Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ(с нарушениями слуха)
материал
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ(с нарушениями слуха) (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-ped_harka_detey_s_ovzgluhih.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха)
Особенности познавательных процессов детей с нарушением слуха | Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности детей с нарушением слуха | |
Внимание | Концентрация внимания поддерживается с помощью зрительных раздражителей; распределение и переключение внимания протекают специфически, так как ребенок не может одновременно воспринимать наглядное пособие и смотреть на педагога. Объем внимания у детей с нарушением слуха не зависит от наличия или отсутствия тренировки. Устойчивость и продуктивность внимания управляемы при наличии положительной мотивации. Большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха. Продуктивность внимания у глухих воспитанников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. | Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушением слуха от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Для детей с нарушением слуха педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки окружающими детьми и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов в школе. У неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых. Возможно проявление у ребенка агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием его возможностей со стороны педагога и сверстников. Наблюдается приоритетное общение с педагогом и ограничение взаимодействия со сверстниками. «Неагрессивная агрессивность» — использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постучать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстнику). |
Память | Преобладание образной памяти над словесной. Осмысливание и вербализация при запоминании объектов, а также отсроченное воспроизведение у данных детей менее развиты, чем у слышащих. Особенности запоминания и воспроизведения наглядного материала в большей степени проявляются у детей с нарушением слуха дошкольного и младшего школьного возраста. Удержание в памяти сложного наглядного материала, его мысленное переконструирование вызывает значительно большие трудности. Дети допускают пропуски и перестановки звуков и слогов; могут смешивать слова, сходные по звукобуквенному составу; иногда искажают звуковой состав слов. Большие трудности наблюдаются в точном запоминании слов определенной грамматической формы. Дети с трудом переносят слово из одной группы и используют его в соответствии со измененным значением в другом сочетании. Наблюдаются трудности запоминания фраз, пропуски в них отдельных слов, нарушающих смысловое значение, что связано с ограниченностью словарного запаса и задержкой развития устной речи данного контингента детей. Стремятся к дословному воспроизведению речевого материала, хотя чаще всего успеха не достигают. Эта особенность наблюдается и в дощкольном, и школьном возрасте (старших классах). | |
Мышление | При нарушении слуха замедленность и затрудненность в овладении речью сказывается на развитии всех форм мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, а также на развитии у них основных мыслительных операций. У глухих детей по сравнению со слышащими сверстниками наблюдается замедленность в развитии мыслительных и практических действий. Наглядно-действенное мышление глухого ребенка связано непосредственно с его деятельностью и восприятием, и проявляется в процессе практического манипулирования с объектом, когда ребенок физически разъединяет, складывает, соотносит части воспринимаемого предмета. Некоторое отставание в решении сложных наглядно-действенных задач по сравнению со слышащими сверстниками у неслышащих детей обусловлено недостаточным уровнем сформированности речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...
Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с ребенком с нарушением зрения"
в консультациии предоставлены профилактические рекомендации по воспитанию детей с нарушением зрения....
Программа психолого – педагогического сопровождения для детей дошкольного возраста с нарушениями развития
программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии...
Психолого-педагогическая помощь родителям детей с нарушением слуха в ДОУ.
Психолого-педагогическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проблемами слуха родители сталкиваются с множеством проблем, от них требуетс...
Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности
В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...