Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1 - 1.6
материал
- анализ представленных в таблицах результатов;
- информация о создании условий для реализации программ;
- дополнительные факты, свидетельствующие о положительных результатах освоения образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1-1.6.docx | 63.01 КБ |
Предварительный просмотр:
- анализ представленных в таблицах результатов;
В 2018-2019 учебном году логопедическую группу посещало 15 детей:
ЗРР – 1 воспитанник
ОНР I уровня речевого развития – 1 воспитанник
ОНР I уровня речевого развития (дизартрия) – 5 воспитанников.
ОНР II уровня речевого развития – 7 воспитанников.
ОНР II уровня речевого развития (дизартрия) – 1 воспитанник.
Результаты диагностики речевого развития детей на начало учебного года
Уровни развития | Неречевые псих. функции | Фонематический слух | Звукопроизношение | Артикуляционный праксис | Лексика в импрессивной речи | Грамматика в импрессивной речи | Лексика в экспрессивной речи | Грамматика в экспрессивной речи | Слоговая структура | Мелкая моторика | Общая моторика | Связная речь | Общие речевые умения и навыки | |||||||||||||
Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол- во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол-во | % | Кол - во | % | |
Высокий | 5 | 33% | 3 | 20% | - | - | - | - | 7 | 46% | - | - | 2 | 13% | - | - | 6 | 40% | 6 | 40% | - | - | - | - | 1 | 7% |
Выше среднего | 7 | 46% | 8 | 54% | 1 | 7% | 6 | 40% | 5 | 34% | 6 | 40% | 4 | 27% | 1 | 7% | - | - | 7 | 47% | 2 | 13% | 1 | 7% | 9 | 60% |
Средний | 1 | 7% | 2 | 13% | 5 | 33% | 5 | 34% | 1 | 7% | 2 | 13% | 2 | 13% | 3 | 20% | 1 | 7% | - | - | 9 | 60% | 2 | 13% | 2 | 13% |
Ниже среднего | 1 | 7% | - | - | 3 | 20% | 2 | 13% | - | - | 5 | 34% | 1 | 7% | 3 | 20% | 1 | 7% | - | - | 3 | 20% | 5 | 34% | 1 | 7% |
Низкий | 1 | 7% | 2 | 13% | 6 | 40% | 2 | 13% | 2 | 13% | 2 | 13% | 6 | 40% | 8 | 53% | 7 | 46% | 2 | 13% | 1 | 7% | 7 | 46% | 2 | 13% |
1 – неречевые психические функции 8 – грамматика в экспрессивной речи
2 – фонематический слух, восприятие 9 – слоговая структура
3 – звукопроизношение 10 – мелкая моторика
4 – артикуляционный праксис 11 – общая моторика
5 – лексика в импрессивной речи 12 – связная речь
6 – грамматика в импрессивной речи 13 – общие речевые умения и навыки
7 – лексика в экспрессивной речи
Результаты диагностики речевого развития детей на конец учебного года
Уровни развития | Неречевые псих. функции | Фонематический слух | Звукопроизношение | Артикуляционный праксис | Лексика в импрессивной речи | Грамматика в импрессивной речи | Лексика в экспрессивной речи | Грамматика в экспрессивной речи | Слоговая структура | Мелкая моторика | Общая моторика | Связная речь | Общие речевые умения и навыки | |||||||||||||
Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол- во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол-во | % | Кол - во | % | |
Высокий | 12 | 79% | 12 | 80% | - | - | - | - | 13 | 87% | 1 | 7% | 5 | 33% | 3 | 20% | 9 | 59% | 11 | 74% | 5 | 33% | - | - | 9 | 60% |
Выше среднего | 1 | 7% | - | - | 9 | 60% | 11 | 73% | - | - | 11 | 73% | 6 | 40% | 4 | 26% | 1 | 7% | 2 | 13% | 6 | 40% | 2 | 13% | 4 | 26% |
Средний | 1 | 7% | 2 | 13% | 4 | 26% | 2 | 13% | 2 | 13% | - | - | 1 | 7% | 2 | 13% | 3 | 20% | 2 | 13% | 3 | 20% | 3 | 20% | 1 | 7% |
Ниже среднего | 1 | 7% | 1 | 7% | 1 | 7% | 1 | 7% | - | - | 3 | 20% | 1 | 7% | 2 | 13% | 1 | 7% | - | - | 1 | 7% | 6 | 40% | - | - |
Низкий | - | - | - | - | 1 | 7% | 1 | 7% | - | - | - | - | 2 | 13% | 4 | 26% | 1 | 7% | - | - | - | - | 4 | 27% | 1 | 7% |
1 – неречевые психические функции 8 – грамматика в экспрессивной речи
2 – фонематический слух, восприятие 9 – слоговая структура
3 – звукопроизношение 10 – мелкая моторика
4 – артикуляционный праксис 11 – общая моторика
5 – лексика в импрессивной речи 12 – связная речь
6 – грамматика в импрессивной речи 13 – общие речевые умения и навыки
7 – лексика в экспрессивной речи
В 2019-2020 учебном году логопедическую группу посещало 22 ребенка:
ОНР I уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника.
ОНР I - II уровня речевого развития – 1 воспитанник.
ОНР I - II уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника.
ОНР II уровня речевого развития – 4 воспитанника.
ОНР II уровня речевого развития (дизартрия) – 3 воспитанника.
ОНР II - III уровня речевого развития – 8 воспитанников.
ОНР II - III уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника.
Результаты диагностики речевого развития детей на начало учебного года
Уровни развития | Неречевые псих. функции | Фонематический слух | Звукопроизношение | Артикуляционный праксис | Лексика в импрессивной речи | Грамматика в импрессивной речи | Лексика в экспрессивной речи | Грамматика в экспрессивной речи | Слоговая структура | Мелкая моторика | Общая моторика | Связная речь | Общие речевые умения и навыки | |||||||||||||
Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол- во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол-во | % | Кол - во | % | |
Высокий | 11 | 50% | 7 | 34% | - | - | - | - | 8 | 37% | - | - | - | - | 1 | 4% | 12 | 55% | - | - | - | - | - | - | 8 | 37% |
Выше среднего | 8 | 37% | 9 | 40% | 5 | 23% | 11 | 50% | 11 | 50% | 8 | 37% | 13 | 60% | 5 | 23% | 4 | 18% | 5 | 23% | 12 | 55% | 5 | 23% | 7 | 32% |
Средний | 3 | 13% | 5 | 22% | 8 | 37% | 10 | 46% | 3 | 13% | 10 | 46% | 6 | 27% | 10 | 46% | 5 | 23% | 9 | 40% | 10 | 45% | 8 | 36% | 6 | 27% |
Ниже среднего | - | - | 1 | 4% | 9 | 40% | 1 | 4% | - | - | 3 | 13% | 1 | 4% | 2 | 9% | 1 | 4% | 8 | 37% | - | - | 5 | 23% | 1 | 4% |
Низкий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 4% | 2 | 9% | 4 | 18% | - | - | - | - | - | - | 4 | 18% | - | - |
1 – неречевые психические функции 8 – грамматика в экспрессивной речи
2 – фонематический слух, восприятие 9 – слоговая структура
3 – звукопроизношение 10 – мелкая моторика
4 – артикуляционный праксис 11 – общая моторика
5 – лексика в импрессивной речи 12 – связная речь
6 – грамматика в импрессивной речи 13 – общие речевые умения и навыки
7 – лексика в экспрессивной речи
Результаты диагностики речевого развития детей на конец учебного года
Уровни развития | Неречевые псих. функции | Фонематический слух | Звукопроизношение | Артикуляционный праксис | Лексика в импрессивной речи | Грамматика в импрессивной речи | Лексика в экспрессивной речи | Грамматика в экспрессивной речи | Слоговая структура | Мелкая моторика | Общая моторика | Связная речь | Общие речевые умения и навыки | |||||||||||||
Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол- во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | Кол-во | % | Кол - во | % | |
Высокий | 17 | 77% | 15 | 68% | 2 | 10% | - | - | 19 | 86% | 10 | 46% | 8 | 36% | 5 | 23% | 16 | 72% | 1 | 4% | 10 | 45% | 2 | 9% | 12 | 55% |
Выше среднего | 5 | 23% | 7 | 32% | 9 | 40% | 13 | 60% | 3 | 14% | 9 | 40% | 11 | 50% | 13 | 59% | 3 | 14% | 14 | 65% | 12 | 55% | 9 | 40% | 8 | 36% |
Средний | - | - | - | - | 9 | 40% | 9 | 40% | - | - | 3 | 14% | 3 | 14% | - | - | 3 | 14% | 7 | 31% | - | - | 8 | 38% | 2 | 9% |
Ниже среднего | - | - | - | - | 2 | 10% | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 14% | - | - | - | - | - | - | 1 | 4% | - | - |
Низкий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 4% | - | - | - | - | - | - | 2 | 9% | - | - |
1 – неречевые психические функции 8 – грамматика в экспрессивной речи
2 – фонематический слух, восприятие 9 – слоговая структура
3 – звукопроизношение 10 – мелкая моторика
4 – артикуляционный праксис 11 – общая моторика
5 – лексика в импрессивной речи 12 – связная речь
6 – грамматика в импрессивной речи 13 – общие речевые умения и навыки
7 – лексика в экспрессивной речи
- информация о создании условий для реализации программ;
Система коррекционного обучения и воспитания дошкольников 2-7 лет с нарушениями речи (ЗРР, ОНР I, II, III уровня речевого развития) в логопедической группе является частью основной образовательной программы образовательной организации, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе материалов:
- Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, изд. третье, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 203с.
- Филичева Т. Б.,Э Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2008.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2008. -112с.
Направления коррекционной работы:
1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы;
2) освоение детьми основной образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Основные задачи деятельности:
- всестороннее обследование речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития и личностных особенностей детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи;
- определение структуры, степени выраженности и специфики речевого нарушения у детей в соответствии с этиопатогенетической классификацией (например, алалия, дизартрия и др.), а также определение уровня сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией;
- коррекция нарушений в развитии устной речи у детей, коррекция звукопроизношения, фонематического слуха и формирование слоговой структуры слова;
- формирование словарного запаса, лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников;
- развитие внимания, произвольной памяти, логического и образного мышления, воображения, познавательной деятельности;
- развитие координации общих движений и мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание активности, самостоятельности, творческой личности воспитанников.
Предметно-пространственную среду логопедического кабинета организую согласно ФГОС ДО. Она является содержательно насыщенной, функциональной, доступной и безопасной. Пространство логопедического кабинета разделено на центры:
- центр по развитию лексико-грамматических категорий (многофункциональная магнитная доска, указка, магниты, маркеры, детские столы и стулья, дидактический и раздаточный материал);
- центр для индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений (настенное зеркало, лампа дополнительного освещения, стол и стулья, зеркала, дидактический и раздаточный материал);
- центр работы с документацией (стол учителя-логопеда, магнитофон, ноутбук, принтер, документация, нормативные документы);
- центр методического и дидактического сопровождения (методическая, педагогическая и справочная литература, детская художественная литература, материалы по развитию артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, мелкой моторики, физиологического и речевого дыхания, фонетико-фонематического восприятия, графо-моторных навыков, лексико-грамматического строя речи, связной речи, психических процессов).
В каждом разделе наработан практический материал, систематизированы методики коррекционного воздействия, изготовлен дидактический материал, созданы картотеки игр и упражнений, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Содержание и оформление кабинета отвечает современным требованиям обучения и коррекции детей с нарушениями речи.
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода и преемственности, поэтому в группе организована совместная работа учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры. Каждый из специалистов, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсорной сферы, высших психический процессов и укреплении здоровья. Таким образом, в образовательной организации создано единое коррекционно-развивающее пространство, в котором происходит максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей, что обеспечивает создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.
В системе планирования в нашем МДОУ выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Основную работу по формированию речевых навыков в группе проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже сформированных навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, вместе мы обсуждаем пути реализации поставленных задач по организации коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.
Руковожу работой воспитателей по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Помогаю подобрать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями (стихотворения на утренники и развлечения), советую использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу, речевой материал. Предлагаю воспитателям упражнения и игры для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи, направленные на закрепление материала, пройденного на коррекционно-логопедических занятиях.
В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, игры и упражнения для формирования дыхания, настольно-печатные игры для развития неречевых процессов, картотеки пальчиковых и артикуляционных гимнастик. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется учителем-логопедом и воспитателями по мере прохождения учебного материала.
Учитывая рекомендации учителя-логопеда, воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Совместно с воспитателями подготавливаю и провожу родительские собрания, консилиумы. Консультирую воспитателей по вопросам речевого развития детей. Даю практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.
Помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны так же и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекционной работы требуется согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и педагога-психолога начинается с психолого-педагогического обследования, проводимого для определения уровня общего и речевого развития. Другие специалисты образовательной организации проводят свои комплексные обследования развития детей и на заседании психолого-педагогического консилиума совместно обсуждаются результаты диагностики, а затем планируется коррекционно-развивающая работа. Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и занятия он так же проводит в соответствии с лексической темой. В свои занятия педагог-психолог включает не только задания на развитие ВПФ, но и упражнения на развитие речевого дыхания, снятия мышечного тонуса, развитие координации слова и движения, мелкой моторики рук. В свою очередь учитель-логопед включает в логопедическую работу игры и упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов, стимулирующих различные структуры мозга. В течение учебного года совместно с педагогом-психологом проводим консультации по вопросам психического и речевого развития детей, консилиумы.
В конце года проводим итоговую диагностику. Оцениваем результативность коррекционной работы и делаем выводы. Эти выводы фиксируем в карты индивидуального развития ребенка.
В нашей образовательной организации преодоление речевого недоразвития происходит в тесной взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Так как у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается нарушение общей и мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации, повышенная утомляемость. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути коррекции речевых и двигательных недостатков у детей. В зависимости от лексической темы недели, рекомендаций учителя-логопеда, инструктор по физической культуре подбирает речевое сопровождение к основным видам движений. Это создает мотивацию, способствует обогащению словарного запаса детей и постановке правильного дыхания. Использует на занятиях пальчиковую гимнастику для развития ручного праксиса, дыхательную и мимическую гимнастику.
Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, использует музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей группы.
С музыкальным руководителем провожу беседы и консультации по развитию просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитию речевого дыхания у детей.
Участвую в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, театрализованных мероприятиях, распределении ролей, присутствую на репетициях.
И, конечно же, главную роль в жизни ребенка играет его семья. Поэтому важным компонентом успешной деятельности учителя-логопеда является конструктивное взаимодействие с родителями. В работе с родителями применяю разнообразные формы: беседы, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, консультации-практикумы, консилиумы, родительские собрания, детско-родительские проекты, совместные праздники и развлечения, квесты, конкурсы, выставки, наглядная информация (тематический уголок для родителей).
Родительские собрания. Чаще в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. Сами родители могут делиться опытом друг с другом.
Индивидуальные консультации. Наиболее эффективная, на мой взгляд, форма работы. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителей с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.
Консультации по телефону. Когда надо что-либо уточнить или донести определенную информацию.
Взаимодействие с родителями через интернет. Здесь можно не только передать родителям какие-либо сведения, но и переслать ссылки на информационные ресурсы, статьи, индивидуальные задания.
Памятки для родителей. Раздаются на консультациях или вкладываются в индивидуальную папку.
Индивидуальные логопедические папки. Записываю, вкладываю задания и отмечаю работу ребенка дома. Если задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников и ставлю детскую печать с рисунком.
Совместно с медицинской сестрой ДОУ анализирую данные медицинского обследования врачами-специалистами, сведения анамнеза дошкольников. По мере необходимости и по решению медико-педагогического консилиума ДОУ направляем детей на консультации к тому или иному специалисту.
Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Взаимоотношения с коллегами оцениваю, как партнерские, конструктивные, доверительные.
- дополнительные факты, свидетельствующие о положительных результатах освоения образовательных программ.
Стабильно положительные результаты коррекционно-развивающей работы свидетельствует об эффективности реализуемой программы обучения и воспитания, индивидуальных программ сопровождения развития дошкольников и использование современных педагогических технологий. Тесная взаимосвязь в работе с воспитателями логопедической группы и педагогами образовательной организации, профессиональные и доверительные отношения с родителями воспитанников позволяют добиться положительной динамики не только в коррекции нарушений речи дошкольников, но и в развитии интеллектуальной и познавательной сфер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о дополнительных образовательных услугах
Информация о дополнительных образовательных услугахСведения о реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования В нашем дошкольном отделении «Сорочата», с начала уче...
Информационно-аналитическая информация.
Обобщенная информация о результатах работы педагогического работника Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Панаевский детский сад «Красная шапочка» Окотэтто Зинаиды Имговн...
Информация для родителей "Дополнительная платная логопедическая услуга "Речецветик"
Информация для родителей на стенд о дополнительной платной логопедической услуге "Речецветик"...
2.5 Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.4
Роль педагога в активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников; роль активизации познавательной и творческой деятельности в достижении образовательного результата и др....
Наглядно-аналитическая информация для родителей
Знакомство родителей с закаливающими процедурами детей, влияние их на детский организм, приведены методы закаливания...
Наглядно-аналитическая информация для родителей
Влияние двигательной активности на ребенка, на его вегетативные функии, развитие в целом....