Проект
проект (старшая группа)

Аулова Оксана Викторовна

Проект "Повышение профессиональной компетентности родителей в развитии познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №72», г.Новосибирск

Проект

 «Повышение профессиональной компетентности родителей по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования».

Разработчик проекта: воспитатель старшей группы Аулова О.В.

Краткая аннотация проекта

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, зачастую, приобретая обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями связаны, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям и дошкольной образовательной системе.

Работа с родителями в ДОУ является одной из проблемных на современном этапе модернизации системы образования. Остро стоит вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей. Необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Данный проект рассчитан на один год и будет реализовываться на базе МАДОУ №72.

Участники проекта: воспитатели группы комбинированной направленности, дети 5 – 6 лет, родители.

Вид проекта: групповой

Тип проекта: групповой, исследовательский, долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019г.

Этот проект необходим не только педагогам, но и воспитанникам и их родителям, так как позволит решить определённый круг воспитательных и образовательных проблем, создаст условия для успешного развития личности ребёнка.

Актуальность проекта

Детство – это каждодневное открытие мира.

В.А.Сухомлинский.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные  Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия с родителями.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решат.

Цель проекта: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  • разработать перспективный план мероприятий по реализации проекта;
  • обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
  • повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях;
  • вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.

Реализация проекта

Этапы разработки и реализации проекта:

Направление деятельности

Сроки

Ответственные

I этап – подготовительный: выбор темы проекта, анкетирование родителей, подбор материалов, изучение литературы и интернет ресурсов, планирование основных мероприятий по реализации проекта

Сентябрь

Воспитатели группы

II этап – основной: реализация плановых мероприятий

Учебный 2018 – 2019 год

Воспитатели группы

III этап – заключительный: подведение итогов. Презентация проекта на уровне ДОУ

Май

Воспитатели группы

Методы реализации проекта:

  • изучение и анализ методической литературы;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • семинары;
  • совместные выставки;
  • проведение диагностики.

В начале учебного года было проведено анкетирование родителей которое показало следующие результаты:

54% анкетированных родителей знают, что в группе дети занимаются

экспериментальной деятельностью, но какой и для чего ответить

затрудняются;

43% родителей отметили, что экспериментирование детей проявляется в

игровой деятельности: рисование (смешивание красок), в играх с песком, с

водой;

44% родителей сказали, о том, что дети делятся с ними своими

открытиями, сделанными в детском саду;

20% родителей рассказали, что дети дома продолжают начатые в

детском саду эксперименты;

23% родителей сами принимают участие в экспериментальной

деятельности ребенка;

64% анкетированных родителей считают, что им не хватает знаний и

опыта в экспериментальной деятельности .

Многих родителей заинтересовала данная проблема, они с

удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по

заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что большая

часть родителей положительно относятся к интересу детей заниматься

экспериментированием, и понимают, что роль детского

экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место.

Преобладающими условиями для совместного  детско - родительского

экспериментирования они считают следующее: оказание помощи ребёнку в

чем-либо, поддержка исследовательской активности ребёнка. Но при этом

родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на

то, чтобы познавать мир вместе с ребёнком.

Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос  или

просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом.

Таким образом, возникла необходимость вовлечения родителей в

совместную с детьми экспериментальную работу.

Совместно со сменным воспитателем нами был разработан перспективный план по реализации проекта.

Перспективный план по реализации проекта

Месяц

Формы работы

Тема

Цель

Сентябрь

Анкетирование родителей.

«Выявление отношения родителей к экспериментально -

исследовательской активности детей».

Изучить отношение родителей к проведению с детьми

экспериментально - исследовательской деятельности.

Индивидуальные беседы по результатам опроса.

Октябрь

Консультация для родителей

«Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Дать представление о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольника.

Наглядная информация в родительском уголке.

«Что можно, а что нельзя делать для поддержания интереса детей к экспериментированию».

Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.

Ноябрь

Родительское собрание

«Игра или экспериментирование».

 Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.

Декабрь

Консультация для родителей

«Значение детского экспериментирования для психического развития дошкольников».

Расширить знания родителей о значении детского экспериментирования.

Январь

Памятка для родителей

«Прогулка в природу».

Формирование основ экологического воспитания.

Рекомендации на дом

«При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила».

Закрепить правила безопасности при проведении опытов и экспериментов с детьми.

февраль

Индивидуальные беседы с родителями.

«Организация помощи в проведении опытов в домашних условиях».

Развивать интерес родителей к экспериментированию в домашних условиях.

Март

КВН для родителей

«Эксперимен

таторы».

Заинтересовать родителей экспериментальной деятельностью детей с различными предметами.

Апрель

Организация фотовыставки.

«Лаборатория Фиксиков».

Вызвать у родителей желание поделиться проведением опытов в домашних условиях.

Май

Подведение итогов по теме в рамках родительского собрания

Обсуждение полученных результатов проведённой работы по экспериментированию.

Прогнозируемые результаты

  • обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
  • повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях;
  • вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.

Главное условие развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог – ребёнок – родители». Благодаря участию семей в создании развивающей предметно – пространственной среды планируется создать в группе мини – музей часов, пополнить наглядными материалами альбомы «Путешествие в прошлое…», обогащение и пополнение  мини – лаборатории материалами для проведения опытов.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов детского сада. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Прогноз возможных негативных последствий способы их коррекции

№ п\п

Риски, возникшие в ходе реализации проекта

Способы коррекции

1

Отсутствие заинтересованности у родителей в вопросах детского экспериментирования.

Наблюдения, индивидуальные консультации, рекомендации, наглядная информация в родительском уголке,  памятки для родителей, консультации, круглые столы, привлечение к экспериментированию в домашних условиях.

2

Негативная, агрессивная реакция со стороны участников проекта.

Индивидуальные консультации, рекомендации, наглядная информация в родительском уголке, консультации, круглые столы.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

        Оценить, как проект достиг своей цели, предполагается методом наблюдения, бесед с детьми и родителями. Анкетирования родителей в начале и в конце проекта, комплексного анализа работы над проектом.

        Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.

  • удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу);
  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
  • повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  • активное вовлечение в реализацию проекта педагогов, родителей и детей;
  • положительные отзывы партнеров и участников проекта;
  • новые формы сотрудничества семьи и ДОУ;
  • посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско-родительских отношений;
  • высокий процент создания лаборатории и проведения опытов и экспериментов в домашних условиях.

Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Проект должен дать понимание педагогам, что воспитание и развитие детей – это не свод правил, а искусство диалога с конкретным  ребенком и его родителями, что необходимо учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Так, проект поможет всем участникам образовательного процесса в ДОУ договориться и найти общий язык.

Таким образом, проект направлен на двустороннее воздействие: ДОУ - на семью, семья – на ДОУ. Проект призван помочь педагогам найти новые актуальные и действенные формы работы с родителями, а родителям проект должен показать, что только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребенку вырасти личностью.

Список литературы

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет).

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.

Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.

Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет).

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром(3-7лет).
https://www.maam.ru/detskijsad/soderzhanie-centrov-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-dou.html

https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-formy-raboty-s-semei-vovlechenie-roditelei-v-opytno-yeksperimentalnuyu-dejatelnost.html

https://studbooks.net/1274551/pedagogika/vzaimodeystviya_semyami_vospitannikov_voprosam_poiskovo_issledovatelskoy_deyatelnosti

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/26/pedagogicheskiy-proekt-vzaimodeystvie-dou-i-semi

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/03/pamyatka-dlya-roditeley-progulki-v-prirodu

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/24/znachenie-detskogo-eksperimentirovaniya-dlya

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/14/problemy-vzaimodeystviya-detskogo-sada-i-semi-na


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...