ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
проект
Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, самостоятельности, духовно- нравственное развитие с помощью фольклера.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРОЕКТ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнен старшим воспитателем
I квалификационной категории
Зиновьевой Татьяной Викторовной
г. Мариинский Посад, 2019
Тип проекта: практико-ориентированный, открытый.
По доминирующему методу: творческий.
По характеру участия ребёнка в проекте: участник.
По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ.
Пояснительная записка:
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.
Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально - образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).
Действительно, музыка обладает огромной силой воздействия на человека и вызывает у него соответствующий эмоциональный отклик. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью его быта, поэтому важно, чтобы ребенок с самых ранних лет начал приобщаться к музыкальной культуре. Проблема развития чувства ритма у детей в музыкальной деятельности считается одной из важных проблем в психологии и педагогике. [1,89]
Новизна: сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, самостоятельности, духовно- нравственное развитие с помощью фольклера.
Цель проекта: изучение педагогических условий духовно-нравственное развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
Задачи проекта:
- Проанализировать современное состояние психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
- Определить педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности и выявить их эффективность.
Проблема: Выявление педагогических условий духовно-нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально- исполнительской деятельности
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители - это детский сад. Дальнейшее развитее ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.[3,76]
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещение родителей по данной проблеме.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный
Сентябрь-октябрь
1.Изучение программно-методического материала по теме.
2.Проведение анкетирования среди родителей (приложение 1).
3.Подбор музыкального материала.
2 этап – практический
Работа с детьми
Ноябрь
Реализация перспективного плана кружка «Капелька» (приложение 2).
Участие детей в фольклорных праздниках «Осенины», «Новогодняя сказка», «Масленица». «Мой любимый город».
Использование материала на музыкальных занятиях.
Совместные культурно-массовые и фольклорные мероприятия детского сада с МБОУ «Гимназия №1».
Участие детей в концертной деятельности города.
Март
Экскурсия с детьми в Храм Казанской иконы Божией Матери
г. Мариинский Посад.
Апрель
Участие детей в районном конкурсе «Пасхальный благовест».
Работа с родителями (в течение всего проекта)
Индивидуальные беседы и консультации.
Участие родителей в праздниках.
Участие родителей в изготовлении костюмов к праздникам, самодельных шумовых музыкальных инструментов.
3 этап – заключительный
Май
Анализ деятельности. Обобщение результатов работы.
Совместное участие детей и родителей в празднике «День славянской письменности и культуры».
Ожидаемый результат:
1. Целенаправленное и систематическое проведение музыкальных занятий, направленных на духовно-нравственное развитие в процессе музыкально-исполнительской деятельности;
2. Организация танцевального кружка;
3. Создание предметно-развивающей среды в группе;
4. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам духовно-нравственного развития у старших дошкольников.
Коммуникативные навыки:
- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослым;
- преодоление трудностей в общении, радость творчества в приобщении к миру музыки;
- имеет адекватную самооценку, статус в группе;
- Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.
- Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора.
- Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.
Основные направления проекта:
- Развитие познавательной активности детей.
- Обеспечение взаимодействие детей и взрослых.
Основные формы работы проекта:
проведение и анализ НОД,
проведение мероприятий в ДОУ;
Описание проекта:
Проект направлен на духовно-нравственное развитие в процессе музыкально-исполнительской деятельности, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Список литературы
1.Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1989.- 270с.
2.Прослова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.А. Прослова .-СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. -М., 384с.
3.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О. П. Радынова, А. И Катинене, М,Л, Палавандиашвили. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.
социума, выстраивание партнерских отношений
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей
1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________
2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно -нравственное воспитание? ___________
3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________
4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________
5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ
6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями?
____________________________________________________
7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? _____________________
8. Какие цели должны быть реализованы в МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть):
а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками
б) Знание народных обычаев и примет
в) Приобретение практического духовного опыта
г) Формирование нравственных чувств
9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки?
________________________________________________________________
10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________
11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:
— плохой поступок? _______________________
— хороший поступок? _______________________________________________
12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________
13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________
14. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________
15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию__________________________________
Благодарим за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План работы фольклорного кружка «Капелька»
Календарно – тематический план:
Ноябрь
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Веселушки у Петрушки» | Развлечение -игра | Сюрпризная сценка «Петрушка в гостях у ребят». Инсценировка потешки «Из –за леса, из – за гор». Чтение потешек: «На улице две курицы», «Музыканты», «Рыжий и красный и др. Игры: «Барашеньки – крутороженьки», «Ай дили-дили» «Барыня» свободная пляска |
2 неделя | «В хороводе были мы – лучше русской нет игры» | занятие | «В хороводе были мы» хоровод. Рус нар считалки. Русские нар игры «Ворон», «Шла утица», «Огуречик» |
3 неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | занятие | 1. Беседа о народном юморе (дразнилки, докучные сказки, небылицы, потешки, частушки) 2.Частушки – хохотушки. 3. Русская нар игра «Ремешок" |
4 неделя | Потешные посиделки» | Семейный праздник | Песня «Как у наших у ворот» Пословицы и поговорки о семье. Частушки – хохотушки. Игры: «Пошла коза по лесу», «Шла утица», «Лавочка –суковаточка», «Фанты», «Ремешок» |
Декабрь
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Здравствуй, зимушка-зима!» | занятие | Беседа о характерных особенностях декабря. Пословицы и поговорки о зиме. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Закличка «Морозушко – мороз». Попевка «Снег – снег» Песня «Как на тоненький ледок» Игра «Зимушка – зима! |
2 неделя | «Здравствуй, зимушка-зима!» (2 е занятие) | занятие | Повторение пословиц, поговорок, закличек. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Попевка «Снег – снег» Песня – игра «Как у дедушки мороза» (рус нар м. «Ах вы, сени» Инсценирование песни «Как на тоненький ледок» |
3 неделя | «Пришла коляда – отворяй ворота» | занятие | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Игра «Козлик» |
4 неделя | «Пришла коляда – отворяй ворота» (2-е занятие) | занятие | 1. Беседа о рождественских праздника. 2. Разучивание песни «Рождество Христово» муз. Куликовой 3. Игра «Зимушка – зима» |
Январь
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
2 неделя | «Хороши зимние праздники» | Развлечение «Лучше русской нет игры!» | Русские народные игры и забавы: «Зимушка – зима» «Гори – ясно» «Шла утица» и другие по желанию детей. |
3 неделя | «Русская матрёшка» | занятие | Из истории русской матрешки. Стихи про матрешку. Музыкальная игра с матрёшками. Д/игра с матрёшками «Тихо – громко» |
4 неделя | «Русская матрёшка» 2е занятие | занятие | Музыкальная игра с матрёшками. «Мы – весёлые матрешки» творческая пляска. |
Февраль
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Весёлые музыканты» | Занятие -игра | Загадки о музыкальных инструментах (ложки, дудочка, погремушки, барабан, треугольник). Из прошлого ложки. Д/Игры «Ритмичное эхо», «Угадай на чём играю». Музыкальная игра «Колокольцы – бубенцы» |
2 неделя | «Весёлые музыканты» (2 е занятие) | занятие | Распевка – игра: «Угадай –ка» Д/ игры: «Ритмичное эхо», «Угадай на чём играю». Оркестр шумовых инструментов «Светит месяц» рус нар мелодия. |
3 неделя | «Стоит в поле теремок» | занятие | Распевка: «Чики – чикалочки». Театральная разминка. Обсуждение образов героев и обыгрывание. Разучивание народных плясовых движений (мальчики «присядка – мячик», «хлопушка», девочки – «весёлые ножки», «каблучки» |
4 неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | занятие | Беседа о народном юморе (дразнилки, докучные сказки, небылицы, потешки) Русская нар игра «Козлик» |
Март
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Докучные сказки» | Занятие | Хоровод «В хороводе были мы» русская народная мелодия Посею лебеду на берегу» Петрушка с рассказом о докучных сказках и рассказывание сказок: «Жила – была бабка», «Жил – был царь», «сказка про белого бычка»… Русская народная игра по желанию детей. |
2 неделя | «Госпожа, честная Масленица» | занятие | Беседа Петрушки о Масленице. Заучивание музыкальной заклички «Солнышко» Разучивание русской народной песни «Блины» Русская народная игра «Гори-гори ясно». |
3 неделя | «Масленица» | Праздник – развлечение на улице (с участием родителей) | Хоровод «Блины» Р.н. игра «Звонарь», игра с Зимой. Чтение закличек и потешек. Русские народные игры – соревнования. Свободная русская народная пляска. Чаепитие с самоваром и блинами. |
4 неделя | «Алексей – с гор потоком» | занятие | Рассказ Петрушки о празднике. Рассказывание небылиц, скороговорок, дразнилок. Русские народные игры по выбору детей. |
Апрель
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «К худой голове своего ума не приставишь» | Занятие | Хоровод «Вот уж зимушка проходит» Беседа об уме и глупости. Сценка кукольного театра «Филя да Уля» Обыгрывание детьми образов Фили и Ули. Русская народная игра «Кулик» |
2 неделя | «Сошью Дуне сарафан» | занятие | Рассматривание русской народной одежды, беседа. Русская народная игра «Колечко – колечко» Загадки о русской народной одежде. |
3 неделя | «Весенняя ярмарка «Свистунья» | Фольклорный праздник | |
4 неделя | «Вербное воскресенье» | занятие | Беседа о празднике. Разучивание песни «Солнышко» Кукольная сценка «Петрушка и солдат» Хоровод «Верба – вербочка» |
Май
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Пасха» | Занятие | 1. Рассказ Петрушки о празднике. 2. Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко –вёдрышко»… |
2 неделя | «Пасха» | занятие | Петрушка с загадками про пасхальные яйца, рассказ о традиции красить и обмениваться пасхальными яйцами Русские игры с яйцами. Рассказ Петрушки про Красную горку |
3 неделя | «День славянской письменности и культуры» | занятие | 1.Рассказ Петрушки о празднике –«День славянской письменности и культуры». |
ми, за счет проведения занятий, мероприятий.
Список литературы
1.Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А.
РЕСС, 2005. -М., 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"
В материале описан опыт работы по развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Обобщены формы и методы применя...
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные рисунки»Муниципального БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1 п. Переволоцкий»...
Тема по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности"
Тема по самообразованию...
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный.Участники: Воспитатели, дети 5-6-го года жизни, родители.Продолжительность: 3 месяцаЦель: развитие связной речи и эмоциональности у...
"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
Представляю вашему вниманию проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности детей"....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Проблема развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности...