Советы родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста
консультация

Антохина Елена Александровна

Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.

Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.

В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем  и предметном мире. Поэтому  необходимо общаться с детьми, акцентируя их внимание на окружающий предметный мир, стимулируя познавательную активность и желание рассуждать.Взаимодействие родителей и педагогов способствует значительному повышению эффективности речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы в общении, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка, что делает его более уверенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста

Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.

Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.

В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем  и предметном мире. Поэтому  необходимо общаться с детьми, акцентируя их внимание на окружающий предметный мир, стимулируя познавательную активность и желание рассуждать.

Хорошо бы, при этом учитывать познавательные интересы (предпочтения) своего ребенка, которые достаточно ярко начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте.

Можно попросить ребенка описать игры, в которые он играет со своими друзьями в детском саду, и поиграть вместе с ним.

Просматривая семейные фотографии, расскажите ребенку о родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку.

Обязательно следует начать и продолжать семейную традицию ежедневных бесед с ребенком о прожитом дне:

- Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем удивил?

- Что нового ты узнал? и т.п.

Не стоит забывать, что все совместные мероприятия обсуждаются взрослыми вместе с ребенком.

Можно проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Так, для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа:

«Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные слова», «Вежливые слова» и другие.

При этом родители должны дать установку на игру: «Давай с тобой вспомнить все возможные слова, которые напоминают нам о …».

Необходимо в повседневном общении расширять у детей запас слов-обобщений за счет уточнения их значения, а также с помощью речевых упражнений «Магазин обуви (канцелярских товаров и т.д.)», «Транспорт наземный (подземный)», «Посуда кухонная (столовая, чайная и т.д.)».

Продолжая работу со словами-антонимами и синонимами, следует играть со своими детьми в игры типа:

«Скажи наоборот» (светлый – темный, веселый – грустный и т.п.) для закрепления слов-антонимов.

Игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.) слова», «Скажи по-другому» направлены на закрепление слов-синонимов.

Можно упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах их части и называть их, например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?».

Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Можно провести с ребенком речевые игры:

«Кто, что умеет делать?» на подбор глаголов. Например: «Что умеет и любит делать кошка?» - «Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т.п.).

Игровое упражнение «Измени словечко» развивает у ребенка умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под-, от-, и другие. Данное упражнение можно проводить в форме небольших рассказов с последующим разбором (например, «Как мы меняли слово ползать»).

В повседневном общении с ребенком необходимо создавать речевые ситуации, позволяющие ему согласовывать существительные с числительными. Для этого можно сыграть в игру «Поиграем-посчитаем»: взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например карандаш; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (один карандаш, два карандаша, десять карандашей).

 Cледить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже также необходимо.

Следует поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений.

В игровых ситуациях можно упражнять ребенка в составлении простых и распространенных предложений. В игре «Молчун и говорун» - один игрок (молчун), на первом этапе лучше ребенок задает основу предложения, а другой (говорун) – расширяет «основу» как только может.

Для развития фонематического слуха родителям можно упражнять ребенка в выделении первого звука в его имени, в именах окружающих, в названии предметов, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Необходимо следить за правильным ударением при произнесении слов. Закреплять произносительную сторону речи можно с помощью чистоговорок, скороговорок.

Например: ла-ла-ла вот и осень к нам пришла; ли-ли-ли у летели журавли.

«Три сороки тараторки тараторили на горке, три сегодня, три вчера, три еще позавчера» (скороговорка).

Взаимодействие родителей и педагогов способствует значительному повышению эффективности речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы в общении, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка, что делает его более уверенным.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.

этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...

Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста

       Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти.         Мнемотехника – искусственн...

Статья Советы родителям по речевому развитию детей раннего возраста

Советы родителям для развитея речи у детей ранного возраста...

Консультация для родителей " Речевое развитие ребенка дошкольного возраста 5-6 лет"

Речь- одна из самых основных линий развития ребенка. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свое мнение, мысли и взгляды.Чтобы ребенок качественно овладел устной речью, необходимо , чтобы он...

Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

       Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....