ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Край, в котором я живу»
проект (старшая группа)
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Край, в котором я живу»
(Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре)
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Край, в котором я живу» |
Тема проекта | Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре |
Автор проекта | Борисова Г.В. – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Сеспель» Красноармейского района Чувашской Республики Красноармейского района Чувашской Республики |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сеспель» Красноармейского района Чувашской Республики, старшая группа |
Проблема, на решение которой направлен проект | Несформированность у ребенка-дошкольника начал национального самосознания. |
Цель проекта | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре чувашского народа |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Дети старшей дошкольной группы, воспитатели работающие в данной группе, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный (8 месяца) сентябрь 2018 - апрель 2019. |
Ожидаемые результаты | 1. У детей старшего дошкольного возраста сформировано умение самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности; 2. У детей старшего дошкольного возраста развиты творческие способности в музыкальной деятельности; 3. У детей старшего дошкольного возраста воспитано эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа; 4. У родителей повышена компетентность в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
«Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли» Это слова первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Однако, как отметил первый Президент Чувашии Н.В. Федоров: «… даже высокий уровень жизни и условия бездуховности счастья не приносят, более того, приводит и отдельно человека, и цивилизацию на край гибели».
Чтобы восполнить в обществе дефицит культуры, нравственности, духовности, нужно возвращать национальную память, по-новому научить людей: «по-новому относится к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно – нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является дошкольное образовательное учреждение. В современном мире актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия чувашского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты чувашского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Культура чувашского народа представляет собой насущную необходимость для становления личности ребенка и является средством формирования личности ребенка дошкольного возраста. Это все создает необходимость создания условий для развития интереса к культуре чувашского народа в разных формах организации деятельности по данной проблеме.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как наследство старшего поколения к младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление
Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г.Н. Волков, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом написанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои чувашского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающиеся эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Масленица, Мăнкун, Сурхури и др.
В народной педагогике народные праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрений индивида. Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.
Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание честности и правдивости., скромности, чувства чести, стыда и собственного достоинства.
Анализ ситуации к моменту реализации проекта выглядит следующим образом:
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ | ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ |
Заинтересованность родителей изучением чувашских народных праздников | Отсутствие четко выстроенной системы работы с детьми |
Накоплен разнообразный материал для работы с детьми (Требует дополнения) | Ознакомление с культурой чувашского народа осуществляется лишь в рамках тематической недели |
Почти все воспитанники не владеют чувашским языком |
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сеспель" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития ребенка" с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики
Место нахождения ДОУ: 429620, Чувашская Республика-Чувашия, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Гурия Степанова, д.26
Режим работы ДОУ: Пятидневная рабочая неделя. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
График работы ДОУ: с 7.30 до 17.03 (10 часовой рабочий день)
Контактные данные: 429620, Чувашская Республика-Чувашия, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Гурия Степанова, д.26.
Телефон: (83530) 2-16-06
Электронный адрес: dsSespel1@mail/ru
Сайт: http:/www.sespel-krarm.edu21.cap.ru
В дошкольном учреждении функционируют 4 группы:
Детский сад находится внутри жилого массива. Построен в 1987 году.
В районе расположения дошкольного учреждения находятся социально значимые объекты: МБОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа», магазины «Веста», «Людмила».
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет дошкольное образование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию и совершенствованию развивающей предметной среды.
Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы (СанПин 2.4.1. 3049-13), нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.
В каждой группе есть свое игровое, спальное, раздевальное, умывальное и туалетное помещение. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игровым, музыкальным оборудованием.
Было проведено анкетирование с воспитанниками старшей дошкольной группы. В анкетировании приняли участие 20 воспитанников.
После обработки результатов опроса были определены уровни формирования знаний о чувашских народных праздниках у детей:
Высокий уровень: дети дают развернутые ответы на вопросы, называют чувашские народные праздники, умеют рассказывать о любимом празднике.
Средний уровень: дети отвечают на вопросы неполно, иногда затрудняются ответить, могут назвать не более одного праздника.
Низкий уровень: дети не отвечают на большинство вопросов, не могут назвать любимый праздник и рассказать о нем.
В ходе беседы дети проявляли различную активность.
3 ребенка (15%) были наиболее активны, старались отвечать на большинство вопросов, их ответы отличались большой конкретикой.
4 ребенка (20%) были наименее активны, часто долго раздумывали над вопросом, иногда молчали.
13 детей (65%) отвечали на вопросы неполно, иногда затруднялись отвечать, называли не более 1 праздника.
Таким образом, среди ответов детей мало конкретики, многие не могут назвать чувашские народные праздники. У большинства детей результаты опроса не высоки.
К положительным факторам внутренней среды относятся:
- наличие образовательной программы;
- наличие перспективного плана работы с детьми по приобщению к чувашской народной культуре;
- заинтересованность родителей в ознакомлении детей обычаями и обрядами чувашского народа.
Однако, существуют и некоторые пробелы, которые необходимо устранить в ходе реализации проекта:
- недостаточный уровень развития предметно-пространственной среды;
Низкая педагогическая компетентность родителей;
Низкий уровень речевого, познавательного и психологического развития детей.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре чувашского народа
Задачи проекта:
1. Формировать умение самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности;
2. Развивать творческие способности в музыкальной деятельности;
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа;
4. Повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участники | Роль в реализации проекта |
Музыкальный руководитель | Разрабатывает и реализует проект |
Воспитатель | Принимает участие в реализации проекта |
Родители воспитанников | Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с музыкальным руководителем и воспитателем, продолжают работу в домашних условиях |
Дети старшей группы | Принимают активное участие в проекте: участвуют в беседах, играх, праздниках и т.д. |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Проект реализуется с использованием следующих видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 29.12.2017);
2. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований»;
4. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
6. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.;
7. Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 г. № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
8. Устав МБЛОУ «Сеспель» с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики.
Программно-методическое обеспечение:
9. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до щколы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – М: Мозаика-Синтез, 2014-336 с.
10. Варламова М.В. Этноэстетическая культура и этноэстетическое воспитание /М.В. Варламова – Чебоксары: ЧГПУ, 2010 – 206с.)
11. Как организовать проект с дошкольниками /А.А. Сидорова, Москва – Сфера -2019
12. Проектная деятельность с дошкольниками /учебно-методическое пособие, Москва, 2018
13. Проектная деятельность в детском саду /Н.А. Васильева, Чебоксары, Новое время, 2017
14. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации /Н.А. Васильева, Чебоксары-Новое время,2017
15. Программа образования ребенка-дошкольника. Чебоксары: ЧРИО, 2006 – 292 с.
Материально-технические ресурсы:
- художественная литература
- учебно-методические пособия – альбомы с национальными узорами;
- куклы в чувашских национальных костюмах, атрибуты (масмак, тухъя, сурпан, хушпу и т.д.), музыкальные инструменты (трещотки, деревянные ложки, параппан, купăс и т.д.) и др.
- карандаши, краски, альбомы;
- аудио и видео записи (видеоматериалы чувашского народного ансамбля Илемпи», «Музей музыкальных инструментов г. Москва, «Музей чувашской вышивки « в г. Чебоксары (страничка в ВК), видеофильм «Чуваши. Традиции. Культура. Обычаи»
- мультимидийная презентация «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»
.
Технические ресурсы: ноутбук, проектор, экран, колонки, баян
Кадровые ресурсы: заведующий ДОУ, музыкальный руководитель, воспитатель старшей группы, воспитанники старшей группы.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1.Определение целей и задач проекта; 2. Подбор кадров для реализации проекта; 3. Создание творческой группы для разработки проекта; 4..Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей; 5.Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; 6. Изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы; 7. Проведение индивидуальных бесед с родителями по теме проекта; 8.Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; 9.Опрос родителей по теме проекта. | 1. НОД; 2. Проведение цикла бесед по теме проекта; 3. Чтение детям художественной литературы по теме проекта; 4. Просмотр видеофильмов; 5. Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»; 6. Проведение беседы с детьми по проигранным сюжетно - ролевым играм; 7. Проведение консультаций с родителями по теме проекта; 8. Проведение родительского собрания на тему «Национальные обычаи и традиции в вашей семье»; 9. Разработка памятки для родителей по приобщению детей к чувашской культуре. 10. Экскурсия в детскую библиотеку; 12. Чтение художественных произведений, пословиц, поговорок, легенд; 13. Разучивание чувашских песен, детских игр, хороводов. | 1. Итоговое занятие в форме праздника; 2. Проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями; 3. Оформление выставки рисунков; 4. Проведение итогового родительского собрания; 5. Освещение опыта работы в конкурсах и фестивалях. |
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта | Мероприятия | Срок реализации | Ответственные |
Подготовительный | - изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы; - определение целей и задач; - планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с детьми; -разработка перспективных планов НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре чувашского народа; - практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; | Сентябрь 2018 | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Работа с детьми: - первичная диагностика уровня сформированности знаний о чувашских народных праздниках у детей; | сентябрь 2018 | Воспитатель | |
Работа с родителями: - проведение беседы с родителями «Зачем нам национальная культура?»; - опрос родителей «Заинтересованность родителей в ознакомлении детей с чувашской народной культурой»; - участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; | октябрь 2018 | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Основной | Работа с детьми: -разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственными ценностями через использование чувашских народных праздников: «Çăварни», «Сурхури» «Мăнкун» и т.д. - проведение цикла бесед по теме проекта - чтение произведений, пословиц, поговорок, легенд; - разучивание песен, детских игр, хороводов, танцев; - посещение детской библиотеки; - ознакомление с чувашской вышивкой; - проведение конкурса рисунков чувашских узоров; - игра на чувашских народных музыкальных инструментах | В течении реализации проекта | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Работа с родителями: - презентация проекта для родителей и педагогов «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»; - совместное проведение праздника с родителями «Çăварни», | Март 2019 | Музыкальный руководитель | |
Заключительный | Работа с детьми: -повторная диагностика уровня сформированности знаний о чувашских народных праздниках у детей; -проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями «Чувашский узор»; - проведение тематической недели ко Дню чувашского языка | Апрель 2019 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Работа с родителями: - оформление выставки рисунков «Чувашский узор»; - проведение родительского собрания «Итоги реализации проекта. Перспективы на будущее». | Апрель 2019 | Воспитатель |
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты от реализации проекта «Край, в котором я живу»:
1. У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности;
2. У детей старшего дошкольного возраста развиты творческие способности в музыкальной деятельности;
3. У детей старшего дошкольного возраста воспитано эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа;
4. Родители компетентны в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре..
Критерии эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2 Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В перспективе ставим следующие задачи:
Данный проект долгосрочный продолжительности для детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшее развитие проекта – продолжать внедрять в работу чувашские праздники, т.к. они способствуют лучшему запоминанию детьми материала, воспитывают любовь и уважение к людям всех национальностей. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных учреждений более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению.
А так же продолжать обогащать предметно-пространственную развивающую среду оборудованием по теме проекта.
совершенствовать методы пропаганды чувашской национальной культуры среди родителей, через изучение и внедрение активных форм работы;
продолжать работу по самообразованию;
представить проект на конкурсе методических разработок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 29.12.2017)
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований»
- ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Программа образования ребенка-дошкольника. — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 292 с.
- Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста; АСТ, Астрель - Москва, 2015. - 560 c.
- Захарова Г.П., Захаров Л.Л. «Чăваш музыки ача садěнче» (Хрестомати. Хушса çěнетнě 2-мěш кăларăи). – Шупашкар: Чăваш кěнеке издательстви, 1995 ç.
- Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Из-во ЧРИО, 2015. – 123 с.
- Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: метод.пособие /под. Ред. И.В. Михайловой, Е.И. Николаевой. – Чебоксары, 2013 – 255 с.
- Кузьмина Р.Б., Капустина М.А.. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР. Чебоксары, 1998 – 286 с.
- Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары, Из-во Л.А. Наумова, 2006 – 204 с.
- Культура чувашского края. Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др; срст. М.И. Скворцов – Чебоксары: Чуваш.кн.из-во, 1995 – 350 с.
- Парамонова Т. «Прощай, Масленица!» /Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик – 207 – 155 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"
Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....
Проект "Край, в котором мы живем"
Тема проекта: «Край, в котором мы живем». Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный. Актуальность проекта:Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитан...
Проект: «Край, в котором я живу» (мой поселок)
Проект: Край в котором я хиву". Расчитан на среднюю группу. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдаю дифицитом знаний о родном поселке, республике, стране, особенностях русских и националь...
Познавательно - творческий проект "Край, в котором я живу!"
Познавательно - творческий проект, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников - "Край, в котором я живу!"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Село Ртищево возникло в конце XVI –начале XVII веков на берегу реки Ольшанки. Сначала оно называлось Покровское, по названию церкви. В 1723 году по указу царя Петра I, боярин Федор Михайлович Ртищев, ...
Проект «Край, в котором я живу»
Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья в подготовительной группе....
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...