«Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта »
консультация по теме
21 августа 2017 года выступила на районной научно – практической конференции в г.Звенигово Республика Марий Эл «Интеграция образовательных учреждений всех уровней» с докладом «Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта» и поделилась опытом и наработками нашего детского сада "Родничок" п. Шелангер Звениговского района Республики Маррий Эл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_15.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Звениговский муниципальный район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Шелангерский детский сад «Родничок»
«Календарно - тематическое планирование в рамках реализации
Федеральных государственных требований»
Выступила: Пахомова С.А.,
старший воспитатель
МДОУ Шелангерский детский сад «Родничок»
2017г.
Планирование образовательного процесса строится с учетом:
принципа интеграции образовательных областей;
комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.
Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.
В качестве «видов тем» могут выступать «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.
Примерный цикл тем ( Таблица № 1, № 2) разрабатывается для всех возрастных групп МДОУ на учебный год на основе изучения:
-содержания комплексной и парциальных программ, реализуемых в МДОУ,
--национально-культурных и природных особенностей региона;
-актуальных интересов детей;
-календаря праздников и праздничных дат на текущий год.
Таблица № 1 Комплексно-тематическое перспективное планирование
Цикл тем в 2012-2013 учебном году:
Осень | Зима | Весна |
1. День знаний 2. «Осень разноцветная» 3. «Овощи и фрукты» 4. «Наш детский сад» 5. «Нам на улице не страшно» 6. «Труд взрослых на селе» 7. «Деревья и дары леса» 8. «Домашние и дикие животные» 9. «Птицы» 10. «Время жить в Марий Эл!» 11. «Транспорт» 12. «Дом, семья» 13. «Обобщающая неделя по осени» | 14. «Зима в природе» 15. «Будь здоров!» 16. «Русские обычаи, традиции, народные праздники» 17. «Новый год» 18. «Неделя зимних игр и забав» 19. «Вода - волшебница» 20. «На чем мы ездим» 21.«Труд взрослых в городе» 22. «ОБЖ» 23. «Животные северных и южных стран» 24. «Наши защитники» 25. «Обобщающая неделя по зиме» | 26. «Наши мамы» 27. «Ранняя весна» 28. «Книжкина неделя» 29. «Россия – Родина моя» 30.«Воздух – невидимка» 31. «Космос» 32. «Пожарная безопасность» 33. «Цветы» 34. «Что посеешь – то и пожнешь» 35. «День Победы» 36. «Хлеб - всему голова» 37. « Права ребенка» 38. « Лето красное – приди!» |
Таблица № 2 Примерное содержание комплексно-тематического перспективного планирования
№ п/п | Тематика | Содержание | Цель | Пути достижения | Доминирующая область |
1 | День знаний | Проведение Дня знаний. Оснащение: набор карточек со школьными принадлежностями или реальные предметы | Развитие познавательной мотивации, формирование интереса к школе | Стихи. Беседа. Посещение торжественной линейки, посвященной 1 сентября | «Социализация» «Коммуникация» «Познание» «Художественное творчество» «Музыка» «Физ.культура» |
2 | Осень разноцветная | Признаки осени. Живая и неживая природа. Оснащение: иллюстрации об осени, календарь природы | Расширение и углубление знаний об изменениях в живой, неживой природе осенью | Беседа. Загадки. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке. Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром. | «Познание» «Социализация» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Чтение худ. литературы» «Музыка» «Здоровье» «Труд» «Физ. культура» |
Изучению одной темы уделяется одна- две недели.
Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, экскурсии и др. Это повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.
На основе цикла тем разрабатываются примерные комплексно-тематические планы (Таблица № 3) .
Перспективное планирование содержания воспитательно-образовательной работы представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе:
-непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми;
-совместной образовательной деятельности педагога с детьми в режимных моментах;
-самостоятельной детской деятельности в условиях развивающей предметной среды группы, стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления;
-взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Таблица № 3 Примерная структура ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)
Группа______________________ Тема______________________________________________________________________________________________
Цель ___________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговое мероприятие______________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия___________________________
Ответственный за проведение итогового мероприятия__________________________________________________________________________________
День недели | Режим | образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Утро: игры, дежурство, индивид. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН, завтрак, игры. | Указываются образов. области, задачи которых реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми | утр. гимнастика; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастика | Беседа; подража-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям | Объяснение, показ личный пример, напоминание, ситуативный разговор, напоминание. | Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, худож. творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы. | Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые) Совместные праздники, досуги, занятия. Экскурсии, наблюдения, чтение. Совместное творчество. Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники., презентации, конкурсы, интеллектуальный марафон. Родительские собрания, гостиные, работа родитель-ских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс. Семинары- практикумы Анкетирование.. Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы. Фотоальбомы. Экскурсии с детьми. Чтение детям, заучивание наизусть. Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра. | |||
Непосредственно образовательная деятельность | Указывается деятельность и краткое содержание непосредственно образовательной деятельности. | ||||||||
Игры, подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа. | Подвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде. | Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям. Коррекция. | Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирова-ние, исследоват. деятельность, конструирование, развивающие игры, рассказ, беседа, создание коллекций, проектная деятель-ность, проблемные ситуации, изготовление макетов, моделирование, сравнение, объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговор. | Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке. Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры. Игры с песком (со снегом). Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность. | |||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | чтение художественной литературы. | Самостоятельная деятельность детей в центрах активн. | Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности. | ||||||
Вечер: оздоровит. и закалив. процедуры, КГН, полдник, игры самост. деятельность детей, досуги, инд. работа | Бассейн, гимнастика после сна, закаливание. Кружки. Сюжетно-ролевые, дидактические, досуго-вые игры. Чтение худ. литерату-ры, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей. Выставки. Драматизации. Показ спектаклей. | Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям. Коррекция. | Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печ. игры. Самостоят. худож. деятельность, творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, худож. тврчества. Опыты. Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деят. | ||||||
Прогулка. | Все мероприятия планируются также как и в первую половину дня. |
Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Но это даёт возможность педагогам работать в соответствии с современными требованиями, делает образовательный процесс увлекательным, даёт ощущение полноты жизни всех его участников. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.
ФГТ внесли существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока - «Специально организованные занятия», на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"
Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...
Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".
В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...
Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош
Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...
Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
В работе рассматривается процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авт...
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
- Мне нравится (1)