Консультация для педагогов "Сказкотерапия при работе с детьми с ОВЗ"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Значение сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_pri_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 169.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»
В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), она решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.
Основной целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
- Установление межличностных контактов между детьми;
- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Арт-терапия в работе с детьми"
Арт-терапия в работе с детьми: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, фототерапия, игровая терапия, сказкотерапия....
Консультация для воспитателей "Планирование работы с детьми на лето"
Планирование работы с детьми на лето...
Консультация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Здоровый образ жизни - это важный труд воспитателя....
Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".
Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие"....
Консультация "Терапевтические сказки в работе с детьми"
Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт....
Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"
Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...
Консультация для педагогов "Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах"
Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах....