ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Край, в котором я живу»
проект (старшая группа)

Борисова Галина Владимировна

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Край, в котором я живу»

(Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре)

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Край, в котором я живу»

Тема проекта

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре

Автор проекта

Борисова Г.В. – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Сеспель» Красноармейского района Чувашской Республики Красноармейского района Чувашской Республики

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад  «Сеспель» Красноармейского района Чувашской Республики, старшая группа

Проблема, на решение которой направлен проект

Несформированность у ребенка-дошкольника начал национального самосознания.

Цель проекта

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре чувашского народа

Задачи проекта

  1. Формировать умение самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности;
  2. Развивать творческие способности в музыкальной деятельности;
  3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа;
  4. Повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре.

Участники проекта

Дети старшей дошкольной группы, воспитатели работающие в данной группе, родители воспитанников.

Сроки  реализации проекта

Долгосрочный  (8 месяца) сентябрь 2018 - апрель 2019.

Ожидаемые результаты

1.        У детей старшего дошкольного возраста сформировано умение самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности;

2.        У детей старшего дошкольного возраста развиты творческие способности в музыкальной деятельности;

3.        У детей старшего дошкольного возраста воспитано эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа;

4.        У родителей повышена компетентность в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)

«Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли» Это слова первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Однако, как отметил первый Президент Чувашии Н.В. Федоров: «… даже высокий уровень жизни и условия бездуховности счастья не приносят, более того, приводит и отдельно человека, и цивилизацию на край гибели».

Чтобы восполнить в обществе дефицит культуры, нравственности, духовности, нужно возвращать национальную память, по-новому научить людей: «по-новому относится к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно – нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является дошкольное образовательное учреждение. В современном мире актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия чувашского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты чувашского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

 Культура чувашского народа представляет собой насущную необходимость для становления личности ребенка и является средством формирования личности ребенка дошкольного возраста. Это все создает необходимость создания условий для развития интереса к культуре чувашского народа в разных формах организации деятельности по данной проблеме.

3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как наследство старшего поколения к младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление

Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г.Н. Волков, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом написанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои чувашского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающиеся эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Масленица, Мăнкун, Сурхури и др.

В народной педагогике народные праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрений индивида. Значения народных праздников заключается в том,  что они дают возможность проявить свои чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Содержанием нравственного воспитания детей  является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание честности и правдивости., скромности, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Анализ ситуации к моменту реализации проекта выглядит следующим образом:

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

Заинтересованность родителей изучением чувашских народных праздников

Отсутствие четко выстроенной системы работы с детьми

Накоплен разнообразный материал для работы с детьми (Требует дополнения)

Ознакомление с культурой чувашского народа осуществляется лишь в рамках тематической недели

Почти все воспитанники не владеют чувашским языком

Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сеспель" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития ребенка" с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики

Место нахождения ДОУ: 429620, Чувашская Республика-Чувашия, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Гурия Степанова, д.26

Режим работы ДОУ: Пятидневная рабочая неделя. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.

График работы ДОУ: с 7.30 до 17.03 (10 часовой рабочий день)

Контактные данные: 429620, Чувашская Республика-Чувашия, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Гурия Степанова, д.26.

Телефон: (83530) 2-16-06

 Электронный адрес: dsSespel1@mail/ru

 Сайт: http:/www.sespel-krarm.edu21.cap.ru

В дошкольном учреждении функционируют 4 группы:

Детский сад находится внутри жилого массива. Построен в 1987 году.

В районе расположения дошкольного учреждения находятся социально значимые объекты: МБОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа», магазины  «Веста», «Людмила».

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет дошкольное образование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию и совершенствованию развивающей предметной среды.

Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы (СанПин 2.4.1. 3049-13), нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.

В каждой группе есть свое игровое, спальное, раздевальное, умывальное и туалетное помещение. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игровым, музыкальным оборудованием.

Было проведено анкетирование с воспитанниками старшей дошкольной группы. В анкетировании приняли участие 20 воспитанников.

После обработки результатов опроса были определены уровни формирования знаний о чувашских народных праздниках у детей:

Высокий уровень: дети дают развернутые ответы на вопросы, называют чувашские народные праздники, умеют рассказывать о любимом празднике.

Средний уровень: дети отвечают на вопросы неполно, иногда затрудняются ответить, могут назвать не более одного праздника.

Низкий уровень: дети не отвечают на большинство вопросов, не могут назвать любимый праздник и рассказать о нем.

В ходе беседы дети проявляли различную активность.

3 ребенка (15%) были наиболее активны, старались отвечать на большинство вопросов, их ответы отличались большой конкретикой.

4 ребенка (20%) были наименее активны, часто долго раздумывали над вопросом, иногда молчали.

13 детей (65%) отвечали на вопросы неполно, иногда затруднялись отвечать, называли не более 1 праздника.

Таким образом, среди ответов детей мало конкретики, многие не могут назвать чувашские народные праздники. У большинства детей результаты опроса не высоки.

К положительным факторам внутренней среды относятся:

- наличие образовательной программы;

- наличие перспективного плана работы с детьми по приобщению к чувашской народной культуре;

- заинтересованность родителей в ознакомлении детей обычаями и обрядами чувашского народа.

Однако, существуют и некоторые пробелы, которые необходимо устранить в ходе реализации проекта:

- недостаточный уровень развития предметно-пространственной среды;

Низкая педагогическая компетентность родителей;

Низкий уровень речевого, познавательного и психологического развития детей.

 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:        Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре чувашского народа

Задачи проекта:

        1.        Формировать умение самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности;

2.        Развивать творческие способности в музыкальной деятельности;

3.        Воспитывать эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа;

4.        Повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре.

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участники

Роль в реализации проекта

Музыкальный руководитель

Разрабатывает и реализует проект

Воспитатель

Принимает участие в реализации проекта

Родители воспитанников

Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с музыкальным руководителем и воспитателем, продолжают работу в домашних условиях

Дети старшей группы

Принимают активное участие в проекте: участвуют в беседах, играх, праздниках и т.д.

6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Проект реализуется с использованием следующих видов ресурсов:

Нормативно-правовые ресурсы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 29.12.2017);

2. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований»;

4. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

5. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

6. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.;

7. Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 г. № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;

8. Устав МБЛОУ «Сеспель» с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики.

Программно-методическое обеспечение:

9. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до щколы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – М: Мозаика-Синтез, 2014-336 с.

10. Варламова М.В. Этноэстетическая культура и этноэстетическое воспитание /М.В. Варламова – Чебоксары: ЧГПУ, 2010 – 206с.)

11. Как организовать проект с дошкольниками /А.А. Сидорова, Москва – Сфера -2019

12. Проектная деятельность с дошкольниками /учебно-методическое пособие, Москва, 2018

13. Проектная деятельность в детском саду /Н.А. Васильева, Чебоксары, Новое время, 2017

14. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации /Н.А. Васильева, Чебоксары-Новое время,2017

15. Программа образования ребенка-дошкольника. Чебоксары: ЧРИО, 2006 – 292 с.

Материально-технические ресурсы:

- художественная литература

- учебно-методические пособия – альбомы с национальными узорами;

- куклы в чувашских национальных костюмах, атрибуты (масмак, тухъя, сурпан, хушпу и т.д.), музыкальные инструменты (трещотки, деревянные ложки, параппан, купăс и т.д.) и др.

- карандаши, краски, альбомы;

- аудио и видео записи (видеоматериалы чувашского народного ансамбля Илемпи», «Музей музыкальных инструментов г. Москва, «Музей чувашской вышивки « в г. Чебоксары (страничка в ВК), видеофильм «Чуваши. Традиции. Культура. Обычаи»

- мультимидийная презентация «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»

.

Технические ресурсы: ноутбук, проектор, экран, колонки, баян

Кадровые ресурсы: заведующий ДОУ, музыкальный руководитель, воспитатель старшей группы, воспитанники старшей группы.

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.Определение целей и задач проекта;

2. Подбор кадров для реализации проекта;

3. Создание творческой группы для разработки проекта;

4..Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей;

5.Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

6. Изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы;

7. Проведение индивидуальных бесед с родителями по теме проекта;

8.Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

9.Опрос родителей по теме проекта.

1. НОД;

2. Проведение цикла бесед по теме проекта;

3. Чтение детям художественной литературы по теме проекта;

4. Просмотр видеофильмов;

5. Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»;

6. Проведение беседы с детьми по проигранным сюжетно - ролевым играм;

7. Проведение консультаций с родителями по теме проекта;

8. Проведение родительского собрания на тему «Национальные обычаи и традиции  в вашей семье»;

9. Разработка памятки для родителей по приобщению детей к чувашской культуре.

10. Экскурсия в детскую библиотеку;

12. Чтение художественных произведений, пословиц, поговорок, легенд;

13. Разучивание чувашских песен, детских игр, хороводов.

1. Итоговое занятие в форме праздника;

2. Проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями;

3. Оформление выставки рисунков;

4. Проведение итогового родительского собрания;

5. Освещение опыта работы в конкурсах и фестивалях.

8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Подготовительный

- изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы;

- определение целей и задач;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с детьми;

-разработка перспективных планов НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре чувашского народа;

- практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

Сентябрь 2018

Музыкальный руководитель, воспитатель

Работа с детьми:

- первичная диагностика уровня сформированности знаний о чувашских народных праздниках у детей;

сентябрь 2018

Воспитатель

Работа с родителями:

- проведение беседы с родителями «Зачем нам национальная культура?»;

- опрос родителей «Заинтересованность родителей в ознакомлении детей с чувашской народной культурой»;

- участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

октябрь 2018

Воспитатель, музыкальный руководитель

Основной

Работа с детьми:

-разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственными ценностями через использование чувашских народных праздников: «Çăварни», «Сурхури» «Мăнкун» и т.д.

- проведение цикла бесед по теме проекта

- чтение произведений, пословиц, поговорок, легенд;

 - разучивание песен, детских игр, хороводов, танцев;

- посещение детской библиотеки;

- ознакомление с чувашской вышивкой;

- проведение конкурса рисунков чувашских узоров;

- игра на чувашских народных музыкальных инструментах

В течении реализации проекта

Музыкальный руководитель, воспитатель

Работа с родителями:

- презентация проекта для родителей и педагогов «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»;

- совместное проведение праздника с родителями «Çăварни»,

Март 2019

Музыкальный руководитель

Заключительный

Работа с детьми:

-повторная диагностика уровня сформированности знаний о чувашских народных праздниках у детей;

-проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями «Чувашский узор»;

- проведение тематической недели ко  Дню чувашского языка

Апрель 2019

Воспитатель, музыкальный руководитель

Работа с родителями:

- оформление выставки рисунков «Чувашский узор»;

- проведение родительского собрания «Итоги реализации проекта. Перспективы на будущее».

Апрель 2019

Воспитатель

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Ожидаемые результаты от реализации проекта «Край, в котором я живу»:

1.        У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения самовыражаться в процессе художественно-эстетической деятельности;

2.        У детей старшего дошкольного возраста развиты творческие способности в музыкальной деятельности;

3.        У детей старшего дошкольного возраста воспитано эмоционально-положительное отношение к музыке чувашского народа;

4.        Родители компетентны в вопросах приобщения детей к чувашской национальной культуре..

Критерии эффективности:

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2 Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.

10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

В перспективе ставим следующие задачи:

Данный проект долгосрочный продолжительности для детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшее развитие проекта – продолжать внедрять в работу чувашские праздники, т.к. они способствуют лучшему запоминанию детьми материала, воспитывают любовь и уважение к людям всех национальностей. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных учреждений более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению.

А так же продолжать обогащать предметно-пространственную развивающую среду оборудованием по теме проекта.

совершенствовать методы пропаганды чувашской национальной культуры среди родителей, через изучение и внедрение активных форм работы;

продолжать работу по самообразованию;

представить проект на конкурсе методических разработок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 29.12.2017)
  2. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований»
  4. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  6. Программа образования ребенка-дошкольника. — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 292 с.
  7. Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста; АСТ, Астрель - Москва, 2015. - 560 c.
  8. Захарова Г.П., Захаров Л.Л. «Чăваш музыки ача садěнче» (Хрестомати. Хушса çěнетнě 2-мěш кăларăи). – Шупашкар: Чăваш кěнеке издательстви, 1995 ç.
  9. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Из-во ЧРИО, 2015. – 123 с.
  10. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: метод.пособие /под. Ред. И.В. Михайловой, Е.И. Николаевой. – Чебоксары, 2013 – 255 с.
  11. Кузьмина Р.Б., Капустина М.А.. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР. Чебоксары, 1998 – 286 с.
  12. Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары,  Из-во Л.А. Наумова, 2006 – 204 с.
  13. Культура чувашского края. Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др; срст. М.И. Скворцов – Чебоксары: Чуваш.кн.из-во, 1995 – 350 с.
  14. Парамонова Т. «Прощай, Масленица!» /Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик – 207 – 155 с

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

Проект "Край, в котором мы живем"

Тема проекта: «Край, в котором мы живем». Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.  Актуальность проекта:Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитан...

Проект: «Край, в котором я живу» (мой поселок)

Проект: Край в котором я хиву". Расчитан на среднюю группу. Дети, начиная   с дошкольного возраста, страдаю дифицитом знаний о родном поселке, республике, стране, особенностях русских и националь...

Познавательно - творческий проект "Край, в котором я живу!"

Познавательно - творческий проект, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников - "Край, в котором я живу!"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Село Ртищево возникло в конце XVI –начале XVII веков на берегу реки Ольшанки. Сначала оно называлось Покровское, по названию церкви. В 1723 году по указу царя Петра I, боярин Федор Михайлович Ртищев, ...

Проект «Край, в котором я живу»

Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья в  подготовительной группе....

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...