Технология Мнемотехника
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

Создать условия для повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_mnemotenika.docx233.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 «Кузнечик»

МНЕМОТЕХНИКА 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

( Большова Т.В., Омельченко Л.В. )

Подготовила: Столярская Е.В.

г.о.Подольск

2018г.

МНЕМОТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

    Актуальность

 В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель: обучение мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Создать условия для повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи мнемотехники:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

8. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

Важнейшие принципы мнемотехники

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

   Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - запоминание цветов радуги.)  

 Применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом.  С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы.  Данные схемы помогают  детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают  словарный запас.

 Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: “большая машинка”.

Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, идет работа по составлению предложения.

Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. 

    Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

 2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

         Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Можно сделать вывод:

Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Используемая литература:

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4
  4. Интернет ресурсы.

Итоговые показатели использования технологии мнемотехники.

На начало

 использования

технологии

На текущий

момент использования

технологии

н.у.

32%

н.у.

5,33%

с.у.

62,7%

с.у.

41,33%

в.у.

5.33%

в.у.

53, 33%

«Развитие логического мышления, обучение рассказыванию детей с использованием мнемотехники»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский


Примером может служить всем знакомая фраза:

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Учитывая то, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.   Изучая проблему развития речи дошкольников, выделила факторы, облегчающие процесс становления связной речи:

- наглядность (так как рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);

- создание плана высказывания (важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания).

Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. 

Мнемотехника используется в развитии:

-связанной речи

-ассоциативного мышления

-зрительной и слуховой памяти

-зрительного и слухового внимания

-воображения

Суть мнемосхем заключается в следующемна каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

-кодирование в образы

-запоминание (соединение двух образов)

-запоминание последовательности

-закрепление в памяти

         С помощью мнемотаблицы легко запоминать стишки, потешки, пересказывать тексты, русские народные сказки, составлять рассказы. Например:hello_html_34a9db08.jpg

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” Наступила зима.

Всюду белый, пушистый снег.

Холодно на улице.

Дети оделись тепло, и пошли гулять.

Они покатались на санках, лыжах,

поиграли в снежки,

слепили весёлого снеговика.

Хорошо зимой!

          Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Конспект занятия по развитию речи с использованием средств мнемотехники в средней группе «В гостях у двух жадных медвежат».

Программное содержание:

  • Учить детей пересказывать венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» по мнемодорожке;
  • Видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
  • Развивать память, внимание, речь, воображение;
  • Воспитывать такие качества как честность, любовь к ближнему.

Предшествующая работа: чтение русской народной сказки «Два жадных медвежонка», разучивание с родителями пословиц нравственного характера.

Материалы: мнемотаблички по сказке, мнемодорожка по сказке «Два жадных медвежонка», диск со звуками леса, шишки.

Ход :

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы сей час отправимся? Закройте глаза и прислушайтесь к звукам.

/звучат голоса леса: пение птиц, шум ветра, треск веток/

(ответы детей).

Действительно, мы попали на лесную полянку. Какой лес может быть, опишите. (нехоженый, густой, темный, много деревьев, загадочный, сосновый).

 Ой, тут сундучок волшебный, сказочный. Давайте посмотрим, что в нем.

(В сундучке мнемотаблицы по сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Гуси – лебеди»).

Чтобы попасть еще в одну сказку, нужно по табличкам узнать зашифрованную сказку.

(последняя мнемотаблица на сказку «Два жадных медвежонка»).

(ответы детей).

Давайте по мнемодорожке вспомним и расскажем эту сказку.

-Кто главные герои сказки?

-Какие медвежата? Как сказать о них?

/Маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые/.

-Кто еще есть в сказке?

/лиса/.

- Какая лиса в сказке? Почему она взялась помогать братьям?

/Плутовка, рыжая, обманщица, коварная/.

-Почему лиса сумела обмануть медвежат?

/Они были жадными, жадничали/.

-Как они были наказаны за жадность?

/Остались голодными/.

Рассказывание сказки детьми по мнемодорожке.

ФИЗМИНУТКА:

Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили. 
/Дети показывают движение, имитируя медвежат ходьбу медвежат/
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. /
Дети показывают движение - качание руками в стороны/.
Быстро с дерева слезали
Нос от пчелок защищали,
Вот так, вот так.
Нос от пчелок защищали. 
/Дети показывают движение - отмахиваются ладошками у своего лица/.

Инсценировка сказки детьми.

Есть мудрые пословицы про жадность.

 «Жадный платит дважды»,

«Всякий человек в деле познается»,

«Сам себя губит, кто других не любит»,

«Жизнь дана на добрые дела».

«Всяк свою работу делай, на другого не кивай»

«Берись дружно - не будет грузно»

/Дети говорят их и объясняют их смысл. О ком так говорят? О ком так можно сказать в нашей сказке? /

А в нашей группе есть «жадные медвежата»? А какие наши ребята? Кого считаете добрым, честным?

Сказка окончилась печально. А давайте придумаем, как могло быть по -другому.

/Воспитатель стимулирует творческое рассказывание, помогает детям рассказать свою сказку/.

-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр:

-Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова:

-Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше:

-Братья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну:

Итог:

-Какая сказка вам понравилась больше?

-Медвежатам тоже ваши новые сказки понравились.

-Смотрите, они для вас собрали шишек в подарок для игр.

C:\Users\Елена\Desktop\4eeaebff-beed-4ed4-991a-a06fdf4d67d1.jpg

Мастер-класс для родителей 

Мнемотаблицы для работы с детьми 

Мнемотаблицы для заучивания стихов 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"

Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья".  Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...

Конспект Н.О.Д. в младшей группе по реализации образовательных областей«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»с инновационными технологиями"мнемотехника"ТЕМА"Теремок"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие « с инновационны...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...