Занятие для детей подготовительной к школе группы на тему: " Теплый Сентябрь"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ветряк Наталья Владимировна

• обобщение и систематизация представлений детей об осени, об осенних явлениях и изменениях, происходящих в сентябре месяце;

• совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, выразительного чтения стихов;

• воспитание бережного отношения к природе, любви к каждому месяцу любого времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для детей подготовительной к школе группы на тему:

" Теплый Сентябрь"

Цели:

• обобщение и систематизация представлений детей об осени, об осенних явлениях и изменениях, происходящих в сентябре месяце;

• совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, выразительного чтения стихов;

• воспитание бережного отношения к природе, любви к каждому месяцу любого времени года.

Предварительная работа: 

• Чтение художественной литературы об осени.

• Рассматривание репродукций знаменитых художников и иллюстраций.

• Разучивание стихов, пословиц и поговорок о сентябре.

• Прослушивание классической музыки А. Вивальди «Временна года» и П.И. Чайковского – «Осенняя песнь» из цикла «Временна года»; детских песен об осени И. Смирновой: «Осень постучалась к нам».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель приглашает присесть ребят на ковер и предлагает им послушать музыку.

– Ребятки, послушайте внимательно эту чудесную музыку и попробуйте отгадать, какому времени года, она посвящена?

Звучит аудиозапись П.И. Чайковского: «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

Ответы детей: Об осени.

Воспитатель: Прекрасно, молодцы! Как вы догадались, что эта музыка об осени? Что вы почувствовали, когда слушали ее?

Проводится дидактическая игра на развитие связной речи. Составление рассказов, детьми, из нескольких предложений на тему: «О чем музыка мне рассказала».

Воспитатель благодарит детей за рассказы.

– Но сегодня я хотела с вами поговорить, а, впрочем, догадайтесь сами, о чем …

 

Кружит, кружит листопад

Золотом покрылся сад

С севера на юг земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?

Ответы детей: Сентябрь.

Воспитатель: Умнички! конечно же, это сентябрь, первый месяц осени. В народе сентябрь называют «Хмурнем», как вы думаете почему?

Ответы детей

Воспитатель (обобщает): Хмурый – пасмурный, ненастный. Солнце в сентябре не поднимается так высоко, как летом. Дни становятся короче, ночи длиннее. На небе много кучевых облаков и все чаще идут дожди. Наступают ранние сумерки. Утром опускаются густые туманы. Именно поэтому в народе говорят: «В сентябре днем погоже, да по утрам негоже», «Батюшка сентябрь баловать не любит». Ребятки, а в чем смысл этих поговорок.

Воспитатель совместно с детьми разбирает смысл поговорок, дает возможность высказаться каждому ребенку.

Воспитатель: Ребятки, а кто может вспомнить пословицу или поговорку о сентябре?

Дети:

• «Сентябрь – лето провожает, а золотую осень встречает»

• «В сентябре лето кончается, да осень начинается»

Воспитатель: Молодцы! Вы вспомнили прекрасные пословицы. Именно сентябрь является переходом от жаркого, знойного лета к дождливой, пасмурной поздней осени. Давайте   вспомним стихотворения, которые мы с вами разучивали на прошлой неделе.

Дети читают стихи:

В сентябре мы мечтаем о лете

Хоть устали чуть-чуть от жары.

Каждый год, славно малые дети.

Мы боимся холодной поры.

Но пройдет же! Вернуться к нам птицы,

Что зимуют в далеких краях.

Сентябрем вам сполна насладиться

Не мешает пускай этот страх.

-----------------------------------

В сентябре еще не грустно

Теплый, полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Воспитатель благодарит детей за прекрасное прочтение стихов. И просит детей своими словами передать содержание данных стихов. Вовлекает в обсуждение каждого ребенка группы.

Воспитатель: Да, богат сентябрь на угощения: капуста, помидоры, свекла, морковь, тыквы, яблоки, груши, сливы, виноград, грибы, орехи, брусника и клюква. Вот сколько гостинцев припас нам этот месяц.

Проводиться игра: «Запасы на зиму»

бросаем мяч ребенку в руки и называем, например, яблоко. Он отвечает это фрукт, его можно засушить, сварить компот, варенье….

Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись. Давайте мы с вами поиграем.

Подвижная игра: «Собери яблоки с дерева»

Воспитатель: Молодцы, мы прекрасно отдохнули и размялись. Приглашает детей присесть на места.

– Ребятки, а вы знаете, что у сентября очень интересная история. Это сейчас мы знаем, что сентябрь является 9-ым месяцем года, первым месяцем осени. Но так было не всегда. Покидало наш сентябрь в разные эпохи по календарю от самого начала к концу. В Древней Руси год начинался в марте, а сентябрь был седьмым по счету месяцем.

В 15 веке сентябрь стал первым месяцем и в ночь с 31 августа на 1 сентября отмечался Новый год.

Затем царь Петр Первый провел ряд реформ, в результате чего Новый год стали отмечать в январе, а сентябрь стал 9-ым месяцем. Вот какой интересный месяц сентябрь.

Воспитатель: Ребятки, послушайте, пожалуйста, стихи …

В сентябре играет ветерок

С листьями, опавшими красиво.

Провожает в школу на урок

Волосы нам путает игриво.

В листопаде осень закружит,

Разукрасив листья в желтый цвет.

(Л. Ким)

Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, в какие цвета, сентябрь расписывает листья деревьев?

Ответы детей: красные, желтые, алые, багряные, коричневые, оранжевые, золотые.

Проводиться игра: «Соберем листочки»

Воспитатель: Ребята, обратите ваше внимание на репродукцию картины А. Грицая «После дождя. Осень» и определите, пожалуйста, можем ли, мы отнести эту картину к сентябрю месяцу, к ранней осени?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Будьте добры, объясните, пожалуйста, почему вы так решили.

Ответы детей: На картине небо серое, покрыто облаками, идет дождик. Листья на деревьях и трава еще зеленеют, но кое-где уже появляется желтизна.

 

Воспитатель благодарит детей за хорошие ответы. Вместе с детьми обобщает полученную информацию на сегодняшнем занятии. Предлагает детям на занятии по ИЗО, нарисовать рисунок под названием «Вот какой наш – сентябрь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»

Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Безопасность на дороге»

Закрепление знаний о сигналах светофора, правилах поведения на улице....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»

Конспект интегрированного занятиядля детей подготовительной к школе группына тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы по теме «Мы - группа»

Конспект коррекционно-развивающего занятиядля детей  подготовительной к школе группыпо теме  «Мы - группа»...