Декоративное рисование
проект
Этот проект направлен на ознокомление детей с декоративным рисованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativnoe_risovanie.docx | 339.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование
Познавательно-творческий проект
«Народные промыслы»
Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей
группы №11, воспитатели, родители.
Срок реализации: сентябрь 2020года – май 2021 года.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что
запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетие».
Б. М. Немецкий.
Актуальность проекта.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышению уровня развития эстетического вкуса и развития творческой активности у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.
• Учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования и получать удовольствия от своей работы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Развивать художественно - творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
Предполагаемый результат.
- развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
- создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
- умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции;
- создание мини-музея «Чудо роспись».
Формы реализации проекта
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выставки рисунков и поделок по мотивам народного творчества;
-работа с родителями;
-совместные работы с детьми;
-консультации для родителей и педагогов;
-беседы;
-обогащение предметно-развивающей среды ;
-создание лэпбуков «Гжель», «Городец»;
- изготовление д/и «Круги Луллия. Дымковская роспись», «Цветное лото», «Угадай узор»;
-создание брошюры «Народные промыслы для дошкольников»;
-создание тематических альбомов «Полхов-Майданская роспись»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»;
-создание презентации к открытому занятию по народно-декоративному творчеству «Сказочная роспись»;
-открытый показ занятия «Расписная сказка»
Этапы реализации проекта:
1.подготовительный;
2.практическая деятельность;
3.заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
-Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Практическая деятельность:
-организация образовательного процесса
-организация развивающей среды;
Заключительный (обобщающий)
-презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
-подведение итогов.
Условия реализации проекта:
-Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
-Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
-Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
-Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
-Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
Создание эстетически-развивающей среды.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.
Методы и приемы:
•Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий).
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
• Эвристический (развитие находчивости и активности).
•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
• Мотивационный (убеждение, поощрение).
•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Методическое обеспечение проекта:
•Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.
•Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.
•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.
• Моральное поощрение инициативы и творчества.
• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.
• Регулирование активности и отдыха (расслабления) .
Организация работы над проектом:
Организация работы с детьми
Работа с родителями
Обогащение предметно-развивающей среды.
Основные формы работы с детьми:
-совместная деятельность взрослого и ребенка;
-самостоятельная деятельность детей;
-рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;
-чтение и обсуждение художественной литературы;
-продуктивная деятельность под музыку;
-игры и упражнения под тексты стихотворений;
-наблюдение в природе;
-рассматривание и обсуждение привлекательных предметов;
-физкультминутки;
-оформление выставки.
-дидактические игры;
-беседы;
-чтение познавательной литературы;
-знакомство с патешками, стихами, загадками.
Работа с родителями:
1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»
2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»
5.Памятка « Виды народного декоративно–прикладного искусства»
6. Подбор материалов для творчества детей.
7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
Результат:
-создание альбомов «Гжель», «Городец»;
-создание брошюры «Народные промыслы для дошкольников»;
-создание альбомов: «Полхов-Майданская роспись», «Городецкая роспись», Дымковская игрушка».
-Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы»;
-Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»
-Презентация проекта.
Реализация проекта по этапам
Деятельность педагога
Занятия
Работа с родителями
1 этап
сентябрь
1. Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству.
2. Разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
3. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;
Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
Консультация «Декоративно-прикладное творчество»
2 этап
0ктябрь
«Дымковская игрушка»
1.Подготовка материала для бесед об истории промысла.
2.Подбор иллюстративного материала
3.Изготовление д/и «Круги Луллия. Дымковские узоры»
4. Консультация для педагогов «Изобразительное искусство- средство эстетичесского воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста»
1.«Дымковский индюк»
(аппликация)
2.«Дымковские барышни» (рисование),
3.«Укрась свою игрушку»
(рисование)
4.Д/И «Составь узор»
Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
ноябрь
1.Подготовка материала для бесед.
2.Разработка презентации «Сказочная Дымка»
3.Оформление альбома «Дымковская роспись»
4.Консультация для педагогов «Эстетическое развитие детей с учетом национально-регионального компонента»
1.Лепка «Дымковская лошадка»
2.Беседа «В гостях в Дымково»
3.Беседа «Скульптура малых форм»
4.Рассматривание тем. альбома «Дымковская роспись»
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность и декоративная лепка»
декабрь
«Полхов-Майданская роспись»
1.Изготовление брошюры «Народно-прикладное искусство»
2.Создание тематического альбома «Полхов-Майданская роспись»
3.Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
4.Разработка презентации «Полховский –Майдан»
1.Беседа «Плхов-Майданская роспись»
2. Рисование «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»
3.«Веточки и ягоды»,
4.Просмотр презентации «Полховский –Майдан»
1.Памятка «Приобщение детей и родителей
к русскому народному творчеству»
2.Консультация для родителей «Рисунок зеркало детской души»
январь
1.Подбор и подготовка наглядного материала
и технического обеспечения.
2.Подготовка материала для бесед об истории промысла.
3.Разработка презентации «Сказочная роспись»
4.Изготовление д/и «Цветное лото»
.
1.Беседа «Плхов-Майданская роспись»
2.Рисование «Писанки по мотивам Полхов-Майданской росписи»
3.Рисование «Полхов-Майданская матрешка»
4.«Полхов-Майдан.Роспись посуды»
1.Консультация « Виды народного декоративно–прикладного искусства»
2.Памятка «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
февраль
«Городецкая роспись»
1.Викторина «Что мы знаемо народных промыслах»
2.Создание тематического альбома «Городецкая роспись»
3.Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
4.Разработка презентации «Городецкая роспись»
1.«Городецкие букеты» (рисование элементов)
2.«Городецкие кони-птицы» (по мотивам городецкой росписи)
3.Д/и «Угадай какая роспись»
4.Просмотр презентации «Городецкая роспись»
1.Папки – передвижка «Приобщение дошкольников
к истокам русской народной культуры»
2.Оформление выставки детского рисунка
март
1.Разработка д/игры: «Перепутанные предметы».
2.Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
3.Подготовка материала для бесед об истории промысла.
4.Разработка д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка и т.д.)
1.«Городецкий узор на кухонной доске»(рисование)
2.«Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)
3.Д/и «Перепутанные предметы»
4.Рассматривание фотоальбомов
1.Организация выставки совместного рисунка на тему
«Городецкие узоры - сколько радости для глаз»
2.Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию»
апрель
«Гжель»
1.Д\и «Продолжи роспись»
2.Изготовление лэпбука «Гжель»
3.Подготовка материала для бесед об истории промысла.
1.Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды, разрезные картинки)
2.«Освоение элементов
Гжельской росписи»
3.«В гостях у Гжельских мастеров»
4.Рассматривание тематических альбомов
1.Консультация для родителей и педагогов «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
май
1.Организация выставки рисунков «Город мастеров».
2.Создание мини-музея «Народные промыслы».
1.«Синее одеяло» рисование
«Синеголубое чудо» (изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)2 занятия.
2.«КоролеваГжель» рисование
3.Рассматривание фотоальбомов
1.Консультация для родителей «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Ожидаемые результаты
-знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, полхов-майданской , гжельской, городецкой росписи.
-умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
-умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
-у родителей повышение общего культурного уровня.
Вывод
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.
Консультации для родителей.
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров —русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
Уважаемые мамы и папы!
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Из истории…
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.
2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову . Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»
3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и , напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
У вас вместе все обязательно получится!
Желаем успеха и хорошего настроения!
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Декоративно-прикладное творчество.
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.
Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.
Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.
Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.
Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.
Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?
Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.
И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?
Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.
Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".
Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.
Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.
До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.
Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.
Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Виды народного декоративно–прикладного искусства.
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.
Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.
1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.
2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.
3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно — голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.
4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…
5. Дымковская игрушка. Родина — Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.
6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.
7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.
Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству
К.Д. Ушинский
Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Консультация для родителей
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.
Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.
Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.
В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.
Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.
А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.
Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».
Литература
1.И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» М. 2009г.
2.И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
3.И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
4.Лыкова И. А. Народное искусство, Москва, издательский дом «цветной мир», Волгоград, 2014
5.Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет», издадельство «Учитель», 2014
6.Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
7.Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
8.Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.
9.В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.
В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....
Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.
В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....
«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»
Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....
Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.
Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»
Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...
Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольского петушка»....