Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.
учебно-методический материал по рисованию на тему

Сорокина Анастасия Олеговна

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_narodnoe_iskustvo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Народное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами.

Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и обрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционный строй, элементы.

Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т.п. Например, хохлома традиционно имеет золотисто- тёплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создаётся для человека и служит ему. Любая народная игрушка - дымковская, богородская - адресована ребёнку, чтобы позабавить его и развлечь.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки".

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты ( словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.


Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.


Декоративное рисование в детском саду

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в народной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия.

 Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

          Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

Затем, возможна такая последовательность:  составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике,  украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек,  и, наконец, по возможности -  украшение  объемных форм.

В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.

 Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой   и исторической литературы,  все, что воспринимается нами просто,  как декор, издавна наполнялся глубочайшим смыслом.

Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а  их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение. В этом выражалась утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение.  Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая изначально служила атрибутом религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.

В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь;  черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой , прорастет зерно – начнется новая жизнь…

Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет:

- пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;

- создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;

- наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

- сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

В связи с предстоящим   методобъединением, посвященным народно-прикладному творчеству, хочется остановиться на некоторых  промыслах:

Матрешка, Гжель, Дымково (вятская игрушка), Хохлома.

Люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружающие их, украшали то резьбой, то вышивкой, то росписью. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти.


Эдуард Николаевич Успенский. Биография

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с матерью и двумя братьями за Урал. За год до окончания войны семья переехала в Москву. Младшим школьником, Эдуард Успенский учился плохо, примерным поведением не отличался, но, увлекшись математикой, даже получил почетную грамоту за участие во Всесоюзной олимпиаде. Будучи старшеклассником, Эдуард Успенский, по примеру сверстников, начал сочинять стихи, рассказы, а студентом Московского авиационного института, где он получил специальность инженера-прибориста, проявил себя как активный участник художественной самодеятельности.

Публиковаться начал в 1960 году. Писал тогда Эдуард Успенский, как правило, сатирические произведения, многие из которых не увидели свет по цензурным соображениям. Выручало начинающего литератора сотрудничество с творческим коллективом популярной радиопередачи «С добрым утром!».

К тому же Эдуард Успенскийстал больше внимания уделять произведениям для детей. В 1965 году у него вышел сборник стихов «Все в порядке», годом позже – книга «Крокодил Гена и его друзья». Фантастической популярностью пользовались пьесы для детского театра, которые Эдуард Успенский написал совместно с Романом Качановым. Позже они стали основой легендарных мультфильмов, на которых выросло уже не одно поколение. В 1973 году Эдуард Успенский выпустил книгу «Дядя Фёдор, пёс и кот», на долю которой выпал невероятный успех, а мультипликационная трилогия по мотивам этого произведения по праву считается классикой отечественной мультипликации.

Помимо сочинения многочисленных стихов, рассказов, повестей, сказок, пьес, сценариев, неутомимый Эдуард Успенский придумал передачи «Радионяня», «АБВГДейка», вел передачу «В нашу гавань заходили корабли», был членом жюри первых игр возрожденной Высшей лиги КВН, организовал книжное издательство «Самовар».

 


Игра на развитие навыка звукового анализа слова

Название: «Сколько комнат в домике?»

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Материалы: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5.

Ход игры: Перед ребёнком домики без окошек, рядом фишки («окошки»), воспитатель говорит слово (названия животных), ребёнок, должен выложить на домике столько «окошек», сколько он услышал звуков в этом слове и поставить на крышу домика соответствующую цифру.

Описание задания для ребёнка: Посмотри внимательно, и скажи, что лежит перед тобой? (домики, фишки и цифры). В этих домиках никто не живёт, давай поможем животным заселиться в домики? Я буду называть тебе животного, а ты должен выложить на домике столько окошек, сколько звуков в названии этого животного. И так, первое животное – это щенок, сколько ты окошек выложишь? И т. д.

Варианты усложнения:

  1. Называние слов с большим количеством звуков
  2. После игры, возможно, смотря на цифры вспомнить называемые воспитателем слова.

Игра на развитие навыка слогового анализа слова

Название: «Поезд».

Цель: закрепление умения делить слова на слоги и считать слоги в слове.

Материалы: игрушка – Петрушка, поезд с вагончиками, картинки с животными.

Ход игры: перед ребёнком поезд, воспитатель загадывает загадку про какое – либо животное (из предложенных) ребёнок отгадывает загадку, называет это животное, считает слоги, берёт «билетик» с соответствующей цифрой,  и кладет картинку с животным и «билетиком» в первый вагончик.

Описание задания для ребёнка: Петрушка работает проводником и он должен каждому животному раздать билетики, но вот беда, он совсем не знает какому животному какой билетик нужно дать. Давай поможем Петрушке! Ты должен посчитать слоги в названии животного и дать ему билетик с соответствующей цифрой. Сколько слогов – такая и цифра.

И так, первая загадка:

Маленький рост, длинный хвост, 

Серая шубка, острые зубки.

(мышь)

Скажи мне, сколько слогов в слове мышь? Билетик с какой цифрой мы дадим мышке?

Не боится он лозинки, 
Ест хозяйские ботинки:
Лает громко, как звонок –
Это маленький (щенок)

Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво.  
Классно может вскачь бежать
Ас орехи разгрызать.

(Белка)

Пушистый жёлтенький комок
из скорлупы себя извлёк,
порадовав наседку,
дождавшуюся детку.!

(Цыпленок)

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

(Воробей)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки не одной.
(ответ: Еж)

Варианты усложнения: подбор слов с большим количеством слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Презентация на тему "Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду"

Эта презентация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей....

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Шарая Н.В., воспитательГБДОУ детский сад №68 Приморского районаСанкт-ПетербургаИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду

Консультация для воспитателейВ процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции, Художественный вкус, Творческие способности, Творческая активность, Творческое воображен...