Теоретический анализ социально-коммуникативного развития дошкольников через ознакомление с миром профессий
статья
Понятие и проблематика социально- коммуникативного развития у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_analiz_sotsialno.docx | 46.76 КБ |
kollekt_formy_raboty_s_roditel_simakova.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический анализ социально-коммуникативного развития дошкольников через ознакомление с миром профессий
Дошкольная образовательная организация является мощным институтом социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования ставит формирование основ гражданственности и патриотизма, воспитание ребёнка как будущего активного члена Российского общества. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром профессий, формирование позитивных установок к различным видам труда, понимание важности профессиональной деятельности каждого члена общества не только с точки зрения личного блага, но и с позиции процветания государства, даёт нам право рассматривать ознакомление дошкольников с трудом взрослых как одно из эффективных средств социализации личности будущего гражданина России.
С момента выхода Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Прогрессивное образование основным из направлений деятельности образовательных организаций, в том числе и дошкольных, определяет создание условий для становления личности ребёнка, его социализацию, раскрытие его потенциальных возможностей и способностей. Только комплексный подход, включающий и аспекты образовательно-воспитательного процесса, и развивающую предметно-пространственную среду, способен реально удовлетворить запросы подрастающего поколения.
Взаимоотношения между окружающими людьми, зачастую отсутствие речевой культуры, воспитанности и нравственности являются основными преградами в социально-коммуникативном развитии детей. Э.С. Меджидова считает, что «современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми». Современные дети с трудом ориентируются в личном окружении, нередко не осознают себя как полноценную личность, не умеют соблюдать общепризнанные правила и нормы.
Л.В.Куцакова считает, что «основные структуры личности закладываются в дошкольном периоде детства, что, в свою очередь, возлагает на дошкольную образовательную организацию нешуточную обязанность за образование и становление важных личных свойств у детей».
По мнению Э.И.Бахтеевой «Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Бесспорно, одним из ведущих видов деятельности дошкольников является игра. Именно в игровой деятельности, как ни в какой другой, раскрывается уровень социально-коммуникативного развития ребенка.
Авторы программы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» к данным показателям относят следующие:
– ребенок владеет конструктивными приемами установления взаимодействия со взрослыми и детьми (обменивается предметами, договаривается, при сотрудничестве распределяет действия, выслушивает и др.);
– использует диалогическую речь;
– проявляет независимость, саморегуляцию и целенаправленность своих действий;
– проявляет положительную установку к творчеству, разнообразным видам труда;
– участвует в совместной деятельности (общение, игра, труд) с детьми;
– демонстрирует безопасное поведение в ДОУ, социуме, быту, природе.
В работах Р. С. Буре, Г. Н. Година выделены такие показатели социально-коммуникативного развития дошкольников, как выполнение просьб и поручений, удовольствие от совместных действий, доведение начатого дела до конца, готовность прийти на помощь сверстнику, демонстрация знаний о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда.
Логинова В.И. пишет, что в зависимости от возраста детей меняются и требования к их развитию. Так, если в 3 года ребенку достаточно освоить элементарные правила нахождения в группе сверстников, общение посредством игрушек, то в старшем возрасте данный показатель уже неактуален. Идет процесс усложнения межличностных взаимоотношений. Здесь на первое место выдвигается необходимость действовать коллективно, уметь выражать свою точку зрения, находить совместные решения. Идет процесс становления собственного «Я», осознание и принятие себя как полноценной личности.
Таким образом, обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников, как предпосылки их успешной социализации и адаптации к обучению в школе является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Предварительный просмотр:
Коллективные (массовые) формы работы с родителями подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
В работе дошкольных учреждений помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, организация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т. д.
Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания родителей проводят 2—З раза в год, групповые — один раз в квартал. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям. Например, «Роль игры в воспитании детей с нарушениями слуха», «Наследственность и слух» и др.
На групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, де лая это в доступной и понятной для родителей форме. Важным является участие воспитателей, выступающих с сообщениями по вопросам воспитания детей в семье. Например, «Организация ре жима дня детей трехлетнего возраста», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» и др. На групповых родительских собраниях педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Важно, характеризуя эффективность работы с детьми, показать возможности ребенка, его продвижение в обучении, а не акцентировать внимание на трудностях, негативных сторонах его развития, сопровождая характеристику всевозможными «не» — не знает, не умеет, не понимает и т. д. Трудности, возникающие в работе с ребенком, лучше раскрыть в индивидуальной беседе и, главное, показать, как родители могут содействовать их устранению. Проведение групповых собраний требует тщательной подготовки педагогов. Сюда включается подготовка сообщения, подбор наглядно-иллюстративного материала (таблички, книжки-самоделки, дидактические игры, фото графии, рисунки, поделки детей и т. д.). Педагоги также должны порекомендовать доступную родителям литературу по обсуждае мым вопросам, уточнить, на чем необходимо заострить внимание при ее чтении. К родительским собраниям целесообразно приурочивать выставки детских работ, а также поделок, рисунков, подготовленных совместно родителями и детьми.
Конкретные вопросы обучения детей, чаще всего связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях, при организации «круглых столов», лекториев для родителей.
Университет или лекторий для родителей предполагают систематическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администрацией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.
Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха:
вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.
Консультации для родителей. При проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций для родителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое.
Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.
Важной и полезной формой работы является организация родительских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье. Такие конференции проводятся 1—2 раза в год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям, например воспитание трудолюбия, формирование взаимоотношений с ребенком в семье, физическое воспитание. Очень часто наиболее активные родители стремятся передать свой опыт по наиболее трудным и специфическим разделам работы: по развитию речи, развитию слухового восприятия и по другим актуальным вопросам. Как правило, родители демонстрируют много интересных пособий, игр, фотографии, видео- и аудиозаписи, знакомство с которыми полезно как другим родителям, так и педагогам. Такие конференции имеют значительное влияние на родителей, которые прежде сомневались в своих педагогических возможностях или не верили в способности своего ребенка. На родительских конференциях создается теплая дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов. К проведению родительских конференций в дошкольном учреждении разворачиваются вы ставки детских работ. Интересным продолжением конференций являются детские концерты, на которых дети выступают с танцами, чтением стихов, инсценировками.
Одной из форм работы с родителями являются также дни от крытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивиду занятия в старших группах, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с педагогами, старшим воспитателем, заведующей. Открытые занятия в ясельной и младшей группах можно организовать таким образом, чтобы дети не видели родителей, т. е. родители могут наблюдать за детьми из смежной комнаты, из-за ширмы. Целесообразно также приглашать на дни открытых дверей тех родителей, которые недавно получили путевку в данное дошкольное учреждение. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составить представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяют родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях — наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.
Важнейшей задачей сотрудников детского сада является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.
Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Наиболее интересны для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах. Помимо участия в праздниках родителей можно привлекать к организации экскурсий, походов, фото- и видеосъемке детей. Родители могут помогать педагогам в подготовке дидактического материала (табличек, книжек-самоделок, наборных полотен, дидактических игр), размножении методических материалов.
Одной из форм работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. Знакомство с продуктами детской деятельности — рисунками, лепными поделками, панно и аппликациями и др. — производит на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без комментария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.
В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Целесообразно иметь данные организационного порядка: состав детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий. Такая информация позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в детском саду. Как правило, в уголках для родителей содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет. Особенно часто в уголках для родителей помещаются статьи из журналов »В едином строю» (рубрика «Университет для родителей»), «Дефектология», «Дошкольное воспитание». Целесообразно размещать в уголках для родителей новые книги по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, новинки специальной литературы. Здесь же могут размещаться интересные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье.
В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.
Литература
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т. А. Марковой. — М., 1979.
Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. — М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...
Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО
Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, и...
Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»
laquo;Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры» «Игра – это огромное светлое окно...
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной ...
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной ...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
информационный материал для воспителей...