Работа по самообразованию: «Социально – коммуникативное развитие ребенка путем включения его в игру»
учебно-методический материал (младшая группа)

Азоркина Мария Владимировна

Одним из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx90.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей «МОК №2»

Тема самообразования

«Социально – коммуникативное развитие ребенка путем включения его в игру»

d:\_Users\Educator\Desktop\img9.jpg

Выполнила Азоркина М.В.  

Воронеж

2019-2020

Одним из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДО.

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по реализации мероприятий, направленных на социально-коммуникативное развитие ребенка путем включения его в игру.

Задачи:

Повысить уровень теоретических знаний.

Внедрить в практику полученных теоретических знаний.

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

Планируемый результат:

преобразовать развивающую предметно-пространственную среду в группе;

внедрить в работу современные методы и технологии по данной теме;

объединить усилия педагогов и родителей для социально-коммуникативного развития детей путем включения его в игру;

разработать систему игр по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста;

сплотить детский коллектив.

Направления работы:

Изучение методической и научной литературы по теме плана самообразования.

Ознакомление с передовым педагогическим опытом работы в интернет-сайтах.

Разработать проекты по социально – коммуникативному развитию ребенка путем включения его в игру

Подготовка документацию (консультации, рекомендации) для взаимодействия с родителями по вопросу социально – коммуникативного развития ребенка путем включения его в игру

Обогащение РППС для проведения с детьми сюжетных игр-ситуаций.      Коммуникативные игры и упражнения в период адаптации.                               Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта,индивидуальный подход.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

«Раздувайся, пузырь»

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

«Веселый паровозик»

Цель: Знакомство с группой, друг другом.

Описание игры: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике»: первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.

«Зеркала».

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Описание игры: ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребёнок ошибается, он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.

«Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, ―волшебнуюпалочку). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алѐнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Ладушки»

Цель: развитие межполушарных взаимодействий.

Описание игры: Напомните детям потешку: Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку. Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

«Сорока-ворона»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки

«Ты – мое зеркало, я – твое зеркало».

Цель: наладить доверительные отношения с ребенком, посредством мимических

упражнений учить управлять своими эмоциями, переключить малыша со слез на положительные эмоции.

Воспитатель, находясь напротив ребенка, говорит: «Я знаю, ты расстроен, я понимаю твое состояние. Ты расстроен вот так (копирует мимику ребенка). А еще ты наверно сердит. А сердимся мы вот так (Ребёнок повторяет мимическое выражение). А когда мы радуемся, у нас лицо вот такое (показ воспитателя, мы поднимаем бровки, делаем веселыми глазки, а губки растягиваются в широкую улыбку.» Предлагает ребенку: «А теперь ты попробуй, у тебя получится. Педагог вместе с ребенком меняют эмоции несколько раз, заканчивая упражнение на положительных эмоциях.

1 вариант игры: взрослый копирует мимику ребенка;

2 вариант игры: ребенок копирует мимику взрослого.

«Найди свою улыбочку»

Цель: успокоить ребенка, переключить эмоции.

Педагог говорит ребенку: «Тебе грустно? Ты наверно потерял свою улыбочку. Пойдем ее

поищем». Подводит ребенка к зеркалу и предлагает улыбнуться, описывая при этом как он хорош, когда улыбается.

«Нам мешают слезки»

Цель: успокоить ребенка, сбросить эмоциональное напряжение.

Педагог берет за руку плачущего малыша, присаживается возле него и говорит : «Тебе грустно, давай поговорим, но тебе мешают слезки».

Ребенку предлагают вырезанные из голубой бумаги капельки-слезки, их нужно

хорошенько смять, скомкать. Ребенок успокаивается и выполняет задание. Взрослый может ему помогать.

«Найди свою звёздочку» (с воздушным шариком) .

Цель: Вызвать положительные эмоции, воспитание доверительных отношений между детьми и взрослым, доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как он надует шарик. Но шарик этот не простой. (Надувается шарик с изображением звездного неба). Рассказ воспитателя о том, что у каждого есть своя звезда и предлагает детям найти свою звездочку и назвать её своим именем, рассуждают о том, что небо у звезд общее и им вместе не тесно, и нескучно.

 «Кому какой шарик достанется, такой стишок расскажем».

Оборудование: воздушные шарики с изображением игрушек.

Цель : создать хорошее настроение; вызвать желание проговаривать знакомые стихи с воспитателем или хором; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитатель предлагает детям выбрать любимый цвет шарика, надувают, смотрят, какая игрушка нарисована, про ту и рассказывают стихотворение.

Игра «Полянка настроения»

Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Ход игры:

Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашку, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота».

Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша — его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик.                                                                             Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика.

Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру.

Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры: А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу.                       Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то

момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте).

Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался!

Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,

На листиках сидели

(ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул — полетели

(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели

(садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял

(встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил

(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он

«расправляет крылья» во время потягивания.

Игра «Дом счастливого ребенка»

Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка,

побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.

Оборудование: игровой материал.

Ход игры:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье — это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

 В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

• приподнять как можно больше предметов на ладонях.

 После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

 Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок.

А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка.

Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете:  

«Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

 Игра «Доброе утро»

 Взрослый вместе с ребѐнком напевно произносит текст:

-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся?! К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).

Игра «Как летит листочек?»

Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:

Листочек взлетел,

Листочек кружится, кружится

Под ноги ложится.

Листочек рвётся, рвётся, рвётся.

Листочек мнётся, мнётся, мнётся.

( Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая, превратить в подобие бумажного шарика.)

Игра «Попрыгунчик»

Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединиться к вам:

- Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)

-Кто, кто в теремке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой)

- Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш, ба- бам, ба-бам!

(подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)

- Попрыгунчик там!

Игра «Топ, топ, стоп»

 Возьмите ребѐнка за руку и идите, приговаривая:

- Топ, топ, топ, топ, топ стоп.

На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идѐте в припрыжку.

- Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп стоп.

Опять останавливаетесь на слове «стоп».

Игра «Лесные жители»

У медведя дом большой ой-ой-ой-ой (тянуться вверх),

А у зайки маленький ай-ай-ай-ай (приседают).

Мишка сам пошѐл домой ой-ой-ой-ой

(шагают в вразвалочку на месте),

И запрыгал заинька ай-ай-ай-ай (прыгают).

Игра «Заинька- паинька»

Взрослый встаѐт напротив ребѐнка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так поклонись (кланяются в разные стороны).

Заинька повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись (поворачиваются руки на поясе).

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (топают по очереди каждой ножкой).

В конце игры взрослый хвалит «зайку», поглаживает по голове, ручки, ножки.

По желанию ребѐнка игра повторяется.

Игра « Зайчик»

Для игры подойдѐт любая мягкая игрушка.

Прочтите стишок, сопровождая его действиями:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз)

Огляделся (поверните игрушку влево - вправо),

Повертелся (вращайте игрушку),

Посмотрел наверх и вниз (наклоните игрушку назад и вперѐд)

Пробежался (бегите с игрушкой),

Забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину).

Игра «Ладушки- хлопушки»

 Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

-Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да!

(громко хлопаем в ладоши)

- Кашу варили, ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребѐнку водить пальчиком правой руки по ладошки левой)

- Куколку кормили. Да!

- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперѐд)

- Кулачки сложили, кулачками били.

Туки - тук. Туки - тук. Туки - тук. Да!

(сжимаем пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).

Ладушки плясали деток забавляли

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Да!

(делаем фонарики)

- Ладушки устали, ладушки поспали.

Баю-бай, баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их под щѐку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Игра, как средство социально-коммуникативного развития ребенка"

Игра, как средство социально-коммуникативного развития ребенка....

Консультация для воспитателей "Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка".

Консультация для воспитателей "Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка"....

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии ребенка в средней группе .(из опыта работы)

Из опыта работы ,освещен вопрос о роли сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста. В частности, о влиянии сюжетно-ролевых игр на социально-коммуникативное развитие детей ....

Отчет по плану самообразования педагога "Социально- коммуникативное развитие ребенка путем включения его в игру"

Актуальность:Создать условия, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности....

Консультация для родителей «Игра, как средство социально-коммуникативного развития ребенка».

Что же такое социально-коммуникативные навыки и как их развивать.Социально коммуникативные -это процесс усвоения и дальнейшего развития индивида социально - культурного опыта, необходимого для его вкл...

«Коммуникативные игры- важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка»

В современном мире технологий все чаще появляются проблемы в сфере общения, лучшим другом ребенка часто является телевизор или планшет. Современным детям сложно общаться друг с другом, уважи...