Игровая технология.
статья

Максименко Татьяна Николаевна

   По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

·       игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

·       группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

·       группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

·       группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Функции игры:

·       развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

·       коммуникативная: освоение диалектики общения;

·       самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

·       игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

·       диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

·       функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

·       межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

·       функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре:

·       свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

·       творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

·       эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

·       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

·       Целеполагание,

·       Планирование,

·       Реализация цели,

·       Анализ результатов.

Структура игры как процесс –

·       роли, взятые на себя играющими;

·       игровые действия, как средство реализации этих ролей;

·       игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

·       реальные отношения между играющими;

·       сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения:

·       в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·       как элемент (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

·       в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

·       обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

·       познавательные, воспитательные, развивающие;

·       репродуктивные, продуктивные, творческие;

·       коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике

·       предметные,

·       сюжетные,

·       ролевые,

·       деловые,

·       имитационные

·       игры-драматизации

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры –

·       с предметами и без предметов,

·       настольные,

·       комнатные,

·       уличные, на местности,

·       компьютерные и с ТСО,

·       а также с различны ми средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...