Консультация для педагогов «Трудовое воспитание детей с ОВЗ»
консультация

Клименко Оксана Леонидовна

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_oktyabr_klimenko_o.l.docx60.08 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное образовательное учреждение

для обучающихся по адаптированным программам

«Магаданский областной центр образования №1»

дошкольное подразделение

Консультация для педагогов

«Трудовое воспитание детей с ОВЗ»

Подготовила:

Воспитатель,

Клименко О. Л.

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей

Магадан 2019 год

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задачами являются:

  1. Развитие и совершенствование трудовых навыков.
  2. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).
  3. Формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
  4. Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

  1. Осознание целей и задач труда.
  2. Воспитание мотивов трудовой деятельности.
  3. Формирование трудовых умений и навыков через практические задания.

В практике воспитательной работы детского труда дома в основном применяются три основные формы организации трудовой деятельности:

Индивидуальная - для тех воспитанников, которые слабо владеют трудовыми операциями и наоборот.

Групповая занятия в кружках и творческих мастерских, занятия по интересам

Фронтальная – выставки и конкурсы.

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от образовательных, воспитательных и профориентационных задач, содержания, и характера изучаемого материала, особенностей воспитанников и уровня их трудовой подготовленности.

Наиболее распространенные характерные методы трудового воспитания:

Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых приемов и операций.

Инструктаж – применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы.

Индивидуальные задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.

Профориентационая беседа – один из распространенных методов. Она должна всегда быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий. Всегда должна проходить красной нитью зависимость между получаемыми знаниями в детском доме, школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач - важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.

Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.

Неделя труда – это активная форма работы, которая включает в себя: встречи со специалистами разных профессий, выпуск стенгазет, тематические воспитательские часы, выставки поделок и творческих работ.

Но педагогам в основном используются такие методы как объяснение, инструктаж, индивидуальные задания, реже используется профориентационные беседы и совсем не используются просмотр художественных фильмов, социально-значимые акции и неделю труда.

Педагоги детского дома используют ролевые игры при знакомстве с профессиями, это касается детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, но в основном речь идет о таких профессиях как: продавец, парикмахер, строитель, дворник и др. Но профессий очень много и поэтому необходимо освещать и другие профессии и говорить о их значимости и профессиональных качествах, которые необходимы при овладении этих профессий. Для более старших воспитанников используются игры-практикумы.

Для вырабатывания модели поведения, необходимой для коллективного труда можно и необходимо использовать: соревнования, бригадный метод, научная лаборатория и др.

Но очень редко используются такие типы занятий как экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в детском доме – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.)

Воспитатели не в достаточной мере используют приёмы активизации трудовой деятельности: задания по картинкам, иллюстрированный материал, аудио, видеотехника, экскурсии, раздаточный материал, коллекции, муляжи овощей, фруктов, посещение мастерских.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов:

*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).

* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).

Можно использовать:

*Метод «Парадоксальная инструкция»:     

*Педагогический приём «Ведение дневника добрых дел» (группы)

*Метод постановки перспективы (нацеливаем на будущее)

Пошаговая техника по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Не труд, а праздник

Признание достижений

Попробуй, и ты сможешь!

Система поощрений

Шаг 1:  «Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т.д.»

Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.

Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

Пословицы о труде                Группа № 9 | БДОУ г. Омска "Детский сад № 216 общеразвивающего вида"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей и педагогов "Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду".

   Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения....

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание в ДОУ"

План1.Понятия «Труд», «Трудовое воспитание»;2.Великие педагоги о труде;3.Виды труда дошкольников;4.Задачи трудового воспитания;5.Формы организации труда;6.Средства, методы...

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание. Посильный труд дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде"

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отн...

Консультация для педагогов «Трудовое воспитание в детском саду»

laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.Поэтому и в воспитательной работе труд должен бытьодним из самых основных элементов»...

Консультация для педагогов "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Консультация для педагогов«Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии ФГОС"  Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника пос...

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание дошкольников и речевое развитие. Точки соприкосновения"

Материал заимствован из журнала "Молодой ученый". Раскрываются особенности влияния трудового воситания на речевое развитие. Достаточно подробно раскрываются точки соприкосновения и точки рос...

Консультация для педагогов «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем ра...