Картотека музыкальных игр
картотека
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Дорожка» Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте. Ход игры : дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок). Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует), Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю. И мои шагают ножки. А потом, а потом (бежит на месте) Все бегом, бегом, бегом. Через лужи прыг-скок. Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу). А теперь на бугорок, Стоп (притоп) Надоело мне стоять, Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).
Игра «Охотники» Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю. Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения. Ведущий. Мы охотники на льва, да? Дети. Да! (Маршируют.) Ведущий. Не боимся ничего, нет? Дети. Нет! Ведущий. А в руках у нас ружье! Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.) Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.) Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.) Ведущий. Мы по улице идем, Левой, правой, левой, правой! На охоту всех зовем. Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.) Ведущий. Стоп! Перед нами река. Широка, глубока, Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.) Кролем, брассом поплывем. Ведущий. Стоп! Перед нами лес. Деревья до небес, Болото на пути, Как туда пройти? С кочки на кочку Прыг, прыг, прыг! С кочки на кочку
Чав , чав , чав , чав . (Прыгают с ноги на ногу.) Ведущий. Стоп! Пещера на пути Нам в нее войти? Дети. Не видать ничего. Не слыхать никого! Ай, ай, ай, ай, Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.) Мы в пещеру вошли, И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.) А в пещере лев спит И громко храпит Хр-хр-хр ! (Имитируют храп, поднимая течи.) Вдруг лев проснулся Да как зарычит: Р-р-р ! (Рычат.) И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.) Испугались! Ой-ой! (Качают головой.) И скорей бежать домой! (Бегут бегом.) Ведущий. Домой добежали, Очень устали. (Вытирают лоб рукой.) Вот так охотнички !
Игра «Погуляем» Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки. Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях. Ведущий. Погуляем, погуляем В садике своем... Дети. Погуляем, погуляем И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.) По-ка ! ( Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.) Хлоп-хлоп! ( Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка .) Привет! ( Вновь подходят друг к другу, здороваются.) По-ка ! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.) При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.
Игра «Я иду к тебе» Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки. Воспитатель. Хорошо вокруг, Дети. (Свободно гуляют по комнате.) Солнце светит нам. (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.) Улыбаюсь я всем моим друзьям. Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.) (Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.) Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок! Становись со мной в кружок! Хорошо вокруг, Солнце светит нам, Улыбаюсь я Всем моим друзьям.
«ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА» Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна, металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты. Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей». Ход игры: дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты. «Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!» Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» Цель: развивать чувство ритма. Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры: «Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши. Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.
«ДОЖДИК: КАП!» Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног. Описание: Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д. Птица: кар, кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши. Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям. Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами. Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх Мама: ах, ах, ах! Качают головой. Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям. Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
«КАПЕЛЬКИ» Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции. Описание : назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение. Дождь по крыше заплясал, Капельками застучал: Вот одна, а вот другая, Третья, пятая, восьмая. Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.
Где мои детки? Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке. Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко !» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
Чудесный мешочек Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6). Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева , «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Подумай и отгадай Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка (рис. 7). Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского , «Медведь» В. Ребикова , «Воробушки» М. Красева , Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Птицы и птенчики Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, рис. 8). Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Курица и цыплята Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке « ко-ко-ко ».
Угадай-ка Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9). Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Кто в домике живет? Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки,, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных. Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты ».Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок , у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева , «Медведь» В. Ребикова ). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.
Найди игрушку Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений. Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
В лесу Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с.лесом. Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.
Буратино Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям. Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева , ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д. Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.
Игры для развития чувства ритма Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с i ами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком. В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.
К нам гости пришли Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.'
Что делают дети? Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12). Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова , любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты. Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений
картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...
Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами
Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...
Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.
Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...
Картотека музыкальных игр. "Творчество в игре на музыкальных инструментах"
Материал для музыкальных руководителей ДОУ...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....