Проект "Невероятные краски"
проект (старшая группа)
исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для детей старшего дошкольного возраста | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад №10» г. Ялуторовска
Областной креатив-фестиваль «Надежда»
Направление: «Мир увлечений»
Исследовательский проект
Невероятные краски
Автор: Киприна Настя, воспитаница старшей группы
МАУДО «Детский сад №10»
Руководитель:
Посенчук Татьяна Владимировна,
воспитатель
г. Ялуторовск, 2019 год
Краткая аннотация проекта
Данный проект рассматривает общие сведения о красках. Раскрывает историю появления, виды, материалы, процесс изготовления красок.
Самостоятельные исследования ребёнка и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Так, опытным путём проверили, как можно сделать краски в домашних условиях, убедились в том, что при создании красок можно использовать натуральные продукты. Далее дети совместно с родителями изобрели свои краски.
Цель проекта: формирование у ребёнка представлений о красках, из чего и как их изготавливают, о свойствах красок.
Во время работы над проектом использовали методы:
- Чтение познавательной литературы.
- Беседы.
- Опрос детей подготовительных групп.
- Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
- Опыты.
Работа над проектом помогла активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Вывод: в ходе исследования гипотеза подтвердилась. Действительно краски можно сделать, самим не выходя из дома, но они будут отличаться от магазинных. Дети научились изготавливать краску натуральных компонентов, как в старину.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………………………...4
Научно-исследовательская часть…………………………………………………………………….......6
1. Социологический опрос ……………………………………………………………………………….6
2. История появления красок…………………………………………………………………………......7
3. Виды красок и область их применения………………………………………………………………..8
4. Материалы, из которых делают краски……………………………………………………………….9
5. Опыты по созданию красок…………………………………………………………………..............10
Заключение……………………………………………………………………………………………….12
Библиография…………………………………………………………………………………………….13
Введение
У каждого человека есть свои увлечения. С раннего детства мы любим рисовать. Всё своё свободное время дети проводят за рисованием, могут рисовать даже в машине. Родители часто дарят детям мелки, фломастеры, краски, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. У ребят не всегда получается нарисовать то, что они хотят, но они стараются, пробуют, просят помочь взрослых. Они умеют и любят рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но, давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Мы с детьми задумались, можно ли изготовить краски самим? Оказывается, мы мало знаем о происхождении красок, о способах их изготовления. Поэтому у нас возникло желание узнать всё о красках и рассказать об этом друзьям. Поэтому тема нашего проекта «Невероятные краски».
Цель проекта: формирование у ребёнка представлений о красках, из чего и как их изготавливают, о свойствах красок.
Объект исследования: художественный материал, служащий для придания цвета.
Предмет исследования: краски.
Задачи исследования:
- Познакомиться с историей возникновения красок.
- Узнать виды красок, из чего их делают и как используют.
- Познакомиться с процессом изготовления красок в домашних условиях.
- Узнать о свойствах красок.
Гипотеза: краски можно сделать самим не выходя из дома, но они будут отличаться от промышленных.
Этапы реализации проекта:
I. этап. Организационный:
- изучение литературы, энциклопедий, интернет-ресурсов;
- подбор материалов, пособий, игр по теме;
- беседы;
- планирование деятельности.
- опрос детей подготовительной группы;
II. этап. Практический:
- образовательная, продуктивная деятельность с ребёнком, родителями;
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- игры-опыты;
- самостоятельная деятельность ребёнка в группе, дома.
III. этап. Заключительный:
- подведение итогов проекта;
- оформление выставки творческих работ, презентаций, фотографий
Взаимодействие с родителями:
- Консультация «История возникновения красок».
- Совместное изготовление красок и проведение опытов.
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
- Расширение знаний ребёнка о предметах окружающего мира – красках.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1. Социологический опрос
В своей исследовательской работе мы провели опрос среди детей подготовительной группы. Им предложили ответить на вопросы:
- Любите ли вы рисовать?
- Чем вам больше всего нравиться рисовать?
- Есть ли у вас дома краски?
- Знаете, ли вы из чего изготавливаются краски?
На вопросы ребята быстро дали ответы. 100% умеют и любят рисовать. Больше всего нравиться рисовать красками 60% детей, фломастерами – 28%, карандашами – 12%. Также оказалось, что не у всех детей есть краски, а только у 72%, у 28% нет дома красок. Ребятам было, очень интересно узнать, знают, ли они из чего изготавливают краски. Оказалось, что 100% детей не знали.
2. История появления красок
История возникновения красок уходит своим началом в далёкие-далёкие времена. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах, на скалах, на собственной коже! Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей – и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников.
Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины бывают разные – жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажа.
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные из кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица дали жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны – коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
3. Виды красок и область их применения
В зависимости от характеристики и назначения краски разделяются на различные виды:
- Акварельные краски используются для рисования исключительно на бумаге.
- Гуашевые краски бывают трёх видов:
- художественная (используется для написания картин);
- плакатная (с помощью материала выполняется оформление различной наглядной агитации);
- детская (имеет не токсичный состав, используется для рисования на бумаге).
- Акриловые краски – одни из новых видов художественных красок, популярны среди профессиональных живописцев. Материал применяется для рисования на стекле, керамике, бумаге, ткани, металле и дереве.
- Масляные краски рисуют таким составом на картоне, холсте, дереве, обычной или загрунтованной бумаге. Благодаря плотной текстуре и ярким цветам можно создать реалистическое изображение пейзажа или человека.
- Темперные – эти краски не смываются водой, ими рисуют различные картины.
4. Материалы, из которых делают краски
В составе любых красок выделяются такие необходимые компоненты как:
- Пигменты, иначе говоря – красители. Бывают биологические (из растений), животные (из насекомых, малюсков и пр.) и минеральные (из твердых пород). От того какой, используется краситель зависит цвет краски.
- Связующие – вещество, которое, связывает между собой красители. Это вода, масла, эфиры, клеи, жиры животного и растительного происхождения, смолы, полимеры и т.д.
5. Опыты по созданию красок
Изучив состав красок, и как ее получали ранее и теперь, мы решил проверить свою гипотезу и попробовать сделать краску почти как древний человек – используя только натуральные пигменты и натуральные связующие. Для этого мы провели несколько опытов.
Опыт № 1 «Создание чёрной акварельной краски».
Цель: создать чёрную акварельную краску.
Материал: активированный уголь, клей ПВА, ступка с пестиком.
Процесс: берём активированный уголь (очищенный уголь) и измельчаем его в порошок (можно с помощью ступки пестиком). Затем смешиваем уголь с клеем ПВА.
Вывод: получился красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
Опыт №2 «Создание серой акварельной краски».
Цель: создать серую акварельную краску.
Материал: активированный уголь, мёд, вода, ступка с пестиком.
Процесс: берём активированный уголь (очищенный уголь) и измельчаем его в порошок (можно с помощью ступки пестиком). Затем добавляем мёд и немного воды и всё хорошо перемешиваем.
Вывод: получился красивый ровный цвет, который хорошо ложился на бумагу, но из-за мёда рисунок долго высыхал.
Опыт № 3 «Создание разноцветной акварельной краски».
Цель: создать разноцветную акварельную краску.
Материал: ягоды (облепиха, клюква, вишня), мёд, стаканчики, перчатки.
Процесс: взять ягоды и выдавить из них сок в разные стаканчики, затем добавить мёд и всё хорошо перемешать.
Вывод: краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
Опыт №4 «Создание темперной краски».
Цель: создать темперную краску.
Материал: мел, яйцо, молоток, ступка с пестиком.
Процесс: разбить мел молотком остатки крошек мела измельчить с помощью ступки и пестика в порошок, затем добавить яйцо, и всё хорошо перемешать.
Вывод: мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался.
Заключение
Итак, в ходе своего исследования нам удалось прийти к выводам:
- Краски появились вместе с появлением человека, в глубокой древности.
- Основа красок состоит из компонентов, используемых изначально – пигменты и связующее.
- В домашних условиях можно приготовить краски из натуральных компонентов, как в старину.
- Мы выполнили рисунки домашними и промышленными красками. Сделал сравнительную характеристику.
- Наша гипотеза о том, что краски можно изготовить самим, но они будут отличаться от промышленных, подтвердилась.
На этом наше исследование красок не заканчивается. Мы думаем продолжить изучать эту тему и в следующий раз попробовать изготовить уже более сложную, масляную краску и исследовать ее.
Библиографический список использованной литературы:
- Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
- Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. – М., 2001.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Дрофа, 2003.
- Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.
- Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»
Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....
Рисование красками по сказке «Петух и краски».
На данном занятии у детей формируются представления о внешнем виде петуха. Идет закрепление правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)
Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:· развив...
НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"
Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...
Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)
Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...
Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски»
Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски» Цель: познакомиться со свойствами красок...