Советы родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста
консультация
Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.
Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.
В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем и предметном мире. Поэтому необходимо общаться с детьми, акцентируя их внимание на окружающий предметный мир, стимулируя познавательную активность и желание рассуждать.Взаимодействие родителей и педагогов способствует значительному повышению эффективности речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы в общении, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка, что делает его более уверенным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_rechevomu_razvitiyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста
Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.
Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.
В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем и предметном мире. Поэтому необходимо общаться с детьми, акцентируя их внимание на окружающий предметный мир, стимулируя познавательную активность и желание рассуждать.
Хорошо бы, при этом учитывать познавательные интересы (предпочтения) своего ребенка, которые достаточно ярко начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте.
Можно попросить ребенка описать игры, в которые он играет со своими друзьями в детском саду, и поиграть вместе с ним.
Просматривая семейные фотографии, расскажите ребенку о родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку.
Обязательно следует начать и продолжать семейную традицию ежедневных бесед с ребенком о прожитом дне:
- Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем удивил?
- Что нового ты узнал? и т.п.
Не стоит забывать, что все совместные мероприятия обсуждаются взрослыми вместе с ребенком.
Можно проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Так, для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа:
«Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные слова», «Вежливые слова» и другие.
При этом родители должны дать установку на игру: «Давай с тобой вспомнить все возможные слова, которые напоминают нам о …».
Необходимо в повседневном общении расширять у детей запас слов-обобщений за счет уточнения их значения, а также с помощью речевых упражнений «Магазин обуви (канцелярских товаров и т.д.)», «Транспорт наземный (подземный)», «Посуда кухонная (столовая, чайная и т.д.)».
Продолжая работу со словами-антонимами и синонимами, следует играть со своими детьми в игры типа:
«Скажи наоборот» (светлый – темный, веселый – грустный и т.п.) для закрепления слов-антонимов.
Игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.) слова», «Скажи по-другому» направлены на закрепление слов-синонимов.
Можно упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах их части и называть их, например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?».
Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Можно провести с ребенком речевые игры:
«Кто, что умеет делать?» на подбор глаголов. Например: «Что умеет и любит делать кошка?» - «Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т.п.).
Игровое упражнение «Измени словечко» развивает у ребенка умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под-, от-, и другие. Данное упражнение можно проводить в форме небольших рассказов с последующим разбором (например, «Как мы меняли слово ползать»).
В повседневном общении с ребенком необходимо создавать речевые ситуации, позволяющие ему согласовывать существительные с числительными. Для этого можно сыграть в игру «Поиграем-посчитаем»: взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например карандаш; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (один карандаш, два карандаша, десять карандашей).
Cледить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже также необходимо.
Следует поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений.
В игровых ситуациях можно упражнять ребенка в составлении простых и распространенных предложений. В игре «Молчун и говорун» - один игрок (молчун), на первом этапе лучше ребенок задает основу предложения, а другой (говорун) – расширяет «основу» как только может.
Для развития фонематического слуха родителям можно упражнять ребенка в выделении первого звука в его имени, в именах окружающих, в названии предметов, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.
Необходимо следить за правильным ударением при произнесении слов. Закреплять произносительную сторону речи можно с помощью чистоговорок, скороговорок.
Например: ла-ла-ла вот и осень к нам пришла; ли-ли-ли у летели журавли.
«Три сороки тараторки тараторили на горке, три сегодня, три вчера, три еще позавчера» (скороговорка).
Взаимодействие родителей и педагогов способствует значительному повышению эффективности речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы в общении, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка, что делает его более уверенным.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.
этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...
Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста
Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти. Мнемотехника – искусственн...
Статья Советы родителям по речевому развитию детей раннего возраста
Советы родителям для развитея речи у детей ранного возраста...
Консультация для родителей " Речевое развитие ребенка дошкольного возраста 5-6 лет"
Речь- одна из самых основных линий развития ребенка. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свое мнение, мысли и взгляды.Чтобы ребенок качественно овладел устной речью, необходимо , чтобы он...
Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....