Место народного искусства в воспитании детей детского сада
консультация (старшая группа) на тему
Доводы о небходимости знакомства детей дошкольного возраста с народным искусством: росписями, сказками,игрушками, музыкой-как средством формирования внутренней культуры и сохранения традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
img210.doc | 60.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Место народного искусства в воспитании детей детского сада.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа и наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей, Источниками народного творчества являются: родная природа и окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит». А какие игрушки делали богородские мастера на забаву детям - медведи, матрёшки - глазастые да румяные, нарядные.
Народное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Коллективность творчества - важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия, создаются целыми коллективами, а это часто является семейным делом. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционный строй, элементы. Народное искусство, включая все его виды, несёт в себе огромный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого они являются.
Обращаясь к произведениям устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного творчества народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает, получает своё первое представление о добре и зле. В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами), например: красна девица, ясный сокол. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка, ни любая творческая деятельность взрослого. Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников. Большой нравственный потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Это особый вид устной речи, впитавший в себя трудовой опыт многих поколений, которые широко бытуют в русском языке и в настоящее время, в них содержится много поучительного, как и чему учить и воспитывать - «Не учи безделью, а учи рукоделью».
Знакомство детей с произведениями народного декоративно - прикладного искусства мы осуществляли со средней группы. В работе ставились задачи познакомить детей с народной росписью» показать её красоту, вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоры, но и научиться воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. Для этого в работе использовались народные игрушки. Дети искренне радуются вида яркую, красочную дымковскую игрушку. Но этими изделиями дети не только любуются, они могут воспроизвести их в своём творчестве: слепить их, затем расписать как дымковские мастера, они могут расписать силуэты игрушек, вырезанные из бумаги. Занятия по народному искусству тесно взаимосвязаны с другими задачами развития детского творчества и со всей воспитательно - образовательной работы в детском саду.
Задачи обучения в старшей - подготовительной группе.
Закреплять и развивать у детей интерес к изобразительной деятельности с включением элементов народной росписи и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий. Совершенствовать изобразительные умения и навыки, учить изображать предметы с натуры. Развивать художественное творчество и воображение у детей, художественный вкус (умение выделять красивую форму, силуэт, отмечать изящество линий; красоту цветосочетаний), интерес к искусству. Продолжать знакомить с народно - прикладным искусством (городецская роспись ), народной игрушкой (дымковской и филимоновской). Учить сравнивать их, находить сходство и различия. Показать детям выразительные средства народной росписи - цвет, формы элементов, композиция . Продолжать знакомство с творчеством художников - иллюстраторов по произведениям малого устного фольклора ( Васнецов, Скотин, Чарушин. Продолжать учить выполнять работы коллективно. На основе знакомства с творчеством художников - иллюстраторов учить самостоятельно, создавать сказочные иллюстрации и украшать их, используя элементы народных росписей. Расширять представление детей о народном декоративно - прикладном искусстве (гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы). Учить сравнивать между собой изделия народных мастеров, находить сходство и различие.
ВЫВОД: Народное искусство, будь то устное народное творчество, музыкальный фольклор или декоративно-прикладное искусство —являются огромным источником духовного, нравственного, эстетического воспитания и дают материал для формирования внутренней культуры, передачи исторических ценностей и традиции целых эпох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
«МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА» Введе...
Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста.
Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества пере...
Родительское собрание тема: "Народное искусство в воспитании детей"
родительское собрание показало необходимость читать детям сказки. потешки . песенки. рассматривать с детьми поделки народных мастеров. Всё это положительно влияет на развитие коммуникативн...
Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение
Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение...
Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.
Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления. ...
Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста.
Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества пере...