Конспект "Знакомство с кругами Эйлера - подчинение"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фаина Мушагидовна Тхамадокова

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

для детей 6– лет на тему:

« Знакомство с кругами Эйлера типа « подчинение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_s_krugami_eylera.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №  14  г. ЧЕЛЯБИНСКА»

(МАОУ «СОШ № 14 г. Челябинска»)

454052, г. Челябинск, ул. Байкальская, 34, тел/факс (351)721-17-82 Email: chel-scool14@yandex.ru

ОКПО 42468779, ОГРН 1027402818024, ИНН/КПП 7450011816/745001001

Воспитатель первой категории:

Тхамадокова Фаина Мушагидовна

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

для детей 6– 7 лет на тему:

« Знакомство с кругами Эйлера типа « подчинение»

Виды детской деятельности:

 Двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно – исследовательская, прикладная.

Цель: Знакомство с одним из видов кругов Эйлера « подчинение».

            Закрепление  понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с одним из видов кругов эйлера « подчинение».
  • Научить детей классифицировать элементы множеств по определенной принадлежности, свойствам, признакам.
  • Обучать детей приемам исследования окружающего мира.
  •  Дать возможность применить на практике полученные знания о кругах Эйлера – подчинение с помощью картотеки ДИ.

       -  Совершенствовать умение  детей в художественно- прикладной деятельности.

Развивающие задачи:

       - Развивать память, сообразительность, находчивость; творческие  способности.

  • Развивать навыки речевого общения.
  •  Развивать способности к наблюдению  в исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

  •  Формировать интерес к познанию окружающего мира.
  •  Привлекать к совместной деятельности .
  • Заинтересовать детей новым для них делом.

 

Материалы:  

Маска ученого кота, усы, указка, цветные мелки, мольберт, аудиозапись: отрывок  из сказки А.С. Пушкина

« У лукоморья дуб зеленый» ( про ученого кота), чистые листочки, карандаши, восковые мелки.

Предварительная работа: Упражнение детей в группировании предметов по определенному признаку, свойству. Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»,« У лукоморья дуб зеленый», просмотр мультфильма.

Ход занятия:

Самостоятельная деятельность детей. Внезапно звучит отрывок из сказки А.С.Пушкина « У лукоморья дуб зеленый».

В группу входит воспитатель, в маске ученого кота и с указкой.

Воспитатель:

- Здравствуйте дети! Я кот ученый, пришел к вам в гости, чтоб пригласить вас в  мой волшебный лес. Поскольку я кот ученый, то всегда думаю, делаю какие то открытия, изучаю новое! Хотите вместе со мной исследовать волшебные загадочные круги?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда садитесь вокруг моего волшебного мольберта дружненько.

   Эти круги изобрел ученый, по имени Леонардо Эйлер, который жил  давно, еще в 18 веке. Поэтому их и назвали кругами Эйлера. Их много видов, и мы сегодня научимся изобретать один из видов кругов Эйлера « подчинение»

 Ну-ка, дети напомните мне обитателей моего леса.

Дети:

- Волк, медведь, кабан, лиса, еж, заяц, олень, лось, леопард, тигр, рысь, дятел, снигирь…

Воспитатель:

- Хорошо. Теперь давайте на мольберте нарисуем большой круг зеленым мелком, и всех этих животных внесем  в него опознавательной буквой. Например: медведь- М, заяц- З, лиса- Л и т.д. Буквы тоже пишем зеленым мелком. А внутри зеленого круга нарисуем желтый круг, по- меньше, и занесем туда моих сородичей: рысь, тигр,     леопард, дикая кошка - желтым мелком. Теперь смотрите, зеленый круг объединяет тех диких животных, которые живут в лесу, и туда не смогут войти ни морские, ни домашние, никакие другие одушевленные и не одушевленные элементы. А  желтый круг объединяет тоже диких животных, живущих в лесу, но у них одно отличие от других- это то, что они принадлежат к классу кошачьих. Ребята, обратите внимание на расположение зеленого и желтого кругов между собой. Кто скажет, как они располагаются?

Дети:

- Маленький желтый круг расположен внутри большого зеленого круга.

Воспитатель:

- Вот это и есть закономерность кругов Эйлера типа « подчинение». Как будто желтый круг подчиняется зеленому. У обитателей зеленого и желтого кругов одинаковые принадлежности к множеству диких животных, но имеется маленькое отличие- класс кошачьих. И ведь убрать  желтый круг в другое месторасположение нельзя, потому что все животные класса кошачьих перестанут быть дикими животными. Схема кругов Эйлера типа « подчинение» выглядит так:

 

Где А- это зеленый круг, а В- это желтый круг.

В эти круги можно вносить не только животных, а что и кого угодно, только нужно сохранять основной принцип: в большом круге располагаются элименты, у которых одинаковые признаки, принадлежность, свойства, а в маленьком раполагаются элименты с такими же признаками, свойствами, приндлежностью,но они должны объединяться каким то отличительным свойством. И каждый из вас сможет придумать свои круги Эйлера типа подчинение. Давайте попробуем, а я вам помогу. Но сначала чуть подвигаемся.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили 
Головой своей крутили 
Вот так, вот так (круговые движения головой) 
Головой своей крутили
Медвежата мед искали 
Дружно дерево качали 
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) 
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи) 
И из речки воду пили 
Вот так, вот так, 
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали 
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо) 
Лапы выше поднимали 
(прыжки, хлопая руками вверху) 
Вот так, вот так, 
Лапы выше поднимали

   Теперь приступим к созданию своих волшебных кругов Эйлера – подчинение. Давайте рассмотрим мир растений. Напомните, что я сначала должна нарисовать на мольберте?

Дети:

- Большой круг, а в нем круг по меньше!

Воспитатель:

- Правильно! Но сначала выделим из мира растений те растения, которые можно объединить общим свойством, не похожим на другие. Какие растения это могут быть?

  Звучат разные варианты от детей:

- деревья, цветы, кустарники, комнатные растения и т.д.

Воспитатель:

- Давайте выберем цветы. В большой круг заносим все цветы,какие знаем, а в малый- только те цветы, которые растут на нашем участке.

Воспитатель:

Какие цветы вы знаете?

Дети:

Роза, ромашки, ирисы, одуванчики, ландыши,  …..

Воспитатель:

Все эти цветы занесем мелком одинакового цвета  в большой круг. Теперь назовите цветы, которые растут на нашем участке.

Дети:

Пионы, ирисы, бархатцы, дубки, фиалки, нарциссы, астры…

Воспитатель:

Давайте расположим те цветы, которые растут на нашем участке в малй круг, а множество других видов цветов расположим в большом. Обратите внимание, что те цветы, которые в малом кругу относятся к миру цветов, но и одновременно являются нашими цветами. А отличие цветов из большого круга то, что они не растут на нашем участке. Содержимое маленького круга обладают теми же свойствами, что и содержимое большого круга(принадлежность к классу цветы), но с маленькой особенностью: они растут на нашем участке.

 

 Кто еще придумает свои круги Эйлера- подчинение? Можно подумать об игрушках, птицах, о всех людях, которые находятся в нашем садике, о жителях вашего дома, о жителях нашего города, страны. Вариантов много. Даже можно подумать о микробах!

Дети предлагают свои модели кругов Эйлера и по очереди изображают их на мольберте. Остальные составляют свои круги Эйлера- подчинение на листочке.

  Варианты для подсказок:

 Все игрушки в группе – большой круг, из них конструкторы- малый круг;

 Все люди в садике- большой круг, из них только педагоги- малый круг;

 Все жители вашего дома- большой круг, члены вашей семьи- малый круг;

 Все жители нашей страны- большой круг, из них жители нашего города- маленький круг.

 Все микробы на земле большой круг, из них болезнетворные- малый круг.

Воспитатель:

Ребята, я хочу подарить вам картотеку дидактических игр кругов Эйлера- подчинение, чтоб вы играли вместе , закрепляли свои знания об этих волшебных кругах и могли изобрести их где угодно.

Картотека ДИ по кругам Эйлера- подчинение:

Художественно- эстетическое развитие.

1. Д. И.  « Оркестр»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; воспитывать интонационный слух, активизировать эстетическое воспитание; развивать внимание.

Материал:

 канат 3 шт, музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, трещетки, барабан, ложки, и.д.

Ход игры:

Играют столько игроков, сколько музыкальных инструментов в наличии. Из канатов выкладывают круги по принципу: в большом круге круг по меньше. В большой круг располагаются дети с гармонью, гитарой и т.д. В малый круг все ударные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы и т.д.  Воспитатель выступает в роли дирижера, показывая номер круга, когда должен вступить в игру тот или иной инструмент.

 

2. Д. И.  « Разноцветные шарики»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета; развивать логическое мышление и внимание.

Материал:

 3 круга разной величины, картинки с изображением шаров разных цветов и размеров.

Ход игры:

 Круги выкладывают по принципу: в самый большой вкладывают средний, в средний самый маленький.

 Шарики располагаются в кругах по заданию воспитателя. Например: в большой- любые шарики, в средний- только маленькие, в маленький- только маленькие и желтого цвета. Задания можно менять для следующего игрока.

Познавательное развитие:

        

3. Д. И. « Определи какой гриб, съедобный или несъедобный»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о грибах; развивать логическое развитие, внимание, память.

Материал:

Два круга разной величины, карточки с изображением грибов.

Ход игры:

Выкладывают круги по принципу: в большой вложить маленький. Воспитатель выступает лесником. Лесник раздает карточки с изображением грибов детям. Игрок должен съедобный гриб положить в маленький круг, а если гриб несъедобный, или неизвестный, то кладут в большой.

4. Д.И. « Определи фигуру»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить знания о цветах; развивать логическое мышление и внимания.  

Материал:

 3 круга разной величины, карточки с изображением разных геометрических фигур разного цвета и величины.

Ход игры:

 Выложить круги по принципу: в большой выложить средний, в средний- маленький. Воспитатель раздает карточки и задает задания. Например: определить в самый маленький только треугольники красного цвета, в средний только треугольники. В большой- все остальные геометрические фигуры. Задания меняют каждый ход игры.

5. Д.И. « Больше- меньше»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить умение сравнивать числа; развивать логическое мышление и внимание.

Материал:

 Два круга разной величины, карточки с числами от1 до 20.

Ход игры:

Круги выкладывают по принципу: в большой выкладывают маленький. Воспитатель раздает карточки с изображением чисел. Задает задание. Например: В маленький круг определите числа, меньше 9, остальные определите в большой круг. Задания меняют с каждым ходом.

6. Д. И. « Найди круг для животного».

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о животных; развивать логическое мышление, память.

Материал:

 3 круга разной величины, карточки с изображением разных животных.

Ход игры:

Выложить круги по принципу: в большой- средний, в средний- маленький. Воспитатель показывает карточку с изображением животного, а дети определяют его место в том или ином круге по принципу: в самый маленький домашнюю птицу, в средний домашнее животное, в большой-  любое другое животное.

Социально- коммуникативное развитие:

7. Д. И. « Определи место города»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; закрепить знания о большой и малой Родине, знания городов России; развивать логическое мышление и внимание.

Материал:

 Два круга разной величины, карточки с названием городов России и городов малой Родины.

Ход игры:

В большой круг кладут маленький. Воспитатель показывает карточки детям и называет город. Дети определяют место города в кругах по принципу: в маленький- города малой Родины, в большой все остальные Российские города.

  Можно добавлять круги меньше и продолжать вкладывать друг в друга: определенный город малой родины, район этого города соответственно.

8. Д. И. « Для чего посудка?»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; закрепить знания о предназначении той или иной посуды; развивать логическое мышление и внимание.

Материал:

Два обруча разной величины, детская посудка.

Ход игры:

 В большой обруч кладут маленький. Воспитатель дает задание детям распределить посуду по принципу: в маленький-  посуду для сервировки стола. Остальную- в большой обруч.

Речевое развитие.

9. « Где звуки- где слоги?»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о звуках, умение разбивать слова на слоги; развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал:

 Два круга разной величины, карточки с изображением звуков, изображением предметов, карточки с изображением разных слогов.

Ход игры:

Вложить в большой круг малый. Воспитатель показывает карточку с изображением предмета. Затем с участием детей составляют из звуков слово, обозначающее этот предмет, слово вносят в большой круг. Разбивают слово на слоги устно. Находят карточки с изображением этих слогов и вносят в малый круг.

Физическое развитие.

10. П. И. « Птички- птенчики»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; развивать внимание, логическое мышление.

Материал:

 Два каната разной длины.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает канаты в виде кругов по принципу: в большой вложен малый. Детей разделяет на птичек и птенчиков. По команде воспитателя « штиль», птички и птенчики летают, по команде « буря», птички заполняют большой круг, а птенчики малый. Птички охраняют своих птенчиков от ненастья.

  А сейчас я вернусь обратно на свой зеленый дуб к лукоморью изобретать новые виды кругов Эйлера. Я обязательно еще приду к вам с новыми знаниями и поделюсь с вами. Досвидания!

Дети:

Досвидания!

Продолжительность занятия 30 минут:

- ознакомление с новым понятием « круги Эйлера – вида подчинение» ---10 минут

- демонстрация примеров кругов Эйлера- подчинение----5 минут

- физкультминутка---2 минуты

- составление и  демонстрация кругов Эйлера от детей  -----10 минут

- Представление и вручение картотеки ДИ кругов Эйлера вида подчинение---3 минуты.

Литература: « Наш дом Южный Урал» программно методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда АБРИС.

Авторы- составители:

Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Глкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшиеа, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко

: http://fb.ru/article/186862/krug-eylera-krugi-eylera---primeryi-v-logike


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги Эйлера

В статье описано использование кругов Эйлера на занятиях с дошкольниками....

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Классификация видов транспорта с использованием кругов Эйлера

Конспект обобщающего занятия в подготовительной к школе группе«Классификация видов транспорта с использованием  кругов  Эйлера»Целью является закрепление знаний детей о различных видах транс...

Конспект "Знакомство с кругами Эйлера - подчинение" Закрепление

Конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностидля детей 6– 7 лет на тему:«Закрепление темы   «Круги Эйлера вид...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...