Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»
методическая разработка
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей и образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ivanova_m.i._2.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей и образовательных учреждений .
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА В настоящее время бесконтрольный просмотр телепередач, компьютерные игры, мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающих ее первоначальный смысл, являются примером детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям.
«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» В сказках возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Эта проблема позволила определить тему проекта – «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника». . Именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
– изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста, раскрытие роли сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников. формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности. Цель:
Задачи - изучить и проанализировать научную литературу по теме проекта; - выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте; - создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками; - определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная ). Тип проекта: групповой, краткосрочный.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. - Готовность проявлять сострадание и радость; - Развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.
Пути реализации проекта Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров. Организация выставки поделок, рисунков. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. Создание семейных творческих работ.
Этапы работы: 1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный ) Изучение теоретической части развития вопроса. Выявление уровня нравственных качеств у детей . Разработка перспективного плана работы. Создание соответствующей предметно-развивающей среды .
2 этап - практический 1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок ( составление плана работы с детьми, плана работы с родителями) 2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие
Содержание работы с детьми Беседа «… да в ней намёк». Чтение разных сказок. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование . Самостоятельное составление сказок. Рассказывание сказок собственного сочинения. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Загадки о сказках, героях сказок. Викторина по сказкам. Посещение городской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку». Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Развлечение «Путешествие в сказку».
Содержание работы с родителями Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми. Придумывание сказок с детьми. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Семейные творческие работы . Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей: - конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»; - выставка книг «Сказки моего детства»; - выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам. Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок. Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников». Проведение практикума для родителей «Ах, уж эти сказки! » Консультации для родителей по данной тематике « Сказкотерапия ».
«Путешествие в сказку» (посещение городской библиотеки)
3 этап – завершающий: 1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования. 2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников 3. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп
Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей
Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном для детей языке рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Большую роль играют народные сказки фантазии и воображения дошкольника, а также его творческого потенциала .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к аттестации: "Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников при взаимодействии с родителями"
В презентации раскрывается тема нравственного воспитания детей при взаимодействии с родителями. Представлен фотоотчёт о проделанной работе. дана диагностика за последние два года....
Практикум по воспитанию нравственных качеств личности и приобщения дошкольников к патриотическим ценностям
Обобщение опыта работы коллектива ДОУ по воспитанию и приобщению дошкольников к патриотическим ценностям....
Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника
Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...
Формирование морально-нравственных качеств личности дошкольников посредством знакомства с народными сказками.
Консультация для воспитателей детского сада...
Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...
Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы
Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...