"Искусство в воспитании ребенка"
консультация (подготовительная группа)
Одним из важнейших средств эстетического воспитания ребенка является искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnim_iz_vazhneyshih_sredstv_esteticheskogo_vospitaniya_rebenka_yavlyaetsya_iskusstvo.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство в воспитании ребенка.
Одним из важнейших средств эстетического воспитания ребенка является искусство. Оно окружает ребенка с момента рождения и вводит его в мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты.
Подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы, объяснить детям, что художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, об этом и надо заботиться ежедневно. Пусть не каждый из них станет художником, но все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. А помочь в этом детям - наша серьезная задача.
Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения о прекрасном. Ценность любого произведения искусства заключается в передаче художником своего внутреннего мира, в его эмоциональности.
Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче он будет сам и продукт его творчества. Чем богаче, разнообразнее впечатления ребенка, тем ярче будет работать его воображение. Восприятие искусства - это направленная работа чувства и мысли. И такую подготовку, возможно, начинать с детства. Как отмечают многие ученые, чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
Цель: формирование основ художественной культуры ребенка.
Задачи:
- развивать интерес к искусству, как к виду творческой деятельности человека;
- познакомить воспитанников с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;
- расширить представления детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства, раскрыть ее значения в жизни людей;
- формировать понимание красоты произведения искусства, потребность общения с искусством;
- способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию его художественного восприятия, мышления, памяти, обогащения словаря детей;
- развивать творческие способности и способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.
Важнейшим принципом построения данных занятий является принцип интеграции, определенной глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественной творческой деятельности. Соединение на занятиях нескольких видов искусств, использование музыкальных и поэтических образов, обогащает духовный мир ребенка, помогает ему, болеет просто воспринимать и понимать окружающий мир. Формировать его чувственно-эмоциональную сферу.
Содержание занятий отражено в тематическом плане.
Ознакомление детей с живописью строится в строго определенной последовательности и включает III этапа, на каждом из которых используются свои методы и приемы.
I этап - эмоционально-целостное восприятие.
Задачами на этом этапе являются:
- создание интереса к живописи, к картине художника;
- формирование умения внимательно ее рассматривать;
- эмоционально откликаться на ее содержание.
Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.
II этап - осмысление.
Задачами на этом этапе являются:
- развивать умение самостоятельно анализировать содержание картин;
- формировать умение «читать» картины;
- мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.
Научить дошкольников целостно воспринимать картину - процесс более сложный, поэтому требуются новые методы и приемы ознакомления с живописью. Это прием постановки вопросов более обобщенного характера, использование приемов композиционных и колористических вариантов.
III этап- творческое мышление.
Задачи этого этапа:
- развитие самостоятельного творческого мнения;
- развитие воображения;
- формирование личностного, эмоционального отношения к содержанию произведения.
По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин вводятся и новые приемы:
- сравнение,
- классификация картин,
- мысленное создание собственной картины по названию картин художника,
- различные дидактические игры.
На занятиях ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.
Структура занятия следующая:
I часть- психологическое вхождение: беседа, использование специально подобранной музыки, звуков природы, стихов и рассказов.
II часть- познавательная: искусствоведческий рассказ, просмотр репродукций картин, открыток, слайдов, дидактические игры, творческие задания.
III часть- завершающая: расскажем о своих чувствах, анализируем свое настроение, делимся впечатлениями, домашнее задание.
Благодаря таким занятиям у детей развивается устойчивый интерес, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие эмоционально- нравственные ориентации на проявления эстетического умения любоваться произведениями искусства и понимать их.
Важное место в работе по ознакомлению с изобразительным искусством имеет взаимодействие педагога с родителями. Родители должны знать, что восприятие ребенком искусства оказывать сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, формирование эстетического видения действительности. Поэтому необходима просветительная работа с родителями.
Для них организуются встречи в художественной гостиной, собрания, оформляются папки передвижки, ширмы, планшеты, стенды о русских художниках и их произведениях, о жанрах и видах изобразительного искусства и т.д. Организуемые совместные выставки рисунков и поделок в детском саду - это всегда праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети.
Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в душе каждого человека в его сердце. Пусть же каждый раскроет свою душу для красоты, посмотрит на мир и увидит в нем удивительное и неповторимое. Эти прекрасные качества души человека так будут необходимы детям в их дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей.
В данной статье рассмотренны аспекты обучения детей музыке, исскуству с точки зрения психологов, педагогов, музыкантов. Если вы, уважаемые родители, сомневаетесь "надо ли обучать ребенка исскуству" - ...
Консультация для родителей "Искусство в душе ребенка"
рассказ о методе пальчиковой гимнастики...
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать...
Статья на тему "Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка".
Данный материал отображает актуальность изучения данной темы....
"Влияние музыкального искусства на развитие ребенка", "Создание домашнего оркестра".
Информация для родителей....
Место народного искусства в воспитании детей детского сада
Доводы о небходимости знакомства детей дошкольного возраста с народным искусством: росписями, сказками,игрушками, музыкой-как средством формирования внутренней культуры и сохранения традиций....
МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
«МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА» Введе...