Проект
проект (старшая группа)
Проект "Повышение профессиональной компетентности родителей в развитии познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №72», г.Новосибирск
Проект
«Повышение профессиональной компетентности родителей по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования».
Разработчик проекта: воспитатель старшей группы Аулова О.В.
Краткая аннотация проекта
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, зачастую, приобретая обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями связаны, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям и дошкольной образовательной системе.
Работа с родителями в ДОУ является одной из проблемных на современном этапе модернизации системы образования. Остро стоит вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей. Необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Данный проект рассчитан на один год и будет реализовываться на базе МАДОУ №72.
Участники проекта: воспитатели группы комбинированной направленности, дети 5 – 6 лет, родители.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: групповой, исследовательский, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019г.
Этот проект необходим не только педагогам, но и воспитанникам и их родителям, так как позволит решить определённый круг воспитательных и образовательных проблем, создаст условия для успешного развития личности ребёнка.
Актуальность проекта
Детство – это каждодневное открытие мира.
В.А.Сухомлинский.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия с родителями.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решат.
Цель проекта: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
- разработать перспективный план мероприятий по реализации проекта;
- обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей;
- расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях;
- вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
Реализация проекта
Этапы разработки и реализации проекта:
Направление деятельности | Сроки | Ответственные |
I этап – подготовительный: выбор темы проекта, анкетирование родителей, подбор материалов, изучение литературы и интернет ресурсов, планирование основных мероприятий по реализации проекта | Сентябрь | Воспитатели группы |
II этап – основной: реализация плановых мероприятий | Учебный 2018 – 2019 год | Воспитатели группы |
III этап – заключительный: подведение итогов. Презентация проекта на уровне ДОУ | Май | Воспитатели группы |
Методы реализации проекта:
- изучение и анализ методической литературы;
- индивидуальные беседы с родителями;
- анкетирование;
- консультации;
- круглые столы;
- семинары;
- совместные выставки;
- проведение диагностики.
В начале учебного года было проведено анкетирование родителей которое показало следующие результаты:
54% анкетированных родителей знают, что в группе дети занимаются
экспериментальной деятельностью, но какой и для чего ответить
затрудняются;
43% родителей отметили, что экспериментирование детей проявляется в
игровой деятельности: рисование (смешивание красок), в играх с песком, с
водой;
44% родителей сказали, о том, что дети делятся с ними своими
открытиями, сделанными в детском саду;
20% родителей рассказали, что дети дома продолжают начатые в
детском саду эксперименты;
23% родителей сами принимают участие в экспериментальной
деятельности ребенка;
64% анкетированных родителей считают, что им не хватает знаний и
опыта в экспериментальной деятельности .
Многих родителей заинтересовала данная проблема, они с
удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по
заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что большая
часть родителей положительно относятся к интересу детей заниматься
экспериментированием, и понимают, что роль детского
экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место.
Преобладающими условиями для совместного детско - родительского
экспериментирования они считают следующее: оказание помощи ребёнку в
чем-либо, поддержка исследовательской активности ребёнка. Но при этом
родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на
то, чтобы познавать мир вместе с ребёнком.
Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос или
просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом.
Таким образом, возникла необходимость вовлечения родителей в
совместную с детьми экспериментальную работу.
Совместно со сменным воспитателем нами был разработан перспективный план по реализации проекта.
Перспективный план по реализации проекта
Месяц | Формы работы | Тема | Цель |
Сентябрь | Анкетирование родителей. | «Выявление отношения родителей к экспериментально - исследовательской активности детей». | Изучить отношение родителей к проведению с детьми экспериментально - исследовательской деятельности. |
Индивидуальные беседы по результатам опроса. | |||
Октябрь | Консультация для родителей | «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». | Дать представление о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольника. |
Наглядная информация в родительском уголке. | «Что можно, а что нельзя делать для поддержания интереса детей к экспериментированию». | Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности. | |
Ноябрь | Родительское собрание | «Игра или экспериментирование». | Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях. |
Декабрь | Консультация для родителей | «Значение детского экспериментирования для психического развития дошкольников». | Расширить знания родителей о значении детского экспериментирования. |
Январь | Памятка для родителей | «Прогулка в природу». | Формирование основ экологического воспитания. |
Рекомендации на дом | «При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила». | Закрепить правила безопасности при проведении опытов и экспериментов с детьми. | |
февраль | Индивидуальные беседы с родителями. | «Организация помощи в проведении опытов в домашних условиях». | Развивать интерес родителей к экспериментированию в домашних условиях. |
Март | КВН для родителей | «Эксперимен таторы». | Заинтересовать родителей экспериментальной деятельностью детей с различными предметами. |
Апрель | Организация фотовыставки. | «Лаборатория Фиксиков». | Вызвать у родителей желание поделиться проведением опытов в домашних условиях. |
Май | Подведение итогов по теме в рамках родительского собрания | Обсуждение полученных результатов проведённой работы по экспериментированию. |
Прогнозируемые результаты
- обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей;
- расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях;
- вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
Главное условие развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог – ребёнок – родители». Благодаря участию семей в создании развивающей предметно – пространственной среды планируется создать в группе мини – музей часов, пополнить наглядными материалами альбомы «Путешествие в прошлое…», обогащение и пополнение мини – лаборатории материалами для проведения опытов.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов детского сада. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Прогноз возможных негативных последствий способы их коррекции
№ п\п | Риски, возникшие в ходе реализации проекта | Способы коррекции |
1 | Отсутствие заинтересованности у родителей в вопросах детского экспериментирования. | Наблюдения, индивидуальные консультации, рекомендации, наглядная информация в родительском уголке, памятки для родителей, консультации, круглые столы, привлечение к экспериментированию в домашних условиях. |
2 | Негативная, агрессивная реакция со стороны участников проекта. | Индивидуальные консультации, рекомендации, наглядная информация в родительском уголке, консультации, круглые столы. |
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценить, как проект достиг своей цели, предполагается методом наблюдения, бесед с детьми и родителями. Анкетирования родителей в начале и в конце проекта, комплексного анализа работы над проектом.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.
- удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу);
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- активное вовлечение в реализацию проекта педагогов, родителей и детей;
- положительные отзывы партнеров и участников проекта;
- новые формы сотрудничества семьи и ДОУ;
- посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско-родительских отношений;
- высокий процент создания лаборатории и проведения опытов и экспериментов в домашних условиях.
Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Проект должен дать понимание педагогам, что воспитание и развитие детей – это не свод правил, а искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями, что необходимо учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Так, проект поможет всем участникам образовательного процесса в ДОУ договориться и найти общий язык.
Таким образом, проект направлен на двустороннее воздействие: ДОУ - на семью, семья – на ДОУ. Проект призван помочь педагогам найти новые актуальные и действенные формы работы с родителями, а родителям проект должен показать, что только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребенку вырасти личностью.
Список литературы
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет).
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет).
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром(3-7лет).
https://www.maam.ru/detskijsad/soderzhanie-centrov-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-dou.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/14/problemy-vzaimodeystviya-detskogo-sada-i-semi-na
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...