Статья на тему:Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрова Зоя Александровна
Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._professii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать  и провести методически правильно именно в условиях детского сада.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью  усиливается эмоциональное воздействия на детей.  Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

С младшего дошкольного  возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), широко используются потешки (см.приложение 1);

стихи например как  А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р.н.с «Репка» - трудовой коллективизм.

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое, соблюдать гигиенические правила.

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.

Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б. Заходера «Шофёр»;

 А. Кардашовой «Наш доктор»; К.Чуковский «Айболит» и др. Дети быстро запоминают эти стихи.

Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).

Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»;  «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчика, стюардессы  и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т.д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах,  через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Широко используются произведения:

Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходер «Портниха», «Строители».

С.Маршак ("Пожар"), ("Почта"), С Михалков «Дядя Степа».

С. Михалков  «А что у вас?»; В. Сухомлинский  «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяк «Мамина работа»; Н. Найденова  «Ольга Павловна»;

С. Баруздина  «Кто построил этот дом?»; А. Бродский «Мой брат»;

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житков «Светофор».

Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Рекомендуются рассказы:  И. Туричина «Человек заболел»;

рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик». Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах.

Обязательно нужно знакомить дошкольников с  первыми  космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».

С детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с такими профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер»,  и др. В работе  используется беседы, наглядный материал  с подборкой стихов и загадок.

Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

         Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – лень. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

         Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

         При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Список используемой литературы

1."Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974

2.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой,2005

3.Виноградова А. М. , Козлова С.А. Учебно-методические материалы « Дошкольное образование», 1987

4.«Собрание русских пословиц и поговорок о труде» Изд-во: "Нестор-История" (2011)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью  усиливается эмоциональное воздействия на детей. ...

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В наше время очень остро стоит проблема нечитающих детей и родителей.   Я предлогаю через консультацию и анкетирование родителей изучить читательскую ситуацию в семьях ,круг детского чтения;-расш...

Воспитание положительного отношения к труду взрослых через художественную литературу (консультация для воспитателей)

Воспитание положительного отношения к труду взрослых через художественную литературуТруд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,...

Проект «Приобщение детей к труду взрослых средствами художественной литературы»

Проект«Приобщение детей к труду взрослых средствами художественной литературы»...