Школа молодого педагога ДОУ
консультация
Материал для молодых педагогов детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития психики у детей дошкольного возраста. | 34.05 КБ |
Презентация к теории | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог: Аль Рифаи Е.В.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52»
Школа молодого педагога
Процесс развития нельзя охарактеризовать как плавный в связи с наличием в нем кризисных периодов. Отдельные системы и психические функции развиваются не параллельно и с разной степенью интенсивности, обусловленные определёнными закономерностями. Тем не менее, весь процесс роста и развития человека является единым.
Согласно теории Л.С. Выготского, в каждом возрасте есть центральное новообразование, объединяющее вокруг себя развитие других психических изменений.
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Показатели | Возрастная группа |
2-3 года | |
Мышление | Наглядно-действенное |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание |
Условия успешности | Разнообразие развивающей сферы |
Форма общения | Ситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками | Мало интересен |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я-сам») |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» |
2-4 года.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определённое назначение и способ употребления.
3 этапа усвоения предметных действий:
1 этап В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
2 этап Использование предмета строго по его назначению.
3 этап На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.
Предметная деятельность, чтобы носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребёнок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
Происходит интенсивное формирование активной речи, которое идёт в процессе совместной деятельности со взрослыми. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребёнка, побуждать говорить о своих желаниях.
Восприятие носит непроизвольный характер, ребёнок выделяет в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Восприятие происходит на фоне внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета.
Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрёшки, вкладыши, пирамидки и т.д. Ребёнка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Основной способ познания ребёнком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Внимание, восприятие и память ребёнка непроизвольны, он не может сразу прекращать что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
Дети восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они подвержены так называемому «эффекту заражения».
Уверенность и спокойствие ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. Е. чёткое соблюдение режима.
Основными чертами являются открытость, честность и искренность. Чувства ребёнка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Показатели | Возрастная группа |
3 – 4 года | |
Мышление | Наглядно-образное |
Речь | Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к дискомфорту |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение |
Способ познания | Экспериментирование, конструирование |
Условия успешности | Развивающая сфера и партнёрские отношения со взрослыми |
Форма общения | Ситуативно-деловое |
Отношения со сверстниками | Мало интересен |
Отношения со взрослыми | Источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству |
Наличие конфликтов | Со взрослыми как продолжение («Я-сам») |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переключения |
Игровая деятельность | Партнёрская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие |
3-4 года
Для детей 3-4х лет характерно развитие самосознания и выделение образа «Я», которые стимулируют развитие личности и индивидуальности.
Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справиться без помощи взрослого. Он любит близких, они значимы для него, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности.
Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
Ребёнок воспринимает предмет без попыток его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, в «как будто».
Преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздавать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Память дошкольника непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. То, что запомнил, сохраняется надолго.
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание , он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Для данного возраста характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Показатели | Возраст 4-5 |
Мышление | Наглядно-образное |
Речь | Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре |
Физиологическая чувствительность | Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Объект познания | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые |
Способ познания | Рассказы взрослого, экспериментирование |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Форма общения | Внеситуативно-деловое |
Отношение со сверстниками | Интересен как партнёр по сюжетной игре |
Отношение со взрослыми | Источник информации |
Наличие конфликтов Эмоции | Отсутствуют Более ровные, старается контролировать |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация |
4-5 лет.
В 4года, дети более широко используют речь как средство общения, происходит расширение кругозора ребёнка. Ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос становиться «почему?», «зачем?».
Ребёнок развивается, становиться, более вынослив физически. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
Сверстник для 4-х летки становиться более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Ребёнок проявляет любознательность и любопытство это позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Развивается способность выстраивать умозаключения, что является отрывом мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Активно развивается фантазирование, ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Эти возможности способствуют его нравственному и познавательному развитию.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Показатели | 5-6 лет |
мышление | Наглядно-образное, начало формирования образно-схематичного |
речь | Формирование планирующей функции речи |
Произвольность познавательных процессов | Развитие целенаправленного запоминания |
Физиологическая чувствительность | Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Объект познания | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Форма общения | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное |
Отношение со сверстниками | Углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтения в общении |
Отношения со взрослыми | Источник информации, собеседник |
Наличие конфликтов | отсутствуют |
эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
5-6 лет
Большой интерес ребёнка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
Накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Ребёнок может решать простые геометрические задачи. Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Ребёнок эмоционально зависим от оценки взрослого и стремится получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Появляется такая черта как лживость, т. Е. целенаправленное искажение истины.
В общении со взрослым у ребёнка осмысливаются и интерпретируются нравственные нормы и правила.
Показатели | 6-7 лет |
Мышление | Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного. |
Речь | Развитие внутренней речи. |
Произвольность познавательных процессов | Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения. |
Физиологическая чувствительность | Индивидуально, у большинства низкая. |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Форма общения | Внеситуативно-личностное. |
Отношения со сверстниками | Собеседник, партнёр по деятельности. |
Отношение со взрослыми | Источник эмоциональной поддержки. |
Наличие конфликтов | К 7-ми годам – кризис, смена социальной роли. |
Эмоции | Развитие высших чувств. |
Игровая деятельность | Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью. |
6 – 7 лет
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребёнка 6-ти лет развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнять какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Преобладает общественно значимые мотивы над личностными.
Развивается эмпатия, сочувствие в процессе усвоения нравственных норм..
Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Ребёнок ещё испытывает трудности в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
Воображение переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Показатели Возрастная группа 2-3 года Мышление Наглядно-действенное Речь Словосочетаниями, понимает глаголы Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание Условия успешности Разнообразие развивающей сферы Форма общения Ситуативно-личностное Отношения со сверстниками Мало интересен Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Наличие конфликтов Со взрослыми («Я-сам») Эмоции Сильной модальности, резкие переходы Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра «рядом»
Ранний возраст (2-3 года) Возникновение активной речи Наглядно-действенное мышление Усвоение предметных действие Восприятие носит непроизвольный характер Постановка цели в играх и поведении Восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих Основными чертами ребенка 2-3 лет является открытость, честность и искренность.
Рекомендации для развития детей раннего возраста Стимулировать высказывания ребенка Развитие мелкой моторики рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с крупой и т.д) Четкое соблюдение режима дня Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки) Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры)
Кризис 3 лет Проходит под лозунгом: "Я сам!" Рождается самооценка и самосознание ребенка На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои права. Ведущей деятельностью становится игра Проводится проверка границ дозволенного
Кризис 3 лет Ребенку становится важна успешность или не успешность в делах и играх Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности Чувствительность и сензитивность к чувствам других людей
Временные границы кризиса «Кризис 3-х лет» – определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей начинается в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года.
Советы по преодолению кризиса 3 лет Личное пространство ребенка (комната, игрушки…) Компромиссы Распорядок дня Четкая система запретов. Изменение форму общения с ребенком Дать возможность быть самостоятельным Обращение с ребенком как с равным
Показатели Возрастная группа 3 – 4 года Мышление Наглядно-образное Речь Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к дискомфорту Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение Способ познания Экспериментирование, конструирование Условия успешности Развивающая сфера и партнёрские отношения со взрослыми Форма общения Ситуативно-деловое Отношения со сверстниками Мало интересен Отношения со взрослыми Источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству Наличие конфликтов Со взрослыми как продолжение («Я-сам») Эмоции Сильной модальности, резкие переключения Игровая деятельность Партнёрская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие
Начало формирования связной речи Внимание и память непроизвольные Высокая чувствительность к дискомфорту Стремление к партнерству в играх, игровое действие с игрушкой Познаёт непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение Эмоции сильной модальности, резкие переключения Формируется наглядно-образное мышление
Показатели Возраст 4-5 Мышление Наглядно-образное Речь Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре Физиологическая чувствительность Уменьшение чувствительности к дискомфорту Объект познания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые Способ познания Рассказы взрослого, экспериментирование Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-деловое Отношение со сверстниками Интересен как партнёр по сюжетной игре Отношение со взрослыми Источник информации Наличие конфликтов Эмоции Отсутствуют Более ровные, старается контролировать Игровая деятельность Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация
Особенности развития детей 4-5 лет Активное расширение кругозора Более вынослив физически Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам Стремление к партнерству в играх Проявляется любознательность и любопытство Способность выстраивать умозаключения Активно развивается фантазирование Сформировано наглядно-образное мышление
В возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера
Показатели 5-6 лет мышление Наглядно-образное, начало формирования образно-схематичного речь Формирование планирующей функции речи Произвольность познавательных процессов Развитие целенаправленного запоминания Физиологическая чувствительность Уменьшение чувствительности к дискомфорту Объект познания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное Отношение со сверстниками Углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтения в общении Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник Наличие конфликтов отсутствуют эмоции Преобладание ровного оптимистичного настроения Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения
Особенности развития детей 5-6 лет Активно познает окружающий мир, сам формирует ответы или создает версии Часто привлекает к себе внимание Проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ Складывается механизм управления своим поведением Желание походить на значимых для него взрослых Осознаются половые различия Могут усиливаться страхи Начало формирования образно-схематического мышления
Рекомендации для развития детей 5-6 лет С уважением относится к его фантазиям Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению Не стоить ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать Обеспечить возможность общения со сверстниками Снижать контроль и опеку Охотнее отвечает на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность
Показатели 6-7 лет Мышление Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного. Речь Развитие внутренней речи. Произвольность познавательных процессов Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения. Физиологическая чувствительность Индивидуально, у большинства низкая. Объект познания Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Способ познания Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Условия успешности Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. Форма общения Внеситуативно-личностное. Отношения со сверстниками Собеседник, партнёр по деятельности. Отношение со взрослыми Источник эмоциональной поддержки. Наличие конфликтов К 7-ми годам – кризис, смена социальной роли. Эмоции Развитие высших чувств. Игровая деятельность Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.
Особенности развития детей 6-7 лет способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют интерес к новым видам деятельности интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил) способны проявить настойчивость, преодолевать трудности
Рекомендации по развитию детей 6-7 лет Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели Будьте последовательны в своих требованиях Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. привычек и способов общения
Кризис 7 лет Связан с поступлением ребенка в школу Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений Ведущей деятельностью становится учеба Раздражительность Страхи, повышенная тревожность
Советы по преодолению кризиса 7 лет Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, заучивание стихов, лепка, рисование, графические диктанты ) Поощрять общение со сверстниками Больше хвалить за готовый результат Учить конструктивно относится к ошибкам и неудачам Учим ребенка самостоятельно выполнять задания
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога
Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Мероприятия школы молодого педагога и и клуба успешного педагога
Тренинги, мастер-классы, педсоветы, консультации и многое другое для воспитателей....
Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"
Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
«Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе» (Школа молодого педагога)
Выступление на тему «Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе»...
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...