ребёнка»
презентация для воспитателей...
Статья "Роль речи воспитателя в развитии роли речи детей"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь....