методическая разработка - краткосрочный проект "Социально-коммуникативная игра - моя семья!"
методическая разработка

Кракулинская Светлана Юрьевна

В настоящее время перед Россией остро стоит проблема социальной защиты детей, брошенных родителями, отказавшихся жить в семье, сирот, оставшихся без родительского попечения.

В России наблюдается постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть призванным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Создать домашний уют в обычном интернате для брошенных детей очень не просто, но все таки можно с помощью хорошо организованной культурно - досуговой деятельности привить детям –сиротам базовые нормы общественного поведения, дать хорошее эстетическое развитие, что позволит им стать полноценными членами общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект для воспитанников детских домов

«Симмуляционная игра – моя семья!»

Тема исследования : «Совершенствование организации социально-культурной деятельности в детских домах семейного типа»

Актуальность исследования:

В настоящее время перед Россией остро стоит проблема социальной защиты детей, брошенных родителями, отказавшихся жить в семье, сирот, оставшихся без родительского попечения.

В России наблюдается постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1995 году численность осиротевших детей составляла 533,1тыс.человек, то в 2001 году в Российской Федерации учтено 665,5 тыс. человек.

Ежегодно в России выявляется до 110-130 тысяч беспризорных детей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию.

Современное усложнение жизни общества в целом обостряет социально-культурную и психологическую атмосферу семьи, ее внутрисемейные отношения, конфликты в семье между супругами, родителями и детьми, влечет за собой различные последствия, в том числе увеличение количества правонарушений со стороны детей и подростков.

Мы с детства воспитаны на том, что семья - это опора, крепость, начало начал. В семье ребенок усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала.

 Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть призванным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Однако в мире еще существует насилие, голод и социальная несправедливость, которые обрушиваются на множество детей, лишенных детства.

Сегодня контингент интернатных учреждений в основном составляют дети, имеющие живых родителей. Социальное сиротство — это жесточайший эксперимент с детьми. Пример детдомовских детей показывает, какую неоценимую роль имеет семья в жизни ребенка. На первый взгляд, дети в учреждениях интернатного типа имеют полное материальное благополучие. Но, однако же, дети постоянно говорят о своих родителях, о своей семье и бегут к ним.

 Создать домашний уют в обычном интернате для брошенных детей очень не просто, но все таки можно с помощью хорошо организованной культурно - досуговой деятельности привить детям –сиротам базовые нормы общественного поведения, дать хорошее эстетическое развитие, что позволит им стать полноценными членами общества. К сожалению, уровень организации социально-культурной деятельности на данный момент очень низок, в некоторых случаях организация досуга в детских домах  практически отсутствует.

Проблема исследования: обусловлена наличием противоречия между широким спектром видов социально-культурной деятельности и недостаточным уровнем организации социально-культурной деятельности в детских домах.

Цель исследования: Изучение  уровня организации социально-культурной деятельности в детских домах, разработка предложений по усовершенствованию организации социально-культурной деятельности.

Организация социально-культурной деятельности в детском  доме  для детей-сирот будет иметь высокий уровень эффективного воздействия  при соблюдении следующих условий :

1)При обеспечении взаимодействия детского дома семейного типа с  социальной средой;

2) При сохранении и развитии семейных традиций в детском доме ;

3) При учете и соблюдении комплекса социально-педагогических, культурно-досуговых факторов, необходимых для осуществления социальной адаптации детей, оставшихся без попечительства родителей;

4)При выявлении социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность  и достаточный уровень социально-культурной деятельности в детских домах.

5)При условии приближения жизнедеятельности детей в детском доме к домашним условиям.

6) При открытости и взаимодействии детского дома семейного типа с социальной средой;

7)При осуществлении целенаправленной социально-культурной деятельности, способствующей развитию семейных ценностей и традиций у детей, воспитывающихся в детских домах.

8) При стабильности воспитателей и их профессиональной компетенции.

9) Введение в курс социально-культурной деятельности детских домов семейного типа таких новых форм как интерактивный турнир, симуляционная игра «Моя семья» позволит повысить социально-культурный уровень воспитанников детских домов.

Задачи исследования:

1)Раскрыть сущность организации социально-культурной деятельности в детских домах .

2)Выявить особенности организации социально-культурной деятельности в детских домах

3)Определить факторы, оказывающие влияние на уровень социально-культурной деятельности в детских домах .

4)Обобщить опыт организации социально-культурной  деятельности в детских домах

5)Выявить степень удовлетворенности организацией социально-культурной деятельности в детских домах .

6)Разработать предложения по совершенствованию социально-культурной деятельности в детских домах семейного типа.

На протяжении тысячелетий многие ученые и педагоги в разных странах занимались изучением вопросов семьи, детства, детского воспитания и роли социально-культурного подхода в нем.

Так И.И. Бецким была разработана социально-культурная программа воспитания «приносных детей», в которой большое место отводилось воспитанию нравственности : «Не только о пище и одежде заботиться, но стараться вселять добрые сердца и благие нравы».[..10..]

В.Ф. Одоевский содействовал открытию первых детских приютов в России.

Огромное внимание к семейному воспитанию и привитию семейных традиций уделяли одни из самых известных педагогов К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко.

Ушинский в своей работе «О народности в общественном воспитании» он отмечает:

«Если воспитание хочет одержать победу над дурными привычками человека, оно должно опираться на народность, если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным».[..20..]

А.С. Макаренко: «…в коллективе и дети, и взрослые, руководители и общее собрание, заведующий и педагогический совет работали в одном ключе решали одни задачи».[..16..]

Более 40 лет занимался научной, педагогической и общественной деятельностью замечательный русский педагог П.Ф. Лесгафт. Тема его исследования –становление всесторонне развитой личности в семье. Свою теорию «об идеальной нормальной личности» Лесгафт изложил в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение», рассматривая физическое, умственное, трудовое и эстетическое развитие ребенка как единое целое». П.Ф. Лесгафт считал, что воспитание тесно связано с социальной средой, микросредой, бытовыми условиями, с самим направлением воспитания. Именно поэтому семейному воспитанию он отводил ведущую роль в формировании личности ребенка.[..9..]

Проблема социального сиротства и социальная адаптация детей-сирот разрабатывается И.Ф. Дементьевой : «Социальное сиротство: генезис и профилактика»

Одни из фундаментальных основ данного исследования стали  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года. А так же Конвенция ООН О правах ребёнка.(Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989 года)

В многообразии различных взглядов и убеждений выдающихся педагогов, социологов, научных деятелей можно выделить те, которые совпадают с моими взглядами на проблемы детей-сирот и на их решение. В последнее десятилетие появился ряд работ, рассматривающие проблемы детей-сирот  в современной ситуации. Так, М.А. Егорова- кандидат педагогических наук, четко описывает проблемы сирот и предлагает ряд коррекционно –педагогических способов воспитания детей-сирот, направленных на адаптирование к новым условиям жизни, на приобретение элементарных навыков культуры поведения в обществе.

Н.В. Носкова в своей работе «Диагностика и коррекция структурных звеньев самосознания в дошкольном возрасте (на материале изучения детей детского дома)» , дает четкую оценку состоянию детской психики в детских домах и предлагает различные способы коррекции детской нарушенной психики средствами социально-культурной деятельности.

Б.И. Айзенберг, В.И. Кондрашкин, Н.В. Кузнецов в работе «Некоторые социальные и медико-педагогические проблемы развития детей-сирот раннего возраста» описывают основные проблемы детей сирот и причины их возникновения, которые помогают обозначить пути их разрешения.

Зачастую у детей-сирот развиваются психологические проблемы, связанные с переживаниями, воспоминаниями о семье, о переезде в детский дом. В.С. Мухина рассказывает о правилах поведения с такими детьми, о способах преодоления психологических проблем. (В.С. Мухина «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»)

Н.Д. Соколова предлагает способы организации досуга и воспитания детей в детских домах. («Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном детском доме»). В работе представлены указания и предложения для воспитателей домов интернатов, помогающие ребенку почувствовать нахождение в полноценной семье.

Юдилевич А.Я. «Инновационное обучение во вспомогательной школе» -работа, описывающая современные методы вовлечения  детей в социально-культурную деятельность. В своей работе предлагает использовать тренинги по психологической разгрузке, по преодолению заниженной самооценки и чувства угнетености.

Одной из существенных основ стала работа Е. А. Горшковой, ведущей научной сотрудницы отдела реабилитационного и коррекционного образования ФИРО МОиН Российской Федерации, кандидата педагогических наук, доцента « Каким должен быть детский дом» - работа на основе результатов всероссийского конкурса методических разработок в направлении социально-культурного развития.

Основной работой  описывающей психологические аспекты детей сирот стала работа А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Психология сиротства. ( текст). Изд.3-е. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

 Исследование, проведенное коллективом ученых под руководством Л. И. Божович, позволило выделить такую особенность психического развития детей-сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях школы-интерната дети постоянно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Психологи Л. И. Божович и Л. С. Славина отмечают также, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка .[..3..]

Интересны и педагогические искания в работах И.В. Дубровиной «Психологическое развитие воспитанников детского дома», М.И. Лисиной «Проблемы генезиса общения», В.С. Мухиной «Лишенные родительского попечительства».

Педагог Л.Н. Захарова, используя свой опыт педагога-воспитателя детского дома, раскрывает проблемы сиротства с социальной, педагогической, юридической, медицинской стороны(«Педагог –воспитатель в интернатных учреждениях»)

Проблемам семейного воспитания уделяет внимание педагог-исследователь Ю.П. Азаров.

Существует большое количество литературы, посвященной воспитанию, вовлечению в социально-культурную деятельность, развитию детей, лишенных попечительства родителей, но в то же время работ посвященных именно организации культурно-досуговой деятельности в детских домах семейного типа значительно меньше. В последнее десятилетие в нашей стране не выпущено ни одного методического пособия по организации досуга в детских домах семейного типа.  Причина в  относительной новизне такого типа учреждения как детский дом семейного типа. Поэтому наиболее целесообразно двигаться именно в направлении совершенствования социально культурной деятельности в условиях детского дома семейного типа как наиболее продуктивного и эффективного учреждения из ряда подобных. Воспитанники детских домов семейного типа, как показывает практика, чаще заводят свои семьи, менее склонны к ассоциальному типу поведения, нежели воспитанники обычных домов интернатов. Однако уровень культуры, образования, по прежнему, не высок. В повышении этих уровней и состоит главная задача социально-культурных работников, миссию которых, зачастую берут на себя «мама и папа»  детского дома семейного типа. Количество детских домов семейного типа постоянно растет, появляется все большее количество вопросов и социально-культурных задач, которым требуется немедленное решение, ведь время не стоит на месте, дети-как губки впитывают все, что происходит вокруг без разбора. Второго шанса помочь детям, оставшихся без попечения родителей может и не быть.

В процессе прямого наблюдения за воспитанниками детских домов : детский дом семейного типа "Забота" Кировского административного района Санкт-Петербурга, детской дом-школе №19 Красногвардейского района. После подведения итогов Интервью с воспитанниками, опросников, наблюдения за их поведением в период занятий с педагогами и социально-культурными работниками  (опросник, вопросы интервью и результаты тестового задания в приложении), сложилась четкая картина о  социально-культурной деятельности с точке зрения «потребителей» то есть самих воспитанников.

Большинство воспитанников оценили организацию социально-культурной деятельности в своем учреждении в среднем в 5-6 баллов. Результаты анкеты показали, что из увлечений воспитанников наиболее распространены спортивные игры (баскетбол, футбол, теннис), компьютерные игры, увлечение музыкой различных групп и направлений, современные танцы. Однако опрос воспитанников показал, что занятия, соответствующие их интересам проводятся редко. Примечательно и то, что личность их «культурного» руководителя не ассоциируется у них не с каким либо реальным или сказочным персонажем, что может говорить а не выразительности педагога, а его пассивной работе и отношению к воспитанникам. Во всех известных работах по педагогике говорится о становлении личности педагога как образцового, легко запоминающегося образа. Который помогает ребенку сформировать для себя идеал личности и стремится к нему. Дети не дали определенного ответа о том как они хотели бы разнообразить свою культурную жизнь. Этот ответ можно расценивать как неопределенность в своих собственных предпочтениях и одновременно как открытость к всему новому, к тому, что будет интересно и что будет соответствовать их увлечениям.

Именно на основе увлечений и интересов воспитанников детских домов основывались мои искания по созданию новых, интересных, интерактивных видов социально-культурной деятельности. Поскольку большинству воспитанников нравятся спортивные состязания, которые требуют активности, а так же  компьютерные игры, в которых зачастую симулируется реальность наиболее целесообразным видом социально-культурной деятельности, по-моему мнению, станет симуляционная интерактивная игра «Моя семья», которая поможет ребятам попробовать себя в роли различных членов семьи, которые выполняют разные социальные роли, связанные не только с домашними хлопотами, но и обучением, воспитанием детей, а также организующие социально-культурную деятельность в семье.

Интерактивная симуляционная игра «Моя семья»

Персонажи:

Папа – глава семьи, отвечает за ее безопасность, экономическое благополучие, уровень образования в семье, спортивную подготовку.

Мама – правая рука папы, отвечает за воспитание детей, ведение экономики семьи (где учитывается бюджет, энергосбережение, экологичность существования семьи, а также безотходность жизнедеятельности), а также за приготовление пищи и другие хозяйственные дела по дому, владеет несколькими видами художественной дятельности.

Старший ребенок (брат) – отвечает за взаимодействие детей и родителей, за успеваемость младших, за мужские дела по дому  (знания по электрике, сантехнике, столярному мастерству)

Старший ребенок  (сестра) – отвечает за взаимодействие детей         и родителей, за домашнее хозяйство  (кулинарное мастерство, правила стирки, уход за мебелью и т.п.), а так же за воспитание младших детей, их успеваемость в школе, владеет несколькими видами художественной деятельности.

Младший ребенок – маленький помощник, должен соответствовать уровню образования в своей возрастной группе, а так же владеть какой либо художественной деятельностью.

Игра проводится в течении одного дня с предварительной подготовкой в течении 2-ух недель – это оптимальное время, чтобы научится всем навыкам, требующиеся для той или иной роли.

В течении всего игрового дня «Семьям»  (их количество зависит от количества воспитанников, может варьироваться) предлагается жить как семья, выполнять конкурсные задания,связанные с повседневной жизнью (родители ходят на работу, зарабатывают деньги, дети ходят в школу, занимаются домашним хозяйством)

. Каждой  семье предоставляется макет трех-комнатной квартиры заранее. Каждая семья облагораживает свой макет -  (каждый делает свою работу предусмотренную ролями). После семьи защищают свой макет, объясняя свой выбор.

Далее родители отправляются на работу (работа заранее подготовлена, к примеру для папа следующий список работ- спортивные тренер, писатель, банковский служащий, адвокат, преподаватель), для каждой профессии предусмотрен список дел на работе – писатель пишет статью на общественную тематику, спортивный тренер – участвует в соревнованиях, адвокат доказывает социальные утверждения (на выбор «Курение вредит вашему здоровью», «Водитель лихач –убийца на дороге» и т.п.), преподаватель читает познавательную лекцию  (тема на выбор на усмотрение педагога), банковский служащий решает интеллектуальную головоломку.

Пример работ для мамы (эколог, театральный критик, врач эпидемиолог) Эколог представляет  проект охраны лесопарка, критик пишет рецензию на одну из опер русских композиторов. Врач эпидемиолог готовит лекцию для школьников о личной гигиене, истории развития новшеств в санитарии (появление водопровода, туалета и т.п.).

Дети отправляются в «школу» - для детей функционирует специально созданная школа. Преподаватели школы (не участвующие в семьях могут попробовать себя в роли педагогов для детей – они подготавливают урок (15мин) по различным предметам. Их задача донести четкую информацию по той или иной теме, для того, чтобы дети, вернувшись со школы –могли рассказать старшим братьям и сестрам о своих успехах.

Воспитанники не участвующие в семьях могут попробовать себя в роли преподавателя, начальника на работе, продавца в магазине. Ведь для семей организуется целый город с инфраструктурой ( банк, больница, школа, магазин, дом правительства с отделом полиции)

После работы (2 часа) «родители» получают заработную плату (ее определяет руководитель проекта в зависимости от уровня и качества проделанной родителями работы), получив деньги родители встречаются, объединяют бюджет и отправляются на следующее конкурсное задание

«Бюджет» -суть задания в экономичном и рациональном распределении бюджета по 3-ем категориям (питание, отдых, развитие-образование)

Жюри, состоящее из «банковских служащих» и опытных экспертов по питанию, которые будут оценивать рациональность, экономичность и разнообразие.

Следующий конкурс будет проводится среди детей, посещавших занятия в школе – они будут проверять свои знания по средствам устных выступлений и тестовых заданий, которые для детей будут готовить их старшие сестры и братья.

Для самих же старших сестер и братьев будут проводить конкурсы их родители.

Конкурс для старших сестер – Кулинария (участницы готовят обед из трех блюд, где оценивается не только вкус и вид, но и сбалансированность питания),а также проведут выставку своего художественного творчества.

Конкурс для старших братьев – конкурс « Я –мастер» -требует сборки мини-робота» и выставка художественных работ, а также «мозговой штурм» - скоростной блиц опрос на различные темы.

В заключении семейного дня семьи представляют совместное домашнее задание (песня, сценка и т.п.)

После всей конкурсной программы выбираются семьи-победители в следующих номинациях (Самая дружная, самая умная, самая трудолюбивая, самая практичная и т.п.)

Данный проект «Моя семья» поможет воспитанникам попробовать себя в различных социальных ролях, условия игры-конкурса максимально приближены к реальным. Члены семьи заинтересованы в победе, переживают за друг друга, учатся заботиться не только о себе, но и о своих близких, учатся правильно распределять бюджет, организовывать досуг семьи,  развиваться самим и учиться развивать своих собственных детей, . Проект интерактивный, безразличие к проекту исключается занятостью героев и спортивному интересу, который всегда возникает при соревнованиях и конкурсных программах. Однако минусом данного проекта может стать его долгая, кропотливая подготовка, начинающаяся с распределение ролей и заданий, помощи в их подготовке,  а так же проект требует дополнительных тренингов по раскрепощению. Роли среди воспитанников должны распределяться в зависимости от личностных и психологических характеристик ребенка, от способностей осуществить те или иные обязанности и роли – это залог успешного осуществления проекта. В разнообразии различных форм и видов социально-культурной деятельности интерактивные игры наиболее востребованные и действенные. Многие подростки, воспитанники детских домов не исключение, увлекаются компьютерными играми. Многие из них, погрузившись в виртуальный мир совсем забывают про реальный мир, в нем они ведут себя отстраненно, порой агрессивно и непредсказуемо. Симуляционная, постановочная игра «Моя семья»  схожа с виртуальной, но все же есть определенное различие – она проецирует реальную социальную жизнь, схожа с театром, ее основная цель – обучение, культурное воспитание. Считаю, что цель и решение основных проблем детей, оставшихся без попечительства в детских домах, в особенности в детских домах семейного типа оправдывает средства и выбранный мною способ, в частности интерактивная симуляционная игра.

Многие современные исследования показывают, что предпочтения детей в выборе  досуговых предпочтений,  видов социально-культурной деятельности изменчивы и не постоянны, они зависят от «модности», популярности, современности. Социально-культурный работник, особенно работающий в детском дома, либо выполняющий роль «родителей» в детском доме семейного типа, должен предвидеть все эти изменения, чтобы четко координировать свои действия по развитию и усовершенствованию социально-культурной деятельности в детском доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"

В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...

Методическая разработка краткосрочного проекта тематической недели по лексической теме "Морские обитатели"

Методическая разработка педагогического проекта тематической недели ’’Морские обитатели” в старше-подготовительной группе детского сада...

Методическая разработка: краткосрочный проект для детей 4-5 лет "В здоровом теле - здоровый дух"

Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей 4-5 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни...

Методическая разработка краткосрочного проекта "12 апреля - День космонавтики"

Образовательные задачи:  - Приобретение опыта продуктивной деятельности – творческой.- Развитие познавательной активности детей, повышения интереса к  окружающему миру. - Формиров...

Методическая разработка. .Краткосрочный проект "Вместе с мамой!"

Сценарий праздника "День Матери" -средняя группа....

Методическая разработка краткосрочного проекта «Что такое Новый год и откуда он идет» в старшей группе

Методическая разработка краткосрочного проекта "Что такое Новый год и откуда он идет" в старшей группеРазработала: Сидорова Ольга АлександровнаВоспитатель ГБДОУ №17 комбинированного вида При...

Методическая разработка краткосрочного проекта « День защитника отечества»

Образовательные задачи:Углублять знания детей о Российской армии; .Приобретение опыта продуктивной деятельности – творческой.Развитие познавательной активности детей, повышения интереса к ...