Обеспечение времени и пространства для детской игры
консультация
Небольшая консультация по организации игровой деятельности в доу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_vremeni_i_prostranstva_dlya_detskoy_igry.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение времени и пространства для детской игры.
Одной из причин редукции игры в современном дошкольном образовании является дефицит свободного времени и, соответственно, времени на игру. Режим дня перегружен учебными занятиями и необходимыми режимными моментами (сон, прогулки, еда). На игру остается в лучшем случае 30—40 мин во второй половине дня, когда за многими дошкольниками уже приходят родители. Понятно, что в этой ситуации практически невозможно овладеть игровыми навыками и развернуть полноценную игру.
Если учесть, что в разных видах игр осуществляется и социально-коммуникативное, и речевое, и познавательное и физическое развитие, игре может быть отведено достаточное место не только во второй, но и в первой половине дня. Приобщение к игре младших и не умеющих играть детей и свободную игру хорошо играющих можно рассматривать как формы социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Разные виды игр могут организовываться и на прогулке, причем не только подвижные, но и сюжетные. У сюжетной игры на улице свои особенности и отличия от игр в помещении. Открытое пространство предлагает более активное перемещение детей. Сюжетная игра на улице требует укрытия и часто происходит в домиках или на веранде, где есть игрушки (куклы, коляски, машинки и другой реквизит). Тот или иной вариант домика присутствует на многих площадках. Это может быть классический домик (бревенчатый или дощатый), беседка или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Игровыми пространствами могут быть также элементы растительного ландшафта: высокий кустарник, ветви деревьев. Хорошо, если у детей есть возможность самостоятельного строительства или обустройства домиков.
Помимо домиков, сюжетные игры можно развернуть в песочнице, где разворачиваются в основном режиссерские игры с маленькими куколками, животными, машинками. Для таких игр активно используются бортики песочницы (или же пространство стола в беседке). Преимуществом игры на улице является обилие предметов-заместителей из природного материала. Листья, камушки, желуди часто становятся пищей для кукол, зверей или грузами в транспортных играх. Палочки и дощечки могут стать строительным материалом. Дети любят играть у стволов деревьев или больших спиленных иней — они могут стать местом жительства маленьких существ.
Следует отметить, что сюжетная игра на участке наблюдается реже, чем другие виды детской деятельности (физическая активность, познавательная деятельность и т.д.). Это может быть связано, с одной стороны, с потребностями в двигательной активности во время прогулки, а с другой — с отсутствием адекватных предметно-пространственных условий на участке: недостаточно укромных мест для уединения, дефицит подходящих игрушек. При наличии таких условий и при поддержке воспитателя сюжетная игра (и ролевая, и режиссерская) могут активно разворачиваться во время прогулки.
В групповой комнате нужно создать обстановку для проведения различных игр. Для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе создаются специально-организованные зоны.
Особое место надо выделить для игр с крупным строительным материалом, чтобы дети имели возможность сохранить на какой-то срок сделанную постройку. Игрушки надо расположить так, чтобы каждому было удобно их брать и убирать на место. С первых дней пребывания в детском саду дети самостоятельно пользуются игрушками; воспитатель приучает их бережно обращаться с ними, убирать на место. Время от времени педагог просматривает вместе с детьми игрушки, отбирает, что надо починить; мелкий ремонт он производит сам с помощью детей.
В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка - в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна.
В средней и старших группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.
В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а выдаваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки-самоделки.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
5. Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
«Программа воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерыве между занятиями, на прогулке, во второй половине дня (взять из Детства).
Игры в утренние часы помогают создать у ребят бодрое, радостное настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, по желанию объединиться с товарищами. Нередко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают игру, начатую накануне. Завтрак прерывает игру, но ребята снова возвращаются к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. В этот короткий промежуток целесообразно начинать новую игру, но надо дать возможность играющим продолжать незаконченную постройку, обсуждать дальнейший ход игры. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны подвижные игры. Для игр в помещении отводится время во второй половине дня, а на участке — до обеда и вечером. В эти часы дети играют в сюжетные игры, сооружают постройки, организуют игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.
Конечно, традиционное время игры в детском саду — вторая половина дня. В это время дети имеют полное право для свободной игровой деятельности. Необходимо подчеркнуть важность самостоятельного выбора детьми предметов и партнеров по игре.
Игра — это зона свободы, где ребенок может и должен выбирать партнеров, материал и характер самой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования как гарант обеспечения единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ"
Цель сотрудничества: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства,придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный...
Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста.
Развитие пространственных и временных представлений в различных видах деятельности....
Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения
Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые для обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаютс...
Конспект занятия по математике для подготовительной группы «Ориентировка во времени, в пространстве, на листе бумаги»
Задачи:1. Формировать умения определять время по часам с точностью до одного часа;2. Продолжать учить решать логические задачи;3....
Подгрупповое занятие по развитию ориентировки в пространстве с использованием компьютерной программы (игры) «Домик времени и пространства»: Географическая песочница
Конспект открытого занятия. Компьтерная программа раннего обучения KIDZMART...