Технология Мнемотехника
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Создать условия для повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_mnemotenika.docx | 233.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 «Кузнечик»
МНЕМОТЕХНИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
( Большова Т.В., Омельченко Л.В. )
Подготовила: Столярская Е.В.
г.о.Подольск
2018г.
МНЕМОТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Актуальность
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель: обучение мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Создать условия для повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи мнемотехники:
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
8. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Важнейшие принципы мнемотехники
В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - запоминание цветов радуги.)
Применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: “большая машинка”.
Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, идет работа по составлению предложения.
Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Можно сделать вывод:
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Используемая литература:
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009
- Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4
- Интернет ресурсы.
Итоговые показатели использования технологии мнемотехники.
На начало использования технологии | На текущий момент использования технологии | ||
н.у. | 32% | н.у. | 5,33% |
с.у. | 62,7% | с.у. | 41,33% |
в.у. | 5.33% | в.у. | 53, 33% |
«Развитие логического мышления, обучение рассказыванию детей с использованием мнемотехники»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Примером может служить всем знакомая фраза:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Учитывая то, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Изучая проблему развития речи дошкольников, выделила факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- наглядность (так как рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);
- создание плана высказывания (важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания).
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника используется в развитии:
-связанной речи
-ассоциативного мышления
-зрительной и слуховой памяти
-зрительного и слухового внимания
-воображения
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
-кодирование в образы
-запоминание (соединение двух образов)
-запоминание последовательности
-закрепление в памяти
С помощью мнемотаблицы легко запоминать стишки, потешки, пересказывать тексты, русские народные сказки, составлять рассказы. Например:
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” Наступила зима.
Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети оделись тепло, и пошли гулять.
Они покатались на санках, лыжах,
поиграли в снежки,
слепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой!
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Конспект занятия по развитию речи с использованием средств мнемотехники в средней группе «В гостях у двух жадных медвежат».
Программное содержание:
- Учить детей пересказывать венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» по мнемодорожке;
- Видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
- Развивать память, внимание, речь, воображение;
- Воспитывать такие качества как честность, любовь к ближнему.
Предшествующая работа: чтение русской народной сказки «Два жадных медвежонка», разучивание с родителями пословиц нравственного характера.
Материалы: мнемотаблички по сказке, мнемодорожка по сказке «Два жадных медвежонка», диск со звуками леса, шишки.
Ход :
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы сей час отправимся? Закройте глаза и прислушайтесь к звукам.
/звучат голоса леса: пение птиц, шум ветра, треск веток/
(ответы детей).
Действительно, мы попали на лесную полянку. Какой лес может быть, опишите. (нехоженый, густой, темный, много деревьев, загадочный, сосновый).
Ой, тут сундучок волшебный, сказочный. Давайте посмотрим, что в нем.
(В сундучке мнемотаблицы по сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Гуси – лебеди»).
Чтобы попасть еще в одну сказку, нужно по табличкам узнать зашифрованную сказку.
(последняя мнемотаблица на сказку «Два жадных медвежонка»).
(ответы детей).
Давайте по мнемодорожке вспомним и расскажем эту сказку.
-Кто главные герои сказки?
-Какие медвежата? Как сказать о них?
/Маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые/.
-Кто еще есть в сказке?
/лиса/.
- Какая лиса в сказке? Почему она взялась помогать братьям?
/Плутовка, рыжая, обманщица, коварная/.
-Почему лиса сумела обмануть медвежат?
/Они были жадными, жадничали/.
-Как они были наказаны за жадность?
/Остались голодными/.
Рассказывание сказки детьми по мнемодорожке.
ФИЗМИНУТКА:
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили. /Дети показывают движение, имитируя медвежат ходьбу медвежат/
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. /Дети показывают движение - качание руками в стороны/.
Быстро с дерева слезали
Нос от пчелок защищали,
Вот так, вот так.
Нос от пчелок защищали. /Дети показывают движение - отмахиваются ладошками у своего лица/.
Инсценировка сказки детьми.
Есть мудрые пословицы про жадность.
«Жадный платит дважды»,
«Всякий человек в деле познается»,
«Сам себя губит, кто других не любит»,
«Жизнь дана на добрые дела».
«Всяк свою работу делай, на другого не кивай»
«Берись дружно - не будет грузно»
/Дети говорят их и объясняют их смысл. О ком так говорят? О ком так можно сказать в нашей сказке? /
А в нашей группе есть «жадные медвежата»? А какие наши ребята? Кого считаете добрым, честным?
Сказка окончилась печально. А давайте придумаем, как могло быть по -другому.
/Воспитатель стимулирует творческое рассказывание, помогает детям рассказать свою сказку/.
-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр:
-Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова:
-Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше:
-Братья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну:
Итог:
-Какая сказка вам понравилась больше?
-Медвежатам тоже ваши новые сказки понравились.
-Смотрите, они для вас собрали шишек в подарок для игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.
1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"
Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья". Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...
Конспект Н.О.Д. в младшей группе по реализации образовательных областей«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»с инновационными технологиями"мнемотехника"ТЕМА"Теремок"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие « с инновационны...
Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»
Консультация-практикум способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....
Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...