Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения
методическая разработка
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).
Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики
Тренинг для педагогов
для снятия эмоционального напряжения
Подготовила: старший воспитатель
Магусева М.Е.
Тюрлема
Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;
- познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;
- научить педагогов позитивно относиться к себе, осознавать собственную самоценность;
- оказать помощь в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).
Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.
Организация тренинга: группа педагогов от 5 до 10 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.
Вводная часть
1. Упражнение «Комплимент по кругу»
Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка.
В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты, подаренные ему.
Анализ:
Трудно ли было написать (подарить) комплимент?
Что лучше дарить или получать?
Ваше состояние после выполнения упражнения?
2. Упражнение «Самомассаж»
Цель: развитие навыков самомассажа.
Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
3. Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А – воздействует на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – на органы, расположенные в области живота;
Я – на работу всего организма;
М – на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Анализ:
Ваше состояние после выполнения упражнения?
4. Упражнение «Трамвайчик».
Инструкция: Отправимся в путешествие в мир общения на трамвайчике. Я поставлю пустой стул. У кого справа оказался пустой стул, тот пересаживается со словами «А я еду», следующий пересаживается со словами «А я тоже», третий со словами «А я зайцем», четвертый со словами «А я с…» (называет кого-нибудь из круга). Кого назвали, быстро перебегает на пустой стул. Далее продолжается так же, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается со словами «А я еду...» и т.д.
5. Игровое упражнение «Бумажные мячики».
Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, от них необходимо избавляться. В этом нам поможет игра «Бумажные мячики». Вам нужно разделиться на 2 команды. Из газет смять бумажные шарики. Команды располагаются на расстоянии 4 метра друг от друга. Под веселую музыку Вы начинаете перебрасывать свои мячи на другую сторону. Задача каждой команды, чтобы на их стороне не оказалось мячей, когда закончится музыка.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Ощущения до и после упражнения?
6. Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: обучить методике повышения самооценки.
Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.
Заключительная часть
Притча про стакан
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»
- «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» - предполагали студенты.
- «Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?»
- «Ничего», - ответили студенты.
- «Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа?» - снова спросил профессор.
- «У вас заболит рука», - ответил один из студентов.
- «Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?»
- «Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу», - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- «Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?»
- «Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?»
Студенты были удивлены и обескуражены.
- «Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли?» - спросил профессор.
- «Опустить стакан», - последовал ответ из аудитории.
- «Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами».
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Релаксация «Водопад». (Звучит релаксационная музыка, которая поможет педагогам расслабиться).
Рефлексия.
7. Упражнение «До следующей встречи!»
Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.
Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы.
Анализ:
- Что вам дало сегодняшнее занятие?
- Что нового узнали?
- Что будете использовать в дальнейшей жизни?
- Ваши ощущения после тренинга, настроение?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Что было полезным?
8. Упражнение. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Верь в себя и все получится!
- Сегодня тебя будет преследовать удача!
- Пусть тебя обнимет счастье!
- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!
- Живи и радуйся, остальное приложится!
- Пусть в твоей душе воцарится гармония!
- Пусть твои глаза всегда сияют!
- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!
- Думайте о хорошем и все будет хорошо!
- Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!
- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!
- Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!
- Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье. Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!
- Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем ты сам можешь устроить!
- Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.
- Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…
- Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!
- Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.
- Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!
- Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно умирает один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!
- Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!
- Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!
- Укрепляют организм - радость, юмор, оптимизм!
- Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения
Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты....
Тренинг для педагогов ДОУ "Способы снятия эмоционального напряжения"
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выго...
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....
Конспект тренинга для педагогов на снятие эмоционального напряжения
Тренинг для педагогов ДОУ...
Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»
Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...
Тренинг с педагогами на снятие психоэмоционального напряжения «Хорошее настроение –залог успеха!»
Упражнения на снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....