Проект "Невероятные краски"
проект (старшая группа)

исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

«Детский сад №10» г. Ялуторовска

Областной креатив-фестиваль «Надежда»

 Направление: «Мир увлечений»

Исследовательский проект

Невероятные краски

     

  Автор:  Киприна Настя, воспитаница старшей группы

                                                                                                            МАУДО «Детский сад №10»                                                                                        

Руководитель:

                                                                                                          Посенчук Татьяна Владимировна,

                                                                                                                                       воспитатель

г. Ялуторовск, 2019 год

 Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает общие сведения о красках. Раскрывает историю появления, виды, материалы, процесс изготовления красок.      

Самостоятельные исследования ребёнка и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Так, опытным путём проверили, как можно сделать краски в домашних условиях, убедились в том, что при создании красок можно использовать натуральные продукты.  Далее дети совместно с родителями изобрели свои  краски.

Цель проекта:  формирование у ребёнка представлений о красках, из чего и как их изготавливают, о свойствах красок.

Во время работы над проектом использовали методы:

  • Чтение познавательной литературы.
  • Беседы.
  • Опрос детей подготовительных групп.
  • Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
  • Опыты.

Работа над проектом помогла активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Вывод: в ходе исследования гипотеза подтвердилась. Действительно краски можно сделать, самим не выходя из дома, но они будут отличаться от магазинных. Дети  научились изготавливать краску натуральных компонентов, как в старину.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………………………………...4

Научно-исследовательская часть…………………………………………………………………….......6

1. Социологический опрос ……………………………………………………………………………….6

2. История появления красок…………………………………………………………………………......7

3. Виды красок и область их применения………………………………………………………………..8

4. Материалы, из которых делают краски……………………………………………………………….9

5. Опыты по созданию красок…………………………………………………………………..............10  

Заключение……………………………………………………………………………………………….12

Библиография…………………………………………………………………………………………….13

Введение

У каждого человека есть свои увлечения. С раннего детства мы  любим рисовать. Всё своё свободное время дети проводят за рисованием, могут рисовать даже в машине. Родители часто дарят детям мелки, фломастеры, краски, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. У ребят не всегда получается нарисовать то, что они хотят, но они стараются, пробуют, просят помочь взрослых. Они умеют и любят рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но, давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Мы с детьми задумались, можно ли изготовить краски самим? Оказывается, мы мало знаем о происхождении красок, о способах их изготовления. Поэтому у нас возникло желание узнать всё о красках и  рассказать об этом друзьям. Поэтому тема нашего проекта «Невероятные краски».

Цель проекта: формирование у ребёнка представлений о красках, из чего и как их изготавливают, о свойствах красок.

Объект исследования: художественный материал, служащий для придания цвета.

Предмет исследования: краски.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей возникновения красок.
  2. Узнать виды красок, из чего их делают и как используют.
  3. Познакомиться с процессом изготовления красок в домашних условиях.
  4. Узнать о свойствах красок.

Гипотеза: краски можно сделать самим не выходя из дома, но они будут отличаться от промышленных.        

Этапы реализации проекта:

I. этап. Организационный:

- изучение литературы, энциклопедий, интернет-ресурсов;

- подбор материалов, пособий, игр по теме;

- беседы;

- планирование деятельности.

- опрос детей подготовительной группы;

II. этап. Практический:

- образовательная, продуктивная деятельность с ребёнком, родителями;

- выполнение работ по изобразительной деятельности;

- игры-опыты;

- самостоятельная деятельность ребёнка в группе, дома.

III. этап. Заключительный:

- подведение итогов проекта;

- оформление выставки творческих работ, презентаций, фотографий

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация «История возникновения красок».
  • Совместное изготовление красок и проведение опытов.

Ожидаемые результаты:

  • Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
  • Расширение знаний ребёнка о предметах окружающего мира – красках.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1. Социологический опрос

В своей исследовательской работе мы провели опрос среди детей подготовительной группы.  Им предложили ответить на вопросы:

  1. Любите ли вы рисовать?            
  2. Чем вам больше всего нравиться рисовать?
  3. Есть ли у вас дома краски?
  4. Знаете, ли вы из чего изготавливаются краски?

На вопросы ребята быстро дали ответы. 100% умеют и любят рисовать. Больше всего нравиться рисовать красками 60% детей, фломастерами – 28%,  карандашами – 12%. Также оказалось, что не у всех детей есть краски, а только у 72%, у 28% нет дома красок. Ребятам было, очень интересно узнать, знают, ли они из чего изготавливают краски. Оказалось, что 100% детей не знали.

2. История появления красок

История возникновения красок уходит своим началом в далёкие-далёкие времена. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах, на скалах, на собственной коже!         Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей – и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. 

Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины бывают разные – жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажа.

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные из кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица дали жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны – коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.

3.  Виды красок и область их применения

В зависимости от  характеристики и назначения  краски разделяются на различные виды:

  1. Акварельные краски используются для рисования исключительно на бумаге.
  2. Гуашевые краски бывают трёх видов:

- художественная (используется для написания картин);

- плакатная (с помощью материала выполняется оформление различной наглядной агитации);

- детская (имеет не токсичный состав, используется для рисования на бумаге).

  1. Акриловые краски – одни из новых видов художественных красок, популярны среди профессиональных живописцев. Материал применяется для рисования на стекле, керамике, бумаге, ткани, металле и дереве.
  2. Масляные краски рисуют таким составом на картоне, холсте, дереве, обычной или загрунтованной бумаге. Благодаря плотной текстуре и ярким цветам можно создать реалистическое изображение пейзажа или человека.
  3. Темперные – эти краски не смываются водой,  ими рисуют различные картины.  

4. Материалы, из которых делают краски

В составе любых красок выделяются такие необходимые компоненты как:

  1. Пигменты, иначе говоря – красители. Бывают биологические (из растений), животные (из насекомых, малюсков и пр.) и минеральные (из твердых пород). От того какой, используется  краситель зависит цвет краски.  
  2. Связующие – вещество, которое, связывает между собой красители. Это вода, масла, эфиры, клеи, жиры животного и растительного происхождения, смолы, полимеры и т.д.  

    

5. Опыты по созданию красок

Изучив состав красок, и как ее получали ранее и теперь, мы решил проверить свою гипотезу и попробовать сделать краску  почти как древний человек – используя только натуральные пигменты и натуральные связующие. Для этого мы провели несколько опытов.

Опыт № 1 «Создание чёрной акварельной краски».

Цель: создать чёрную акварельную краску.

Материал: активированный уголь, клей ПВА, ступка с пестиком.

Процесс: берём активированный уголь (очищенный уголь) и измельчаем  его в порошок (можно с помощью ступки пестиком). Затем смешиваем уголь с клеем ПВА.

Вывод: получился красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.

Опыт №2 «Создание серой акварельной краски».

Цель: создать серую акварельную краску.

Материал: активированный уголь, мёд, вода, ступка с пестиком.

Процесс: берём активированный уголь (очищенный уголь) и измельчаем  его в порошок (можно с помощью ступки пестиком). Затем добавляем мёд и немного воды и всё хорошо перемешиваем.

Вывод: получился красивый ровный цвет, который хорошо ложился на бумагу, но из-за мёда рисунок долго высыхал.

Опыт № 3 «Создание разноцветной акварельной краски».

Цель: создать разноцветную акварельную краску.

Материал: ягоды (облепиха, клюква, вишня), мёд, стаканчики, перчатки.

Процесс: взять ягоды и выдавить из них сок в разные стаканчики, затем добавить мёд и всё хорошо перемешать.

Вывод: краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.

Опыт №4 «Создание темперной краски».

Цель: создать темперную краску.

Материал: мел, яйцо, молоток, ступка с пестиком.

Процесс: разбить мел молотком остатки крошек мела измельчить с помощью ступки и пестика  в порошок, затем добавить яйцо, и всё хорошо перемешать.

Вывод: мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался.  

 

 

 

 Заключение

Итак, в ходе своего исследования нам удалось прийти к выводам:

  1. Краски появились вместе с появлением человека, в глубокой древности.
  2. Основа красок состоит из компонентов, используемых изначально – пигменты и связующее.
  3. В домашних условиях можно приготовить краски из натуральных компонентов, как в старину.
  4. Мы  выполнили рисунки домашними и промышленными красками. Сделал сравнительную характеристику.
  5. Наша  гипотеза о том, что краски можно изготовить самим, но они будут отличаться от промышленных, подтвердилась.

На этом наше исследование красок не заканчивается. Мы  думаем продолжить изучать эту тему и в следующий раз попробовать изготовить уже более сложную, масляную краску и исследовать ее.

 

Библиографический список использованной литературы:

  1. Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
  2. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. – М., 2001.
  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.
  5. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"

Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...

Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)

Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски»

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски» Цель: познакомиться со свойствами красок...