Опыт работы по теме: «Такие разные куклы в детском саду»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методы нетрадиционного воздействия с помощью куклы (сказкотерапия, театрализованные игры, пальчиковые игры и др.) принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_ds_18.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Такие разные куклы в детском саду»
Сычева Татьяна Владимировна
воспитатель логопедической группы
МБДОУ №49 «Росинка»
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые присутствующие. Сегодня я представляю Вам доклад на тему: «Такие разные куклы в детском саду».
В своем выступлении я расскажу о использовании кукол в практической деятельности с дошкольниками с ОВЗ с целью развития сенсомоторных навыков.
Одно из приоритетных мест среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение ребенка.
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды.
Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование предметно-пространственных представлений и временных, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. Все это замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.
Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире.
2 слайд
У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью.
Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Я хочу рассказать об использовании кукол в практической деятельности с дошкольниками с ОВЗ с целью развития сенсомоторных навыков.
В работе с дошкольниками я использую различных кукол. В том числе куклы «Живая рука», куклы на гапите, тростевые куклы, самошитые тряпичные куклы, геометрические куклы.
3 слайд
В работе с различными куклами у детей развивается общая и тонкая моторика, координация движений, координация речи с движением, развивается подражательность, развиваются тактильные ощущения закрепление названий основных и оттеночных цветов. Куклы могут быть использованы при проведении физкультминуток, в организованной образовательной деятельности, в подвижных играх на прогулке или в свободное время во второй половине дня, также в самостоятельной деятельности детей. Все виды деятельности выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы и куклы подбираются в соответствии с лексической темой. Таким образом периодически все центры группы дополняются, обновляются.
4 слайд
Например в математическом центре во время темы «Транспорт» поселились геометрические куклы.
Пособие предназначено для детей в возрасте от 4 до 7 лет, оно удобно в использовании и позволяет через игру развивать познавательные процессы. Пособие применяю в своей работе на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.
Задачи: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование представлений о цвете, форме, величине, запахе. Пособие состоит из пяти кукол и мягких геометрических фигур разной формы, сшитых из тканей разных фактур. Также у кукол и фигур имеются специальные карманчики, в них вкладываются соше с разными наполнителями (крупы, ароматов). Наполнители в куклах и фигурах дублируются.
Для развития сенсорного восприятия, нужно предложить ребенку ощупать каждую из куколок затем так же на ощупь предложить подобрать такой же наполнитель в фигурах.
5 слайд
Использовать данное пособие можно в различных направлениях.
ФЭМП - изучение и закрепление геометрических фигур, закрепление формы. Игра "На что похоже?"; «Подбери фигуры по цвету»; «Разложи по форме»; «Нади фигуру, сшитую из такой же ткани».
Например: ПДД - изучение и закрепление дорожных знаков, цветов светофора (д. и. «Разложи знаки по форме», п. и. «Машины в гараж» и т.д.)
ИЗО - изучение и закрепление цвета. Игра "Что бывает такого цвета?" ( так же подбирают карточки и распределяют по цветам), п.и. «Найди свой домик»
Приведу еще один пример использования пособия. Изучение и закрепление правил поведения. Игра "Хорошо и плохо". (дошкольники рассматривают картинки-ситуации, объясняют, рассуждают: если герой поступает правильно - в карман зеленой куклы, ну а если нет- красной.
6 слайд
Во время масленичной недели в центре природы появились конические куклы Зима, Весна, Лето, Осень.
Пособие сделано из бумаги разной фактуры, детали куклы (тело, голова, руки) конусообразные. В голову куклы можно вкладывать соше с ароматами.
Задачи: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование представлений о цвете форме, величине, запахе.
7 слайд
Например: ФЭМП - изучение и закрепление величины (высокий - низкий,).
ИЗО - изучение и закрепление цвета (д. и. «Подбери цвета Весны»).
В театральном центре в соответствии с лексическими темами появляются новые куклы на гапите, тростевые куклы, куклы «Живая рука».
В образовательной деятельности – в физкультминутках.
8 слайд
Куклы на гапите.
Основу этой куклы составляет гапит - деревянный стержень, который является позвоночником куклы. Голова куклы закрепляется на гапите, к которому крепится деревянный плечевой каркас. На плечевой каркас закрепляют платье куклы с пришитыми к нему ручками.
9 слайд
Тростевые куклы
Основу тростевой куклы составляет гапит, на гапите устанавливается плечевой каркас, на котором закреплено платье и голова куклы. К рукам куклы присоединяют проволочные трости. Одной рукой ребёнок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями.
10 слайд
Кукла «Живая рука»
Сшита из ткани, легкая. К голове куклы пришиты вязочки , с помощью которых она закрепляется на шее ребенка. Крылья приводятся в движение руками ребенка.
11 слайд
Задачи использования данных пособий: развитие координации движений, мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
12 слайд
Применяю в малоподвижных играх и физминутках, динамических паузах в образовательной деятельности и свободной деятельности детей.
13 слайд
В игровом уголке во время изучения темы «Одежда» появились самошитые тряпичные куклы.
Все части куклы (туловище, голова, руки, ноги) шьют из ткани, наполняют внутрь набивочный материал и скрепляют все части, пришивая к туловищу. На куклу шьют одежду с пуговицами, клепочкими, замочками и т.д.
Задачи: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование представлений о цвете.
14 слайд
Применяю в индивидуальной деятельности с детьми (д.и. «Раздели кукол на группы», «Одень куклу на прогулку»); в подгрупповой работе («Подбери такие же ткани, из которых сшита одежда куклы», «Кто быстрее оденет куклу)
В свободной деятельности детей.
Пособие "Куклы" очень нравится дошкольникам. Они эстетичны, оригинальны, приятны на ощупь.
15 слайд
16 слайд
Пособия куклы я изготавливаю сама,
17 слайд
также помогают родители (например самошитые тряпичные куклы барыня и козлик),
18 слайд
изготавливаем кукол совместно с детьми.
Детям предлагаю создать куклу по образцу или самостоятельно.
Учитывая индивидуальные особенности детей, занятия по изготовлению куклы провожу по подгруппам и индивидуально.
На таких занятиях тактильно-двигательное и кинестетическое восприятие развивается через использование разнообразных видов продуктивной деятельности: рисование, аппликация, коллаж, конструирование, лепка и т.д. При этом формируется работа руки и глаза, а также обеих рук, приобретаются навыки манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев, точные движения кисти, пальцев.
19 слайд
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия с помощью куклы известно достаточно много (сказкотерапия, театрализованные игры, пальчиковые игры и др.). Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов». Рекомендованно Министерством общего и профессионального образования РФ. М.: АРКТИ.
2. Сорокина Н. Ф. и Миланович Л. Г.«Играем в кукольный театр: Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Рекомендованно Министерством образования РФ. М.: АРКТИ
3. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов». М.: АРКТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...
Конспект НОД по теме "Такие разные куклы"
Конспект НОД интегрированного занятия по познанию (ФЭМП и сенсорное развитие) на тему «Такие разные куклы» в первой младшей группе...
Опыт работы по теме: "Нетрадиционные методы рисования в детском саду."
Опыт работы по теме: "Нетрадиционные методы рисования в детском саду."...
Опыт работы на тему: "Ребенок с РАС в детском саду"
Опыт работы предназначен для воспитателей, которые работают с детьтми с РАС....
ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье»
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.Актуальность темы состоит в решении проблемы...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...
Опыт работы по теме "Изучение художественной литературы в детском саду".
В презентации представлено краткое описание опыта работы воспитателя МБОУ "ЦО №21" Ивановой Н.В....