"Информационно - коммуникационные технологии в ДОУ"
методическая разработка
ИКТ в деском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Имеющийся опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно - образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_novoe.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационно- коммуникативные технологии»
Подготовила: воспитатель - Столярова Светлана Владимировна в.к.к.
(МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»)
Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Информационно-коммуникационные технологии, постепенно проникающие во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносят свои коррективы в вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста. Они становятся средством умственного и речевого развития детей.
Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Думаем, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, детско – родительские коммуникации не продолжительны во времени – это время подъема, путь в детский сад и обратно, вечерние два часа также посвящены решению бытовых проблем. Общение ограничиваются односложными ответами, носит эмоционально личностный характер. Эмоционально – деловой, по поводу общего дела, реже, соответственно констатируем уже на этапах раннего возраста задержанное коммуникативное и речевое развитие. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации.
Способность средств информационно-коммуникативных технологий копировать материал в виде звука, речи, видео, обрабатывать и запоминать его данные, дает шанс педагогу разработать для своих воспитанников новшества, отличающиеся от используемых игр и игрушек.
Поэтому нами была выдвинута гипотеза, что правильно подобранный и грамотно поданный видеоматериал мог бы помочь детям в восприятии окружающего их мира и звуков природы, помочь увидеть много нового и интересного из того, что невозможно объяснить маленькому ребенку по картинкам или иллюстрациям. Применение компьютерных технологий является целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в наглядной привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Анализ собственной и детской деятельности позволяет скорректировать собственную педагогическую деятельность, а также еще раз увидеть детскую активность, их ЗУН и выстроить несколько иную тактику при необходимости. Просмотр записей, их частей помогает детям актуализировать их знания о себе, детях группы, способствует развитию социальных компетенций в целом.
Самым важным моментом для дошколят стал тот, когда в нашей групповой комнате появилась интерактивная доска. Ее использование показало ряд преимуществ в построении образовательного процесса по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения. В образовательной области «Познавательное развитие» мы постоянно используем мультимедийные презентации по формированию целостной картины мира с целью – формировать и развивать познавательную активность дошкольников. Нами был разработан ряд презентаций «Помогите птицам зимой!», «Животные средней полосы», «Родной край» «Домашние животные» и др. Используя этот метод работы, мы заметили, что материал у детей запоминался быстрее, потому что презентации сопровождаются анимированными героями, которые попали в трудные ситуации и им необходимо помочь, чтобы выйти из них. Презентации предоставляли возможность обогащать кругозор и знания об окружающей действительности, формировали умение систематизировать предметы по одному или нескольким признакам, закреплять видовые, родовые и обобщенные понятия предметов; знакомить со словами омонимами и паронимами. В мультимедийные презентации мы также вносили и здоровьесберегающие элементы: гимнастику для глаз, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, физминутки и др. Воспитанники с удовольствием откликались на призыв анимированных героев и вместе с ними выполняли задания. Так всеобщим любимцем стал мишка Гумибер, а также детская группа «Кукутики» вместе с которыми ребята с большой охотой выполняли утреннюю зарядку.
Пример занятий с использованием ИКТ в процессе образования с детьми раннего возраста
1) метод «Синквейн» используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Алгоритм Синквейна похож на лесенку. К основным правилам составления Синквейна относятся следующие:
1 строка –ключевое слово (на нашем примере – это Машина)
2. строка –признак предмета (маленькая, красная)
3 строка –действие (стоит, едет, играть)
4 строка – предложение (машинка красная стоит на столе)
5 строка –слово – резюме (машинка)
2) Сторителлинг - педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания. Цель Сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Например, ребята, посмотрите, я встретила девочку, которая плачет, а давайте посмотрим, почему плачет, и далее начинаем вместе с детьми строить рассказ.
3) Далее мы хотим познакомить с использованием ИКТ на примере непосредственной образовательной деятельности по теме «Домашние животные»
Цель: Познакомить детей группы раннего развития с новой формой занятия; повышение эффективности образовательного процесса за счет ИКТ.
На слайде мы можем показать полисенсорное воздействие сразу на несколько анализаторов: слух, зрение, кинестетики, что способствует более полному, быстрому и качественному запоминанию, восприятию объекта или предмета.
Детям предлагаем посмотреть на картинку «Домашние животные» в презентации Microsoft Power Point. Назвать животных, которые присутствуют на картинке. Далее предлагаем послушать реальные звуки, которые издают эти животные, затем попросить детей соотнести звуки животных и повторить, что способствует развитию речи и слуха.
С помощью программы Power Point создаем дидактические игры. Занятие проводится в игровой форме.
Дидактическая игра «Кто лишний» (предлагается детям назвать животных и где они живут).
Дидактическая игра «Кто что ест?»
На картинке заяц, предлагается детям назвать каждый продукт и угадать, что есть зайчик. Ребята, огурец зайчик есть? Правильно нет (щелчок мышки и огурец исчезает и т.д.).
Используя такие занятия, дети получают более полное, реальное представление об окружающем, при этом, не проводя много времени перед проектором.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Большинство современных родителей проявляют интерес к педагогическому процессу, они хотят знать и видеть, кто работает с их детьми и чем их любимое чадо занимается в детском саду. Но в меру своей занятости не могут увидеть это в реальном времени. Решить эту проблему нам помогает:
Сайт детского сада.
На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, может узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Мини сайт педагога.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя
Электронная почта.
предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.
Создана группа в приложении WhatsApp
Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов. могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несут для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усваивается и сохраняется в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение нами, ИКТ в воспитательно - образовательном процессе:
-Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
-Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Литература
- Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2007
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007
4. Новые формы работы с родителями при подготовке ребенка к школе: сборник материалов семинара / Под ред. В.Е. Молодцовой, О.Г. Чеховских. – Самара, 2007
5. «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений / авт.-сост. В.Е. Ламплан, И.А. Желтикова. – Волгоград: Учитель, 2011
6. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
7. И.И Комарова, А.В Туликов «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании»
8. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] //http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Опыт работы на тему «Использование технологии развивающих игр Б.П.Никитина «Логические кубики» и потенциала информационно коммуникационных технологий в процессе формирования логического мышления ребенка дошкольника».
Опыт работы по развитию логического мышления дошкольников...
Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».
Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...