Развивающая предметно пространственная среда группы
материал
Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с ФГОС в подготовительной группе
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей,
формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами, помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Среда должна быть:
• Содержательно - насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке. Здесь у нас находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок группы» и «Уголок для родителей», где находится много полезной , нужной ,познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды,на которых вывешиваются творческие работы детей:
выставки рисунков и поделок.
Вниманию родителей предоставлена информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.
При входе в групповое помещение расположен «Уголок безопасности». Там отображена информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.
Групповая комната условно разделена на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группе соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пина.
В качестве центров развития в учебной зоне выступают-
«Центр патриотического воспитания», «Центр природы», «Центр экспериментирования», «Центр грамоты и речевого развития», «Центр математического развития», имеется доска, для размещения демонстрационного материала.
«Центр природы» - Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Имеются леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев.
дневники наблюдений за погодой, ростом растений.
«Центр экспериментирования»
Здесь размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, крупы,компас и многое другое. В уголке есть картотеки опытов с водой, песком, воздухом.
В «Центре патриотического воспитания» есть портрет президента России, картинки с символикой России, текст Гимна России ,оформлены альбомы: «Мы живём в России» и «Национальные костюмы народов нашей страны». Имеется литература, наглядный материал о нашем крае.
«Центр математического развития»,
У нас имеется материал для ФЭМП, палочки Кьюзинера, математические наборы, линейки, счетный раздаточный и демонстрационный материал, игры на развитие логического мышления, внимания, памяти.
В игровой зоне находится «Центр сюжетной игры», «Центр конструирования и строительства», «Центр музыкального развития», «Центр уединения», «Центр книги».
В «Центр сюжетной игры» игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы различных размеров, одежда для кукол, коляски, наборы посуды, мебели и др. Для мальчиков разные виды транспорта ,инструменты: молоток, пила и многое другое.
«Центр конструирования и строительства»
Имеется пластмассовый строительный материал, различные виды конструктора . Схемы для построек.
«Центр музыкального развития»- это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты: дудочки, бубен, погремушки, бутафорские музыкальные инструменты. В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.
«Центр уединения» - здесь ребенок может отдохнуть, посидеть, помечтать
В группе специальное место выделено для игротеки. Это настольно- печатные, дидактические игры
Игр с правилами огромное многообразие, это и лото. Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
В зоне отдыха у нас располагаются «Центр книги» - имеются энциклопедии, сказки, художественная литература, подобранные по программе и любимые книжки детей.
«Центр искусства».
Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. Имеются краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомы для рисования, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Центр физического развития» и «Центр безопасности» так же есть в группе
«Центр театрального развития» располагаются театр настольный по сказкам ( кукольный, пальчиковые театры, ) ширмы для показа театров, простейшие декорации, изготовленные детьми, костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В группе имеется магнитофон и небольшой набор кассет и дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок.
«Центр физического развития» - служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Здесь для этого есть всё необходимое оборудование: мячи большие и маленькие, скакалки, Имеется так же кольцеброс ,кегли и нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, ракетки. Для проведения утренней гимнастики под музыку используется магнитофон.
«Центр безопасности»- в который вошли плакаты по ОБЖ: «Правила поведения на природе», «Правила пожарной безопасности» - для рассматривания разных жизненных ситуаций; набор дорожных знаков – для закрепления разных видов транспорта, правил дорожного движения и дорожных знаков.
Дидактические и настольно-печатные игры: домино «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Сигналы регулировщика», «Важные профессии»- для развития мышления, внимания, закрепления полученных знаний.
Иллюстрированный материал: «Опасные предметы», «Безопасность в быту» помогают знакомить детей с опасными предметами и способами обращения с ними.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
«Мы пожарные», « Аптека» «Регулировщик», «Строители», «Больница». В играх дети самостоятельно применяют модели поведения.
В группе имеется «Уголок дежурства».
Дежурство - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда,дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива
Имеется календарь. Он показывает число, день недели, месяц. Ежедневно, придя в группу, дети отмечают число, день недели. Календарь способствует формировать такие понятия как: «части суток», «неделя» - дни недели, «месяц» - название месяца, «время года», «год».
Образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды группы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ в группе с новым набором (можно в новом помещении) АВГУСТРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРемонт группыОформление стен групп...
Развивающая предметно-пространственная среда группы
Организация образовательного пространства в ДОУ...
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.
Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».
Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...