Методическая разработка
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка занятия

по патриотическому воспитанию в ДОУ.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

 

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

по патриотическому воспитанию в ДОУ.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города.

Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной»«любовь к Отчизне»«ненависть к врагу»«фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;

воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- формирование элементарных знаний о правах человека.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Семья - Детский сад - Родная улица, родной город - Страна, её столица, символика - Права и обязанности.

Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению

• Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;

• Экскурсии к памятным местам.

• Экскурсии к достопримечательностям города.

• Экскурсии в краеведческий музей.

• Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;

• Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;

• Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;

• Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

Проведение тематических праздников и развлечений«День города»«День матери»«День защитника Отечества»«День Победы»«День семьи»«День защиты детей»«День России»«День шахтёра».

• Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников.

Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

Подготовка воспитателя к работе по данной теме.

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города посетить краеведческий музей.

2. Изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе, о крае.

3.Собрать и систематизировать русские народные пословицы и поговорки отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине.

4. Изготовить творческие развивающие игры «Разбитая картина» (собери вид Райчихинска из мозаики)«Пройди по городу»«Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты – схемы города)

5. Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Санкт - Петербурга)«Мы пришли в музей» и т. д.

6. Посетить городскую библиотеку по данной теме.

7. Собрать материал о Российской символике, Санкт – Петербурге, Москве.

8. Изготовить кукол в русских народных костюмах.

9. Подобрать былины, сказания сказки Афанасьева, Корольковой.

10. Подобрать материал о космосе, Гагарине.

11. Изготовить альбом по интернациональному воспитанию

Средняя группа.

Основные задачиВоспитывать у детей любовь к Родине; учить видеть историю вокруг себя (в домах которые нас окружают, в предметах быта и т. д.). Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие; развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; культивизировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Представленные материал направлен: на формирование представлений о Родине на основе знакомства с ближайшим окружением (дом, двор, улица города) по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория; на воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок; подчеркивает значение окружающих предметов быта; обращает внимание на природное окружение. Включает в себя знакомство с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним, народной музыкой. Привлекает детей к драматизации, режиссерским играм.

Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц так же представлены формы и методы закрепления материала в течение месяца.

В результате проведенного исследования выявлено, что патриотическое воспитание дошкольника начинается с семьи, в первую очередь, а затем уже с ДОУ.

Работа воспитателей ДОУ должая быть построенная таким образом, что бы проводимые занятия значительно расширяли знания дошкольника о родном городе, России, воспитывает в нём чувство уважения к Родине, патриотизма.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями,которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...