Использование дидактического пособия «Дары Фрёбеля» в работе с детьми дошкольного возраста
презентация
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
2 слайд
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, который приобрела в течение двух лет, применяя в работе практическое пособие «Дары Фребеля». Система воспитания по Ф.Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. И ещё немаловажный факт – система работы по Фребелю отвечает основным принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на т.н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов.
3 слайд
Моё знакомство с игровым набором «Дары Фрёбеля» началось с изучения методических пособий и карточек с описанием дидактических игр. Ознакомившись с данным методическим материалом, я в своей работе начала активно использовать игровой набор «Дары Фрёбеля». Используя его как в основной образовательной деятельности, так и в свободное время, в работе кружка дополнительного образования.
4 слайд
Вся работа с детьми по дидактической системе Фридриха Фрёбеля проходит в игровой форме и касается всех образовательных областей:
- речевого развития;
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития
Дары Фрёбеля – это уникальная дидактическая разработка, решающая одновременно несколько задач:
знакомство с окружающим миром, его предметами посредством изучения различных геометрических тел;
развитие мыслительных операций: анализа, сравнения; сенсорных навыков, мелкой моторики, воображения;
формирование навыков моделирования и конструирования;
раскрытие творческих способностей, развитие фантазии.
Работа педагога всегда протекает в тесном сотворчестве с ребенком. Это является важным организационно-воспитательным моментом образовательной деятельности. Занятия по программе построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из даров. Дети учатся классифицировать, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми. Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
5 слайд
Большую помощь в этом оказывают методические рекомендации по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в различных образовательных областях, которые прилагаются в комплекте с набором. В комплект методических пособий по работе с игровым набором «дары Фрёбеля» входит комплект карточек с описанием дидактических игр, упражнений, с указанием номеров игровых модулей, которые можно использовать для создания той или иной игровой ситуации.
6 слайд
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
7 слайд
Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.
8 слайд
Комплект 1 Набор текстильных мячей
Набор текстильных мячей рекомендуется использовать для занятий с детьми, начиная с 6-месячного возраста.
В первую очередь, следует обратить внимание на упражнения, связанные с мелкой моторикой. Мячики можно сжимать и разжимать, ощущая, как изменяется форма игрушки.
Для улучшения хватательной функции пальцев и рук подойдет игра «лови-кидай». Ребенок старается ловить летящий к нему мяч и кидает обратно, напрягая мышцы рук.
Веревочка на мячиках позволяет подвесить игрушку так, чтобы обеспечить ей свободное покачивание. Малыш толкает мячи из стороны в сторону, наблюдая за изменением положения предмета. Таким образом дети получают первые знания о движении предметов в пространстве.
9 слайд
Комплект 2 Основные тела
Второй комплект рекомендован для занятий с детьми более осознанного возраста – с 2-3 лет.
Данный набор геометрических фигур подойдет для проведения разнообразных экспериментов. Например, если покатить все 3 фигуры по наклонной поверхности, какая окажется внизу быстрее остальных?
Можно подвесить каждую фигурку за крючок и предложить ребенку рассмотреть ее с разных сторон. Так будет развиваться пространственное мышление, и малыш научится видеть различия.
Для изучения свойств геометрических фигур подойдет игра «Башенки». Дети совместно со взрослыми пытаются поставить фигурки друг на друга. Задача детей ответить, почему некоторые виды предметов не могут стать крепким фундаментом конструкции.
10 слайд
Комплект 3 Куб из кубиков
Набор 3 подойдет для детей с 3 лет.
Игра с кубиками вырабатывает у детей навыки построения. Для обретения первых знаний рекомендуется начинать с простых моделей. Малыш может построить стол и стульчик, создать лестницу со ступеньками или пирамидку.
Для следующей игры потребуется использовать все кубики из комплекта. Нужно построить высокую башню и постараться не уронить ни один кубик.
Количество предметов позволяет создать кубы разных размеров. Сравнение величины фигур помогает наглядно увидеть, как и чем различаются вещи в природе.
11 слайд
Комплект 4 - Куб из брусков
Рекомендуемый возраст детей – 3-4 года. Набор из брусков совместно с предыдущим комплектом расширяет варианты упражнений и поле для творчества.
Набор является продолжением строительной темы. Совместно с кубиками бруски позволяют строить домики и добавлять сооружениям крышу.
Продолговатые фигуры на примере объясняют, как из одной формы создать совершенно новый предмет – бруски превращаются в большой куб.
Благодаря длинной форме бруска удается вырастить башню выше предыдущей.
12 слайд
Комплект 5 - Кубики и призмы
Данный набор более детально раскрывает способы построения фигур в пространстве. Экспериментируя с количеством фигур и соединяя каждую друг с другом, ребенок создает новые версии геометрических форм.
Треугольные призмы позволяют построить предметы с наклонной поверхностью.
Добавив треугольную фигурку к кубикам и брускам, можно создать замечательную крышу для домика.
13 слайд
Комплект 6 - Кубики, столбики и кирпичики
Рекомендуемый возраст для занятий – 5 лет.
Благодаря расширенному составу набора дети могут попробовать себя в строительстве более сложных объектов. Совместно с комплектами предыдущих наборов удастся создать улучшенные варианты домиков и сооружений.
14 слайд
Комплект 7 - Цветные фигуры
Рекомендуемый возраст – 5-6 лет. Набор с цветными фигурами дает волю для творческих заданий. Подойдет как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Комплект позволяет перенести трехмерную картинку в двумерное пространство. Можно дать детям задание создать из предложенных фигурок определенную композицию, начиная с простой (цветок, домик, машина и т.д.) и заканчивая усложненными темами .
Для повторения форм и цветов можно отсортировать фигурки, например, по красному цвету или отдельно сложить треугольники. Со временем задание усложняется и объединяет сразу несколько категорий сортировки – желтые круги, белые квадраты и т.д.
15 слайд
Комплект 8 - Палочки
Рекомендуемый возраст – 5 лет.
Из нескольких палочек можно составить двумерную проекцию геометрических фигур – квадрат, прямоугольник.
Положительно действует на развитие мелкой моторики и логики пересчет палочек по цветам. Чтобы усложнить игру, ребенку выдается произвольный набор палочек, из которого необходимо пересчитать количество каждого цвета и определить, какого цвета не хватает.
Благодаря разной длине палочек есть возможность создавать целые слова.
16 слайд
Комплект 9 - Кольца и полукольца
Рекомендуемый возраст – 5 лет.
Совместно с предыдущими комплектами набор колец наглядно объясняет размерность предметов. Пытаясь продеть кольцо на цилиндры, бруски и прочие фигуры, ребенок самостоятельно приходит к правильному соединению предметов согласно размерам используемых вещей. При помощи полуколец можно составить картинки – волны, цветы .
17 слайд
Комплект 10 – Фишки
Рекомендовано для детей с 5 лет.
Разнообразие цветов и компактный размер фишек позволяет использовать их в решении математических задач. Чтобы сделать процесс обучения интереснее и приятнее, каждому цвету дают название имеющихся предметов из задачи. Например, если задача про яблоко, берут красную или зеленую фишку, для машинки подойдет любой понравившийся детям цвет.Как вариант дети могут создавать разнообразные картинки в виде точечной мозаики.Набор полностью высыпают в одну емкость, и задача детей – как можно быстрее разобрать фишки по цветам.
18 слайд
Комплект 11 – Цветные тела
Рекомендовано для детей с 2-3 лет
Детям предлагается создать из бусин смешных гусениц и червячков. Усложнить задание можно, раздав каждому ребенку указания, какие именно бусины он должен использовать.
В качестве упражнения на усидчивость, терпеливость и мелкую моторику дети полностью нанизывают каждый вид бусинки на веревочку. Цель игры – узнать, сколько шаров, цилиндров, треугольников и других фигурок помещается на веревке.
Эффективному развитию способности различать предметы способствует обычная сортировка по цветам и формам.
19 слайд
Комплект 12 - Мозаика, шнуровка
Рекомендуемый возраст – 2-3 года. В основе любых игр со шнуровками лежит сенсорное развитие детей.
Задача ребенка – составить из разноцветных фишек названную воспитателем картинку. При помощи веревочек можно прошнуровать доску через отверстия. Игра станет хорошим детским тренажером для совершенствования навыка шнуровки собственной обуви в будущем. После того, как ребенок создал из фишек фигурку, можно попросить его обвести веревочкой каждую фишку того же цвет
20 слайд
Комплект 13 – Башенки
Рекомендуемый возраст – 4 года.
Набор с кирпичиками дополняет предыдущие комплекты с кубиками. Совместно фигурки могут составлять новые сооружения с более сложной конструкции. Упражнение на логику и пространственное мышление – соединить несколько фигур и постараться придумать новые геометрические формы. Набор богат разнообразием форм и размеров предметов. Задача – определить отличительные черты всех кирпичиков.
21 слайд
Комплект 14 - Арки и цифры
Рекомендовано для детей с 5 лет.
Круглые фигуры помогут сделать домики из кубиков более округлыми и внесут в общую композицию новую архитектурную форму. Отдельные сегменты круга позволяют создавать окружности разных размеров, посчитать количество получившихся колец и округлых частей в каждом. Кубики можно нанизать на перекладину из набора 2 и использовать в качестве счетов.
22 слайд
Игры с использованием набора «Дары Фребеля способствуют решению разнообразных образовательных задач. Подобранные игры как бы задают ориентиры или векторы развития ребенка, являясь базой для развития и совершенствования ключевых компетенций ребенка в каждой области.
23 слайд
С помощью данного набора происходит развитие представлений о мяче через все его свойства: поверхности и объема. Развитие сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации, экспериментировании, происходит восприятие цвета и фактуры мяча и их разное количество.
24 слайд
Относится к образовательной области «Познавательное развитие» Хорошо известная игра. При использовании набора приобретает творческий характер. Дети осуществляют поиск предмета в мешочке по описанию.
25 слайд
Относится к образовательной области «Познавательное развитие» Я предлагаю вам поиграть в очень интересную и веселую игру «Зеркало». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга и внимательно посмотреть на своего партнера. Постарайтесь запомнить все особенности своего друга.
А теперь я предлагаю выложить «отражение» своего партнера из деталей наборов, лежащих на столе. (Включается веселая музыка)
26 слайд
Относится к образовательной области» Социально-коммуникативное развитие» Воспитатель предлагает детям собрать посылку, используя детали набора. Склеить конверт, написать письмо, отнести в почтовое отделение. Воспитатель в роли почтальона вручает письма адресатам.
27 слайд
Относится к образовательной области» Социально-коммуникативное развитие» Детям предлагается самим стать строителями и построить себе дома из набора
28 слайд
Относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Воспитатель предлагает собрать дорожные знаки из наборов.
29 слайд
Относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Воспитатель предлагает ребенку проиграть сказку, выложив ее сюжет при помощи наборов.
30 слайд
Относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Воспитатель предлагает детям разделиться на несколько групп, построить из наборов города и придумать своим городам названия. Затем дети начинают «путешествовать» и посещать дома друг друга.
31 слайд
Относится к образовательной области «Познавательное развитие» Воспитатель предлагает детям «полететь в космос». Для этого дети делают из наборов различные космические объекты, конструируют свои ракеты.
32 слайд
Относится к образовательной области «Познавательное развитие»
Дети садятся за стол. Делают из наборов мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.
Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда.
33 слайд
Относится к образовательной области «Познавательное развитие»
Дети из набора выкладывают конструкции, напоминающие костер. «Греются» возле костра и рассказывают о своих прогулках в лес.
34 слайд
Относится к образовательной области «Познавательное развитие»
Воспитатель рассказывает детям, как выводят новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут). Затем предлагает поиграть в игру. Для этого выкладывает из двух разных веревок замкнутые пересекающиеся плоскости и рассказывает детям, что в саду посадили два разных вида ягод: в одной части круглые, а в другой красные (можно использовать другие признаки), и через некоторое время в саду появились ягоды с двумя этими признаками. Детям предлагается самостоятельно подобрать и выложить получившиеся ягоды.
35 слайд
Применяя игровые задания с использованием набора «Дары Фрёбеля» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, мною были замечены позитивные результаты. Данная технология помогает в рамках игровой ситуации осваивать сложные понятия, которые давались бы тяжело в образовательной деятельности. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля».
Он вызвал живой интерес у детей, развивает активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач. Опыт работы по данной теме показывает, что выбранная технология дала положительные результаты.
В заключение хочу сказать, что несмотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Мы можем использовать их в любой образовательной области. А приложив к этому еще и свою фантазию, можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.
Игровое задание «Цветы на полянке» (с 4-х лет)
Задачи: формировать навыки счета; закрепить умение сортировать и упорядочивать фигуры по цвету; развивать внимание, сенсорные навыки, мелкую моторику рук, игровую деятельность; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: набор № 10, 14 (цифры), листы картона зеленого цвета (полянки).
Содержание игры.
Воспитатель раздает детям листы картона (полянки), кубики с цифрами (по одному листу и кубику на каждого ребёнка), ставит тарелочку с фишками разных цветов и предлагает посадить цветочки. Цветов на полянке должно быть столько, сколько указано на кубике и определенного цвета. Детям, справившимся с этим заданием, можно предложить по два кубика с цифрами и посадить цветочки разного цвета. Например, 5 цветочков красного цвета и 3-желтого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...
Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями
Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями...
Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста
Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...