Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения
методическая разработка
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).
Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики
Тренинг для педагогов
для снятия эмоционального напряжения
Подготовила: старший воспитатель
Магусева М.Е.
Тюрлема
Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;
- познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;
- научить педагогов позитивно относиться к себе, осознавать собственную самоценность;
- оказать помощь в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).
Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.
Организация тренинга: группа педагогов от 5 до 10 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.
Вводная часть
1. Упражнение «Комплимент по кругу»
Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка.
В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты, подаренные ему.
Анализ:
Трудно ли было написать (подарить) комплимент?
Что лучше дарить или получать?
Ваше состояние после выполнения упражнения?
2. Упражнение «Самомассаж»
Цель: развитие навыков самомассажа.
Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
3. Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А – воздействует на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – на органы, расположенные в области живота;
Я – на работу всего организма;
М – на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Анализ:
Ваше состояние после выполнения упражнения?
4. Упражнение «Трамвайчик».
Инструкция: Отправимся в путешествие в мир общения на трамвайчике. Я поставлю пустой стул. У кого справа оказался пустой стул, тот пересаживается со словами «А я еду», следующий пересаживается со словами «А я тоже», третий со словами «А я зайцем», четвертый со словами «А я с…» (называет кого-нибудь из круга). Кого назвали, быстро перебегает на пустой стул. Далее продолжается так же, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается со словами «А я еду...» и т.д.
5. Игровое упражнение «Бумажные мячики».
Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, от них необходимо избавляться. В этом нам поможет игра «Бумажные мячики». Вам нужно разделиться на 2 команды. Из газет смять бумажные шарики. Команды располагаются на расстоянии 4 метра друг от друга. Под веселую музыку Вы начинаете перебрасывать свои мячи на другую сторону. Задача каждой команды, чтобы на их стороне не оказалось мячей, когда закончится музыка.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Ощущения до и после упражнения?
6. Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: обучить методике повышения самооценки.
Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.
Заключительная часть
Притча про стакан
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»
- «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» - предполагали студенты.
- «Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?»
- «Ничего», - ответили студенты.
- «Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа?» - снова спросил профессор.
- «У вас заболит рука», - ответил один из студентов.
- «Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?»
- «Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу», - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- «Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?»
- «Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?»
Студенты были удивлены и обескуражены.
- «Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли?» - спросил профессор.
- «Опустить стакан», - последовал ответ из аудитории.
- «Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами».
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Релаксация «Водопад». (Звучит релаксационная музыка, которая поможет педагогам расслабиться).
Рефлексия.
7. Упражнение «До следующей встречи!»
Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.
Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы.
Анализ:
- Что вам дало сегодняшнее занятие?
- Что нового узнали?
- Что будете использовать в дальнейшей жизни?
- Ваши ощущения после тренинга, настроение?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Что было полезным?
8. Упражнение. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Верь в себя и все получится!
- Сегодня тебя будет преследовать удача!
- Пусть тебя обнимет счастье!
- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!
- Живи и радуйся, остальное приложится!
- Пусть в твоей душе воцарится гармония!
- Пусть твои глаза всегда сияют!
- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!
- Думайте о хорошем и все будет хорошо!
- Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!
- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!
- Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!
- Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье. Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!
- Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем ты сам можешь устроить!
- Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.
- Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…
- Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!
- Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.
- Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!
- Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно умирает один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!
- Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!
- Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!
- Укрепляют организм - радость, юмор, оптимизм!
- Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения
Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты....
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....
Конспект тренинга для педагогов на снятие эмоционального напряжения
Тренинг для педагогов ДОУ...

Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»
Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...

Тренинг с педагогами на снятие психоэмоционального напряжения «Хорошее настроение –залог успеха!»
Упражнения на снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения перед конкурсом.
Тренинг направлен на снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия и знакомство с различными приёмами регуляции своего эмоционального состояния, способами снятия напряж...