Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе
методическая разработка (средняя группа)

Диана Тагировна Чеботарева

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе

 

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_igrovoy_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского Муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

Применение игровой технологии в образовательном процессе

Подготовил: воспитатель I кв. категории

Чеботарева Диана Тагировна

Пушкино, 2018 год

 «Применение игровых технологий в образовательном процессе»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»   А.С. Макаренко

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

способом обучения;

деятельностью для реализации творчества;

методом терапии;

первым шагом социализации ребёнка в обществе.

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

необходимость объяснения родителям важности игры;

обеспечение безопасного пространства для игры;

наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.

Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:

отбору, разработке, подготовке игр;

включению детей в игровую деятельность;

осуществлению самой игры;

подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Сделать воспитательный процесс управляемым.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

активизирует воспитанников;

повышает познавательный интерес;

вызывает эмоциональный подъём;

способствует развитию творчества;

максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:

 восприятие,

 внимание,

 память,

 воображение,

 мышление.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

игровые тренинги;

сюжетно – ролевые игры;

театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие. Применение игровых технологий  позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Литература:

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm


«Развитие игровой деятельности в  условиях реализации ФГОС в ДОУ»

 В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

 

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

 Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить гармонично  вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

 

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры В. Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.

С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Игра, что может быть интересней и значимей для ребенка? Это и радость и познание и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Игра – то жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Какие качества формируются у ребенка в процессе игры?

— Произвольное поведение, познавательные процессы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.

— В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

— В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям. Это важно для воспитания воли.

Условия успешного руководства игрой:

 - умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания;

 Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искреннем интересом, без обидного снисхождения.ü

 Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу.

 

Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:

1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

3. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 

Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, они рано начинают читать.

Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером.

 Упражняясь с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использование палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой – меркой разных палочек и т.д.

Достаточно эффективным оказывается использование для выполнения диагностических заданий.

Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляет нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей.

Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с компьютерными играми. Правильно подобранные компьютерные игры с учетом возраста, направленности на новом уровне открывают детям доступ к мудрости, культуре и опыту человечества.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интересе детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.

Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцем на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.

В заключение хочу сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показала, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка.

Основной вид деятельности детей

дошкольного возраста — игра,

 в процессе которой развиваются духовные

и физические силы ребенка:

его внимание, память, воображение,

 дисциплинированность, ловкость и т. д.

Кроме того, игра — это своеобразный,

свойственный дошкольному возрасту способ

 усвоения общественного опыта.

Д.В. Менджерицкая

Игра представляет собой особую деятельность, которая рас цветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Напомню, что психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

•  Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, - это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

•  Второе требование — умение ребенка определенным об разом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет со бой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

•  Третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т. е. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

Кроме этого, имеются экспериментальные данные о раз витии в игре произвольного управления поведением, начальных форм преднамеренного запоминания, активности, организованности. Также общепризнано, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.

Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.

•  У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

•  Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, в частности Москвы, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

•  Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

Также одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный, заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем время на игру в ДОУ есть — это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополагающими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях...», в новых СанПиНах.

Другая проблема — восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Метода комплексного руководства игрой.

Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. (См. схему)

В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.

1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ребенок усваивает назначение предметов, смысл действии людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и др.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3.  Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают до школьников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых за дач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

 •    Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.

Уже говорилось о том, что одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов максимально приблизить  воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» модели Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. «На игру у нас нет времени! Его катастрофически не хватает!» - говорят воспитатели.

Это не так. Время на игру есть. Оно заложено в любой комплексной программе дошкольного воспитания. Проанализировав программы и предлагаемые в них режимы дня, а также инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях...» и новые СанПиНы. Детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,

 а это одно из самых полезных занятий на свете»

мыслитель XX века Эриха Фромма  

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад  и рано забирают.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.  

Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби,  мальчики играют в страшных трансформеров.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей; 7) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру.


«Развитие игровой активности дошкольников»

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям данного документа, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом.

Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

 В физическом направлении развития детей с помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами и даже индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол, мягких игрушек; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

В образовательной области «Труд» имеется фартук, лейка, пульверизатор, модели картинок: (последовательность одевания, раздевания, сервировки стола и т.д.); оформлен уголок дежурства.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр искусства, центр музыкально-театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, фланелевый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательно-речевом направлении развития ребенка мы создали центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, застежки. Дидактический стол – это часть центра развивающих игр.

Работу организуем по двум направлениям:

— проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

— побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

— наглядность

— сюжет

— слово

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

  Все игры детей развиваются под нашим руководством и родителей, мы и родители знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению технологии экспериментальной деятельности в образовательном процессе в ДОУ.

Основной ожидаемый нами результат при проведении исследований и экспериментирования детьми - это развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений, навыков исследовательского ...

Применение технологии интеллект – карт в образовательном процессе

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  подчеркивает  необходимость  поиска  новых  средств развития  ребенк...

«Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»

laquo;Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»...

Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противо...

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную псих...

Применение технологии игровой деятельности в ДОУ

1.Условия возникновения и становления педагогической технологии;2. Актуальность выбранной технологии;3. Теоретико-методическая база педагогической технологии;4. Новизна и практическая значимость педаг...

Консультация для педагогов ДОУ по применению технологии "Проектная задача" в образовательном процессе

Консультация для педагогов ДОУ по применению технологии "Проектная задача" в образовательном процессе...