Конспект "Знакомство с кругами Эйлера - подчинение"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
для детей 6– 7 лет на тему:
« Знакомство с кругами Эйлера типа « подчинение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_krugami_eylera.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАОУ «СОШ № 14 г. Челябинска»)
454052, г. Челябинск, ул. Байкальская, 34, тел/факс (351)721-17-82 Email: chel-scool14@yandex.ru
ОКПО 42468779, ОГРН 1027402818024, ИНН/КПП 7450011816/745001001
Воспитатель первой категории:
Тхамадокова Фаина Мушагидовна
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
для детей 6– 7 лет на тему:
« Знакомство с кругами Эйлера типа « подчинение»
Виды детской деятельности:
Двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно – исследовательская, прикладная.
Цель: Знакомство с одним из видов кругов Эйлера « подчинение».
Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр.
Образовательные задачи:
- Познакомить с одним из видов кругов эйлера « подчинение».
- Научить детей классифицировать элементы множеств по определенной принадлежности, свойствам, признакам.
- Обучать детей приемам исследования окружающего мира.
- Дать возможность применить на практике полученные знания о кругах Эйлера – подчинение с помощью картотеки ДИ.
- Совершенствовать умение детей в художественно- прикладной деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать память, сообразительность, находчивость; творческие способности.
- Развивать навыки речевого общения.
- Развивать способности к наблюдению в исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- Формировать интерес к познанию окружающего мира.
- Привлекать к совместной деятельности .
- Заинтересовать детей новым для них делом.
Материалы:
Маска ученого кота, усы, указка, цветные мелки, мольберт, аудиозапись: отрывок из сказки А.С. Пушкина
« У лукоморья дуб зеленый» ( про ученого кота), чистые листочки, карандаши, восковые мелки.
Предварительная работа: Упражнение детей в группировании предметов по определенному признаку, свойству. Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»,« У лукоморья дуб зеленый», просмотр мультфильма.
Ход занятия:
Самостоятельная деятельность детей. Внезапно звучит отрывок из сказки А.С.Пушкина « У лукоморья дуб зеленый».
В группу входит воспитатель, в маске ученого кота и с указкой.
Воспитатель:
- Здравствуйте дети! Я кот ученый, пришел к вам в гости, чтоб пригласить вас в мой волшебный лес. Поскольку я кот ученый, то всегда думаю, делаю какие то открытия, изучаю новое! Хотите вместе со мной исследовать волшебные загадочные круги?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда садитесь вокруг моего волшебного мольберта дружненько.
Эти круги изобрел ученый, по имени Леонардо Эйлер, который жил давно, еще в 18 веке. Поэтому их и назвали кругами Эйлера. Их много видов, и мы сегодня научимся изобретать один из видов кругов Эйлера « подчинение»
Ну-ка, дети напомните мне обитателей моего леса.
Дети:
- Волк, медведь, кабан, лиса, еж, заяц, олень, лось, леопард, тигр, рысь, дятел, снигирь…
Воспитатель:
- Хорошо. Теперь давайте на мольберте нарисуем большой круг зеленым мелком, и всех этих животных внесем в него опознавательной буквой. Например: медведь- М, заяц- З, лиса- Л и т.д. Буквы тоже пишем зеленым мелком. А внутри зеленого круга нарисуем желтый круг, по- меньше, и занесем туда моих сородичей: рысь, тигр, леопард, дикая кошка - желтым мелком. Теперь смотрите, зеленый круг объединяет тех диких животных, которые живут в лесу, и туда не смогут войти ни морские, ни домашние, никакие другие одушевленные и не одушевленные элементы. А желтый круг объединяет тоже диких животных, живущих в лесу, но у них одно отличие от других- это то, что они принадлежат к классу кошачьих. Ребята, обратите внимание на расположение зеленого и желтого кругов между собой. Кто скажет, как они располагаются?
Дети:
- Маленький желтый круг расположен внутри большого зеленого круга.
Воспитатель:
- Вот это и есть закономерность кругов Эйлера типа « подчинение». Как будто желтый круг подчиняется зеленому. У обитателей зеленого и желтого кругов одинаковые принадлежности к множеству диких животных, но имеется маленькое отличие- класс кошачьих. И ведь убрать желтый круг в другое месторасположение нельзя, потому что все животные класса кошачьих перестанут быть дикими животными. Схема кругов Эйлера типа « подчинение» выглядит так:
Где А- это зеленый круг, а В- это желтый круг.
В эти круги можно вносить не только животных, а что и кого угодно, только нужно сохранять основной принцип: в большом круге располагаются элименты, у которых одинаковые признаки, принадлежность, свойства, а в маленьком раполагаются элименты с такими же признаками, свойствами, приндлежностью,но они должны объединяться каким то отличительным свойством. И каждый из вас сможет придумать свои круги Эйлера типа подчинение. Давайте попробуем, а я вам помогу. Но сначала чуть подвигаемся.
Физкультминутка:
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали
Теперь приступим к созданию своих волшебных кругов Эйлера – подчинение. Давайте рассмотрим мир растений. Напомните, что я сначала должна нарисовать на мольберте?
Дети:
- Большой круг, а в нем круг по меньше!
Воспитатель:
- Правильно! Но сначала выделим из мира растений те растения, которые можно объединить общим свойством, не похожим на другие. Какие растения это могут быть?
Звучат разные варианты от детей:
- деревья, цветы, кустарники, комнатные растения и т.д.
Воспитатель:
- Давайте выберем цветы. В большой круг заносим все цветы,какие знаем, а в малый- только те цветы, которые растут на нашем участке.
Воспитатель:
Какие цветы вы знаете?
Дети:
Роза, ромашки, ирисы, одуванчики, ландыши, …..
Воспитатель:
Все эти цветы занесем мелком одинакового цвета в большой круг. Теперь назовите цветы, которые растут на нашем участке.
Дети:
Пионы, ирисы, бархатцы, дубки, фиалки, нарциссы, астры…
Воспитатель:
Давайте расположим те цветы, которые растут на нашем участке в малй круг, а множество других видов цветов расположим в большом. Обратите внимание, что те цветы, которые в малом кругу относятся к миру цветов, но и одновременно являются нашими цветами. А отличие цветов из большого круга то, что они не растут на нашем участке. Содержимое маленького круга обладают теми же свойствами, что и содержимое большого круга(принадлежность к классу цветы), но с маленькой особенностью: они растут на нашем участке.
Кто еще придумает свои круги Эйлера- подчинение? Можно подумать об игрушках, птицах, о всех людях, которые находятся в нашем садике, о жителях вашего дома, о жителях нашего города, страны. Вариантов много. Даже можно подумать о микробах!
Дети предлагают свои модели кругов Эйлера и по очереди изображают их на мольберте. Остальные составляют свои круги Эйлера- подчинение на листочке.
Варианты для подсказок:
Все игрушки в группе – большой круг, из них конструкторы- малый круг;
Все люди в садике- большой круг, из них только педагоги- малый круг;
Все жители вашего дома- большой круг, члены вашей семьи- малый круг;
Все жители нашей страны- большой круг, из них жители нашего города- маленький круг.
Все микробы на земле большой круг, из них болезнетворные- малый круг.
Воспитатель:
Ребята, я хочу подарить вам картотеку дидактических игр кругов Эйлера- подчинение, чтоб вы играли вместе , закрепляли свои знания об этих волшебных кругах и могли изобрести их где угодно.
Картотека ДИ по кругам Эйлера- подчинение:
Художественно- эстетическое развитие.
1. Д. И. « Оркестр»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; воспитывать интонационный слух, активизировать эстетическое воспитание; развивать внимание.
Материал:
канат 3 шт, музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, трещетки, барабан, ложки, и.д.
Ход игры:
Играют столько игроков, сколько музыкальных инструментов в наличии. Из канатов выкладывают круги по принципу: в большом круге круг по меньше. В большой круг располагаются дети с гармонью, гитарой и т.д. В малый круг все ударные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы и т.д. Воспитатель выступает в роли дирижера, показывая номер круга, когда должен вступить в игру тот или иной инструмент.
2. Д. И. « Разноцветные шарики»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
3 круга разной величины, картинки с изображением шаров разных цветов и размеров.
Ход игры:
Круги выкладывают по принципу: в самый большой вкладывают средний, в средний самый маленький.
Шарики располагаются в кругах по заданию воспитателя. Например: в большой- любые шарики, в средний- только маленькие, в маленький- только маленькие и желтого цвета. Задания можно менять для следующего игрока.
Познавательное развитие:
3. Д. И. « Определи какой гриб, съедобный или несъедобный»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о грибах; развивать логическое развитие, внимание, память.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с изображением грибов.
Ход игры:
Выкладывают круги по принципу: в большой вложить маленький. Воспитатель выступает лесником. Лесник раздает карточки с изображением грибов детям. Игрок должен съедобный гриб положить в маленький круг, а если гриб несъедобный, или неизвестный, то кладут в большой.
4. Д.И. « Определи фигуру»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить знания о цветах; развивать логическое мышление и внимания.
Материал:
3 круга разной величины, карточки с изображением разных геометрических фигур разного цвета и величины.
Ход игры:
Выложить круги по принципу: в большой выложить средний, в средний- маленький. Воспитатель раздает карточки и задает задания. Например: определить в самый маленький только треугольники красного цвета, в средний только треугольники. В большой- все остальные геометрические фигуры. Задания меняют каждый ход игры.
5. Д.И. « Больше- меньше»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить умение сравнивать числа; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с числами от1 до 20.
Ход игры:
Круги выкладывают по принципу: в большой выкладывают маленький. Воспитатель раздает карточки с изображением чисел. Задает задание. Например: В маленький круг определите числа, меньше 9, остальные определите в большой круг. Задания меняют с каждым ходом.
6. Д. И. « Найди круг для животного».
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о животных; развивать логическое мышление, память.
Материал:
3 круга разной величины, карточки с изображением разных животных.
Ход игры:
Выложить круги по принципу: в большой- средний, в средний- маленький. Воспитатель показывает карточку с изображением животного, а дети определяют его место в том или ином круге по принципу: в самый маленький домашнюю птицу, в средний домашнее животное, в большой- любое другое животное.
Социально- коммуникативное развитие:
7. Д. И. « Определи место города»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; закрепить знания о большой и малой Родине, знания городов России; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с названием городов России и городов малой Родины.
Ход игры:
В большой круг кладут маленький. Воспитатель показывает карточки детям и называет город. Дети определяют место города в кругах по принципу: в маленький- города малой Родины, в большой все остальные Российские города.
Можно добавлять круги меньше и продолжать вкладывать друг в друга: определенный город малой родины, район этого города соответственно.
8. Д. И. « Для чего посудка?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; закрепить знания о предназначении той или иной посуды; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
Два обруча разной величины, детская посудка.
Ход игры:
В большой обруч кладут маленький. Воспитатель дает задание детям распределить посуду по принципу: в маленький- посуду для сервировки стола. Остальную- в большой обруч.
Речевое развитие.
9. « Где звуки- где слоги?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о звуках, умение разбивать слова на слоги; развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с изображением звуков, изображением предметов, карточки с изображением разных слогов.
Ход игры:
Вложить в большой круг малый. Воспитатель показывает карточку с изображением предмета. Затем с участием детей составляют из звуков слово, обозначающее этот предмет, слово вносят в большой круг. Разбивают слово на слоги устно. Находят карточки с изображением этих слогов и вносят в малый круг.
Физическое развитие.
10. П. И. « Птички- птенчики»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; развивать внимание, логическое мышление.
Материал:
Два каната разной длины.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает канаты в виде кругов по принципу: в большой вложен малый. Детей разделяет на птичек и птенчиков. По команде воспитателя « штиль», птички и птенчики летают, по команде « буря», птички заполняют большой круг, а птенчики малый. Птички охраняют своих птенчиков от ненастья.
А сейчас я вернусь обратно на свой зеленый дуб к лукоморью изобретать новые виды кругов Эйлера. Я обязательно еще приду к вам с новыми знаниями и поделюсь с вами. Досвидания!
Дети:
Досвидания!
Продолжительность занятия 30 минут:
- ознакомление с новым понятием « круги Эйлера – вида подчинение» ---10 минут
- демонстрация примеров кругов Эйлера- подчинение----5 минут
- физкультминутка---2 минуты
- составление и демонстрация кругов Эйлера от детей -----10 минут
- Представление и вручение картотеки ДИ кругов Эйлера вида подчинение---3 минуты.
Литература: « Наш дом Южный Урал» программно методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда АБРИС.
Авторы- составители:
Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Глкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшиеа, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко
: http://fb.ru/article/186862/krug-eylera-krugi-eylera---primeryi-v-logike
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круги Эйлера
В статье описано использование кругов Эйлера на занятиях с дошкольниками....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Приложение. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников. Карточки – схемы для составления сравнительных рассказов-описаний.
В приложении представлены карточки для составления рассказов по разным лексическим темам....
Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи
В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод наглядного моделирования. Одним из средств повышения ум...
Классификация видов транспорта с использованием кругов Эйлера
Конспект обобщающего занятия в подготовительной к школе группе«Классификация видов транспорта с использованием кругов Эйлера»Целью является закрепление знаний детей о различных видах транс...
Конспект "Знакомство с кругами Эйлера - подчинение" Закрепление
Конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностидля детей 6– 7 лет на тему:«Закрепление темы «Круги Эйлера вид...
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...