Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения перед конкурсом.
материал по психологии

Шатикян Анагит Ишхановна

Тренинг направлен на  снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия и знакомство с различными приёмами регуляции своего эмоционального состояния, способами снятия напряжения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_moy_pechat.docx618.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения перед конкурсом.

Сегодня я хочу вашему вниманию предложить тренинг, целью которого является снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия. А также мы познакомимся с различными приёмами регуляции своего эмоционального состояния, способами снятия напряжения. Постараемся создать ситуацию сотрудничества между участниками в первую очередь и с вашими старшими воспитателями (помощниками).

Хочу начать наш тренинг с притчи:

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

 Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Поэтому, чтобы у нас с вами не получалось как в старой притче, я предлагаю принимать во всякой деятельности, в данном случае в игровой на сегодняшний день определенные правила.

«Правила работы в группе». 

Ведущий рассказывает о необходимости создания «безопасное обстановки» для плодотворного участия в тренинге и о правилах, соблюдение которых способствует созданию такой обстановки:

  1. Обязательное участие в деятельности каждого.
  2. Откровенность и доброжелательность в общении.
  3. Активность участия в упражнениях.
  4. Сегодня все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.

Генри Форда говорил, что…                                                                                                 

«Собраться вместе – это начало.

Оставаться вместе  - это прогресс.

Работать вместе  - это успех».

1.Приветствие “Рукопожатие”

Участники стоят по кругу. Ведущий и здоровается с участником справа за правую руку. Не отпуская руки ведущего участник здоровается левой рекой со следующим человеком и т.д., пока все участники не будут держаться за руки и рукопожатие не вернется к ведущему.

Далее каждый участник по очереди называет свое имя, так как Вам удобно, чтобы к Вам обращались и вытягивает карточку «Дерево как образ человека», затем рассказывает какая она.

2.Информационное сообщение психолога

Эмоциональное напряжение, тревожное состояние – это всегда стресс для человека.

Надо обратить внимание на то, что не всегда и не все стрессы бывают отрицательными. Слово стресс (от англ. – «напор»)

Виды стресса:

1. Эустресс  - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.

2. Дистресс  - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т.д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирую глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.

                          Возможные реакции организма на стресс:

1.дезадаптация - человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается;

2.пассивность - возникновение состояния беспомощности, безнадежности, депрессии.

Активная защита от стресса - смена деятельности с целью достижения душевного равновесия (спорт, музыка, физический труд, релаксация)

Техника «Решение проблем»

Психолог  взяла в руки стакан с водой, вытянула ее вперед и спросила педагогов - Как вы думаете, сколько весит этот стакан? (ответ) Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот такой: Что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? (ответ) Действительно, ничего страшного не случится. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например 2 часа?- (ответ)  А если целый день? (ответ).

Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?- (ответ)  А что нужно делать, чтобы все это исправить? (поставить стакан) Конечно! - Да так  и надо делать со всеми жизненными трудностями. Подумайте о какой-либо проблеме несколько минут, и она окажется рядом с вами. Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина. Если будете думать целый день, она вас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее вес не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Решай ее или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни. Здесь важно спросить себе «Что я могу сделать сейчас, на данный момент, в данной ситуации?» и принять решение.

Упражнение «Приёмы, снижающие напряжение».

Цель: саморегуляция своего эмоционального состояния 

Если выявлены признаки напряженности, необходимо:
1. Произвольно расслабить мышцы.
Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
Мышцы лица расслаблены.
Брови свободно разведены.
Лоб разглажен.
Расслаблены мышцы челюстей.
Расслаблены мышцы рта.
Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
Все лицо спокойно и расслаблено.
2.Удобно сесть, встать.
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, снять, «сбить» учащенное дыхание.
4. Установить свободный ритм дыхания (показ практического восстановления дыхания).
                    

 Напряжение-расслабление. Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать  нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно сделать «тряску» тела.

Упражнение «Снежки».

Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.

Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

Запомните, с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе.

Анализ

• Какие ваши ощущения до и после упражнения?

• Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

Дыхание. Когда человек волнуется дыхание у него прерывистое. Необходимо замедлить дыхание: пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох. Можно использовать технику «Дыхание шариком». Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз. Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так. 

Упражнение на саморегуляцию эмоционального состояния через внешнее проявление эмоций (основной акцент - на дыхание). Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»
В момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо задать себе вопросы самоконтроля:
-как выглядит мое лицо?
-не скован (а) ли я?
-не сжаты ли мои зубы?
-как я сижу? стою?
-как я дышу?

Улыбка. Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики. Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

 «Перепиши сценарий в позитив». Не рисовать в голове самые худшие сценарии выступления! Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с  ног на голову. Теперь будем рисовать только радужные картинки: «Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену. Эмпатийные глаза. Направь взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления. Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей. 

4. Упражнение «Я в лучах солнца»

Помогает поднять самооценку, обрести уверенность в себе, создать в вашей жизни как можно больше радости, света, тепла, позитива. Очень хорошо выполнять его всегда сомневающимся в себе и своих действиях людям. Для выполнения упражнения возьмите лист бумаги формата А4 и простой карандаш. На бумаге нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет таким, какой вы есть в настоящее время, а под портретом напишите свое имя. Затем нарисуйте лучи, исходящие из солнца, и вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Конечно, чем больше будет лучей у солнца, тем больше и достоинств. Как закончите рисовать, обязательно раскрасьте свой рисунок.

Можете потом добавлять лучи, а если вам когда-то станет грустно, вы можете достать солнце, посмотреть на него и вспомнить, почему вы писали то или иное качество.

Домашнее задание участникам: На протяжении конкурсных мероприятий очень важно себя уметь поддержать,  поэтому в конце дня или перед сном предлагаю вам сказать себе  «Почему я молодец!», а лучше написать.

5.Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель упражнения: узнать друг друга, чем похожи, для нахождения приятельниц по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга-внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» Например: что живем на планете Земля. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например, что у нас разный цвет глаз, разная длина волос. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке) меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Осуждение:                                                                                                                           

 - Какие эмоции испытывали во время упражнения?                                            

 - Узнали ли вы что-то новое о себе и других?

4. Упражнение «Ассоциации»

Ведущий:  Постарайтесь найти слова-ассоциации, связанные со словом «УСПЕХ» и «УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ». Анализ.

5.Упражнение «Шаги к успеху»(система маленьких шагов)

Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому мероприятию; отработка навыка решения проблемы.

Инструкция:

1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель — подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими?

Пример:

• выбор темы,

• составление необходимых этапов занятия,

• составление плана занятия,

• написание работы по плану,

• редактирование окончательного варианта.

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.

  1. Релаксация. Упражнение «Ресурсное состояние»

 «Закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по вашим мышцам. Представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. Понаблюдайте за собой со стороны некоторое время (30 секунд) … А сейчас пришло время возвращаться обратно, на землю. Сделайте вдох и глубокий медленный выдох, потянитесь. Медленно откройте глаза… Мы с вами снова вместе в нашем зале».

- Кому из вас удалось свершить путешествие на Белое облако?

- Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями?

- Какие чувства и ощущения вы испытали?

7. Мастер-класс «Вручение медалей»

Можно сказать, что вы уже и так победители, так как сделали первый шаг к участию в конкурсе. Я хочу вручить вам медали, которые вы заслужили, а чтобы вы могли добиться больших успехов, предлагаю каждому участнику написать пожелания каждому конкурсанту!

8. Упражнение «Коридор приветствий»

Цель: Предоставление участникам возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Ход упражнения: Педагоги встают в две шеренги лицом друг к другу, образуя между шеренгами коридор шириной один – полтора метра. Участник, который находится с краю любой из шеренг, произносит свое имя и начинает медленно проходить по коридору. Педагоги приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: кричат его имя, машут ему руками, кланяются, аплодируют,  кричат «Ура». Как только первый участник дойдет до середины, второй участник, стоящий с краю противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается, пока все участники не пройдут через «Коридор приветствий». После прохождения по коридору каждый участник встает с противоположного края шеренги.

9.Упражнение «Итоги дня». (ладошка)

Цель: получение обратной связи от участников группы.

  • Какое у меня сейчас настроение?
  • Что принес мне сегодняшний день?
  • Каковы ваши впечатления от сегодняшнего тренинга?
  • Какие открытия вы сделали для себя?
  • Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

Детская ладошка шаблон - 72 фото

Шаблон медалей - 71 фото Шаблон медали (50 фото) » Шаблоны для вырезания и векторы для презентаций -  Гризли.Клаб

Шаблон медали (50 фото) » Шаблоны для вырезания и векторы для презентаций -  Гризли.КлабШаблон медали (50 фото) » Шаблоны для вырезания и векторы для презентаций -  Гризли.Клаб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения

Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты....

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что...

Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения перед началом педсовета

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества. Повышение тонуса группы.Задачи:- созд...

Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»

Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...