НОД по познавательному развитию "Музей в чемодане"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Открытое занятие, посвященное 75 летию Великой Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_v_chemodane.docx | 517.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музей в Чемодане», посвященный 75-летию Великой Победы.
Цель: получение новых знаний, знакомство с экспонатами (тактильно), создание условий для развития наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы.
Задачи: ознакомление детей с экспонатами времен войны, развитие познавательной активности, развитие мыслительной деятельности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; воспитание гражданственности и патриотизма; расширение кругозора; словарного запаса, развитие воображения.
Дети сидят полукругом, перед ними на столе стоит старый чемодан.
Воспитатель: Татьяна Лаврова «Ода о старом чемодане»
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.
Как вы думаете, что может лежать в этом чемодане? (ответы детей). Открываем? Наш музей в чемодане посвящен, ВОВ. Каждый год в нашей стране отмечается праздник, посвященный ВОВ. В следующем году мы отмечаем круглую дату, 75 лет со дня победы.
Вы сейчас можете подойти поближе, рассмотреть и потрогать, что лежит в чемодане. Но трогать аккуратно и бережно. Дать детям время рассмотреть экспонаты, потрогать их. Воспитатель: Что вы хотите у меня спросить? Задавайте свои вопросы по поводу наших музейных экспонатов, ведь сегодня я ваш экскурсовод. Воспитатель отвечает на вопросы детей и рассказывает им обо всех экспонатах.
- Кто знает, что это за предмет? Это граната. Ф-1 , ручная противопехотная оборонительная граната. История не донесла до нас конструктора этой гранаты, Разработанная еще до Первой мировой войны, она оказалась самой дешевой в производстве и самой страшной в боевом применении. Эту гранату в простонародье называли лимонкой. «Лимонка» является наиболее могущественной из всех ручных гранат по убойному действию осколков и самой удобной в обращении. Многие считают, что граната получила это название за характерную форму, однако это не соответствует действительности. Дело в том, что та Ф-1, которую мы сегодня привычно называем «лимонкой», — не что иное, как копия французской ручной гранаты и английской гранаты системы Лемона. Отсюда и название гранаты.
- Давайте посмотрим следующий экспонат. Как вы думаете, что это? Да это сумка, полевая сумка или планшет - специальная сумка для командного состава (офицеров, прапорщиков и сержантов), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт и так далее), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель и так далее).
Также просторечно называлась — командирская сумка, офицерская сумка, планшет офицерский, сержантская сумка, планшетка, планшет, палетка. Имелось несколько типов таких сумок, некоторые из них носили через плечо, некоторые подвешивали к поясному ремню под левой рукой. В нашем музее находится двухсекционный полевой офицерский планшет с дополнительным карманом для карандашей и ручек.
- Как вы думаете, что это? Правильно, это гильза от артиллерийского снаряда.
- Следующий наш экспонат – это фляга, предназначена для воды, чтобы солдаты могли взять с собой запас воды. И если без пищи можно было обойтись пару суток, то без запасов питьевой воды невозможно прожить и дня. Переносилась фляга в специальном чехле, предназначенном для ношения на поясе.
- Шлем пилота – авиационный шлем, как он назывался «ЗШ» , защитный шлем. У этого шлема в начале войны была одна основная функция – предохранение головы пилота. от различного рода ударов. С развитием радиосвязи и оснащением самолетов радиостанциями в шлем летчика стали встраивать наушники и микрофоны переговорных устройств и этот тип головного убора стали называть шлемофоном. Вот этот тип шлемофона, который вы видите у нас в музее, это модернизированный тип шлемофона, который появился в конце войны, в 1945г.
- Следующий наш экспонат – вещмешок. Это заплечная сумка в виде мешка из брезента, внешне напоминает бесформенный рюкзак. С учетом простоты изготовления, вещевой мешок стал основным средством для переноски личных вещей солдат. К переноске в вещевом мешке предполагался строго необходимый минимум, рассчитанный на 1 – 3 дня. Это белье, портянки, сухари, консервы, оружейные принадлежности, ветошь, средства личной гигиены, боезапас.
- Пилотка – слово пилотка произошло от слова «пилот» и ранее принадлежала летчикам. Похожие пилотки надевали летчики во время технического обслуживания самолета. Они защищали головы от падающей грязи и масла. Позднее пилотки стали неотъемлемой части форменного костюма моряков и военных.
- В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Как складывать их знал даже ребенок, поскольку конвертов тогда практически не было. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты.
Такая традиция сложилась во времена Великой Отечественной Войны. И тому есть несколько причин. В тяжелых условиях фронта просто не было возможности искать конверт и марку, поэтому придумали более "мобильную" версию почтовых отправлений. С бумагой были проблемы, поэтому в ход могло пойти, что угодно. Это мог быть тетрадный листок, кусок обёрточной бумаги или даже пачка от папирос.
Листок складывали треугольником, и на одной стороне писали свои данные и адрес получателя. Почтальоны работали ответственно, понимая, что весточку от солдата ждут родные.
И сегодня мы с вами ребята попробуем сложить такое письмо. Хорошо подумайте, что бы вы хотели сказать своим прабабушкам и прадедушкам и вместе с родителями напишите.
Почему мы выбрали форму проведения занятия «Музей в чемодане», потому, что его можно использовать, как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности, он может быть использован для организации выездных выставок, для ведения занятий в детских садах, школах.
Отличается такой музей от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникация младшая группа "Волшебный чемодан"
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание потешек; способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность; закрепл...
музыкальное развлечение "Чемодан игрушек"
Дети входят в зал под музыку, обращают внимание на старый потертый чемодан, стоящий рядом с пианино.Дети. Что в чемодане? Кто приехал? Чей чемодан?Муз. рук. Я и сама была очень удивлена, обнаружив чем...
«Лето: чемодан ярких впечатлений!!!»
-Что ты мне подаришь ,лето?-Много солнечного света!В небе радугу – дугу!И ромашки на лугу!...
Познавательно - игровой досуг для детей подготовительной группы «Музей в чемодане: «Дело в шляпе»
Познавтельно - игровой досуг "Дело в шляпе" (музей одного предмета)...
Конспект экскурсии в музее в чемодане «Мир музыки в чемодане»
Формировать у дошкольников первичное представление о музее;- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;- Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах.- Разв...