«Дары Фрёбеля» - система развития раннего и дошкольного возрастов
презентация

Мартыненко Жанна Васильевна

«Дары Фрёбеля» - система развития раннего и дошкольного возрастов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дары Фрёбеля» - система развития раннего и дошкольного возрастов

Слайд 2

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог, изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах » , которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра. Список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора .

Слайд 3

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка) .

Слайд 4

«Шерстяные мячики» (с2 месяцев) ДАР 1

Слайд 5

игры с шариками Знакомство со свойствами шара - «Мячик спит» - «Мячик катится по дорожке» - «Мячик катится с горы» «Мячик катится по тропинке» Знакомство с окружающим: Упражнения: - «Как тебя зовут?» (имя сверстников) «Поиграем с мячиком!» Знакомство с направлением движения) «Скачут мячики»

Слайд 6

Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание) Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету» , «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?» , «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков»,

Слайд 7

«Основные тела»( куб, цилиндр, шар) с 2 лет. ДАР 2

Слайд 8

«Часики» (движения маятниковые) «Назови геометрическую фигуру» «Волшебный мешочек» Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Слайд 9

ДАР 3 – «Куб из кубиков»(включает 8 простых деревянных кубиков)с 3 лет. ДАР 4 – «Куб из брусков»(содержит 8 деревянных плиток ) с 4 лет ДАР 5 – «Кубики и призмы» . (содержит 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы)- с 5 лет ДАР 6 – «Кубики, столбики, кирпичики» состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Количество деталей в наборе — 33 шт.- с 6 лет. ДАР 7 – «Цветные фигуры»(круг, полукруг, треугольник, квадрат) . ДАР 8 – «Палочки» (деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные) . ДАР 9 – «Кольца и полукольца» (малые, средние, большие) . ДАР 10 – «Фишки» - (восьми цветов и неокрашенные-точки ) . ДАР11 (J1) – «Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр) ДАР12 (J2) – “ Мозайка . Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. ДАР13 (5B) - «Башенки» (полуцилиндры, кубы, треугольные призмы) ДАР14(5P) – «Арки и цифры»

Слайд 10

развития социальных и коммуникативных умений; развития сенсомоторных навыков; развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; развитие функций речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка; развитие подготовки руки к письму и развитие творческих способностей формирования элементарных математических представлений; развития логических способностей; Набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности. Влияние использования игрового набора «Дары Фрёбеля»



Предварительный просмотр:

«Дары Фрёбеля» - система развития раннего и дошкольного возрастов

ЦельПредставление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

                       ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Я хочу вас познакомить с дидактическим пособием «Дары Фрёбеля».

Фридрих Фрёбель- немецкий педагог, изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра. 

Дары пронумерованы по степени сложности. Всего 6 основных наборов. Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям. Первые наборы Фрёбеля, предназначенные для самых маленьких детей, достаточно ограничены. В то время, как  материалы для средних и старших дошкольников могут быть полноценным комплектом для изучения целого ряда дисциплин (геометрия, арифметика, конструирование).

 Список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора . 

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка .Игры проводятся и  на занятиях с логопедом ,и с детьми с ОВЗ.

Данный курс состоит из 36 занятий по 9 – 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.

ДАР 1 – «Шерстяные мячики»( с 2 месяцев) . Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий , фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета Фрёбель считал, что первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч .Мяч наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Показывая ребенку мячи, развиваем таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и  приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево»,- знакомим ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», —  знакомим ребенка с понятиями утверждения и отрицания.

Мячик можно изготовить из поролона, надев на него цветную сетку, связанную  крючком. Размер мячика по диаметру должен  соответствовать детской ладошке, чтобы ребёнок мог  хорошо обхватить мяч пальчиками.

Последовательность работы с мячиками такова:

  • Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание)
  • Знакомство с цветом: упражнения
  • «Сортировка мячей по цвету»«Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков»,
  • Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

  • «Мячик катится по тропинке» - движение по кривой поверхности
  • Знакомство с окружающим:
  • Упражнения:

- «Как тебя зовут?» (имя сверстников)

 «Поиграем с мячиком!»

За веревочку держу,

По мячу ладошкой бью,

Мячик, мячик, мой дружок

Мягкий, мягкий, мягкий бок.

За веревочку держу,

И другой ладошкой бью,

Мяч бросаю и ловлю 

Я с мячом играть люблю!

Знакомство с направлением движения)

  •  «Скачут мячики» (движения вверх-вниз) 
  • «Скачет мячик, прыг да скок,

Скачет мячик в кулачок,

И по пальчикам ладошки

пальчик каждый стоит в ряд,

И в ладошку, и назад!»

  • ДАР 2 – «Основные тела» (включает в себя куб, цилиндр, шар) . Со вторым даром рекомендуется знакомить малыша примерно с 2 лет. Шар — символизирует движение, куб — покой; цилиндр совмещает свойства обоих предметов. С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов.  Проводятся следующие упражнения:
  • «Часики» (движения маятниковые)
  • «Назови геометрическую фигуру»
  • «Волшебный мешочек»
  • Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов:  1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

ДАР 3 – «Куб из кубиков» (включает8 простых деревянных кубиков). Рекомендуется занятия с кубиками проводить с 3 лет .Ребёнок получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство»«единство и многообразие»);

ДАР 4 – «Куб из брусков» (содержит 8 деревянных плиток ) с 4 лет.

Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб.

ДАР 5 – «Кубики и призмы». (содержит  27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы)- с 5 лет . Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. Набор включает 39 частей.

ДАР 6 – «Кубики, столбики, кирпичики»  состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части.  Количество деталей в наборе — 33 шт.- с 6 лет.

С остальными  «Дарами»рекомендуется знакомить с 5 лет.

ДАР 7 – «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат). Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм.

ДАР 8 – «Палочки» (деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные). Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см.

ДАР 9 – «Кольца и полукольца» (малые, средние, большие). Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см.

ДАР 10 – «Фишки» - (восьми цветов и неокрашенные-точки). Мелкие разноцветные фишки для представления точки.

ДАР11 (J1) – «Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр)

ДАР12 (J2) – “Мозайка. Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета.

ДАР13 (5B) - «Башенки» (полуцилиндры, кубы, треугольные призмы) Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр.

ДАР14(5P) – «Арки и цифры» 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия.

Что дает использование игрового набора "дары Фребеля"?

  • развития социальных и коммуникативных умений;
  • сенсорного развития;
  • развития мелкой моторики;
  • развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • развитие функций речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.
  • развитие сенсомоторных навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей
  • формирования элементарных математических представлений;
  • развития логических способностей;
  •  Набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.

Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей.

                      Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте"

Содержимое презентации интересно как родителям, так и педагогам ДОУ....

Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...

«Дары Фрёбеля: система развития ребенка»

Круглый стол для педагогов...

Дополнительная адаптированная программа Для развития конструктивных навыков и инженерного мышления На основе пособия «Дары Фрёбеля» Для детей с ЗПР дошкольного возраста 3-7 лет

Прграмма для организации занятий с изпользованием дидактического пособия "Дары Фрёбеля" в разновозрастной группе для детей с ЗПР....

Мастер класс для родителей 1 средней группы для родителей. «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: развитие речи  дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».Задачи: знакомство родителей с игровым набором «Дары Фрёбеля» через выполнение ...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...