Развитие самостоятельности детей через внедрение технологии “Клубный час”.
методическая разработка

Маненкова Татьяна Николаевна

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами. Она была рассмотрена и изучена в работах Осницкого А.К., Марковой Т.А., Кузовковой К.П., Гуськовой Т., Смирновой Е.О., Леонтьева А.Н., Гришаевой Н.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Канска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

МБДОУ №21 «Золотой ключик»

663614, г.Канск,мкр.Северный,31

Тел. 2-97-08

Развитие самостоятельности детей через внедрение технологии “Клубный час”.

Воспитатель МБДОУ № 21 “Золотой ключик” Маненкова Т.Н.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами. Она была рассмотрена и изучена в работах Осницкого А.К., Марковой Т.А., Кузовковой К.П., Гуськовой Т., Смирновой Е.О., Леонтьева А.Н., Гришаевой Н.П. Дошкольный возраст является важным периодом для развития самостоятельности. А.Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство – это период “первоначального, фактического складывания личности”. По его мнению самостоятельность развивается в основных видах деятельности дошкольника: познавательный, игровой, трудовой.  Первые признаки самостоятельности проявляются уже в трехлетнем возрасте при утверждении “Я сам!”, т.е. ребенок освобождается от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы. После пяти лет дети осознают, что все можно узнать самостоятельно. Специалисты определяют самостоятельность таким образом: умение выполнять привычные дела без обращения за помощью к взрослому, умение действовать по собственной инициативе, умение осознано действовать в новых условиях, умение осуществлять самоконтроль.

В старшем дошкольном возрасте показателями самостоятельности является: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат.

В рамках ФГОС  мы в нашем детском саду в январе 2016 г. ввели образовательную культурную технологию под названием “Клубный час”. Данная технология является авторской технологией Гришаевой Н.П. (ст. научным сотрудником института социологии  РАН). Технология состоит в том, что дети могут в течении одного часа свободно перемещаться по ДОУ, “заходить в гости” в любые группы, в кабинеты педагогов, музыкально-физкультурный зал, где детям будут предложены занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, где обсуждают осуществление детских планов. “Клубный час” проводится каждую пятницу с 15:15 до 16: 15 часов. В нем принимают участие дети старших и подготовительных групп. Педагоги организуют клубы на территории детского сада: в музыкально-физкультурном зале, в холлах, в группах (в приемной), в кабинетах специалистов.

Педагоги-руководители клуба: планируют и реализуют педагогическую деятельность в клубном объединении; обеспечивают безопасность занятий с детьми в помещениях ДОУ, обозначенных для проведения клубного часа специальным знаком “К”; создают условия для реализации самостоятельной детской деятельности и развития инициативы детей; обеспечивают право выбора ребенка-участника самостоятельной деятельностью и необходимыми материалами; контролируют выполнение правил взаимоотношений и взаимодействия в клубе его участниками; по завершению занятия в клубе анализируют детскую деятельность.

Воспитатели групп:  информируют детей о предстоящем клубном часе; обеспечивают воспитанников бейджиками с указанием имени и фамилии ребенка; создают условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности; принимают участие в коллективных обсуждениях результатов клубного часа; обеспечивают преемственность в работе с семьями воспитанников.

Для участников клубного часа существуют правила поведения: будь вежливым по отношению к окружающим тебя детям и взрослым; задавай вопросы сверстникам и взрослым; выбирай те занятия, которые считаешь для себя наиболее интересными и познавательными; помни, что клубный час проводится в помещениях, обозначенных буквой “К” (клуб) с цифрой и указанием количества его участников; оказывай помощь своим товарищам; если необходимо, проси поддержку взрослых или детей; реши для себя: индивидуально или совместно с другими детьми ты будешь заниматься интересным для тебя делом в клубе; выбирай удобный для себя способ передвижения по детскому саду (индивидуально, в паре, в малой группе); выполняй правила безопасного поведения; расскажи в своей группе и дома о том, чем ты занимался в клубе.

Чтобы поддерживать эти правила, была введена система кружков. Каждому ребенку на время клубного часа выдается по три кружка (фишки, любого отличительного знака, выбранного группой). Если ребенок  нарушает правила во время “Клубного часа”, то руководитель имеет право забрать у ребенка кружок. Если ребенок лишается всех фишек, то по решению коллектива группы он отстраняется на некоторое время от посещения клубов. Таким образом, у ребенка формируются такие качества, как: ответственность, самоконтроль, самостоятельность.

По окончании клуба дети возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем на “Рефлексивном круге” обсуждают, какие клубы они сегодня посетили, что их удивило, что им  понравилось, чему научились. Воспитатель следит, чтобы дети не перебивали друг друга, говорили по очереди. Воспитатель фиксирует проблемы которые возникают у детей в процессе “Клубного часа”, обсуждает их с детьми и родителями.

Клубов у нас достаточно много.

Клубы, направленные на развитие познавательных способностей: “Русская изба”, “Лаборатория (опыты и эксперименты)”, “Шашки и шахматы”, “Песок и камни”,  “Лего”,  “Знайка (ребусы и шарады)”.

     Клубы, направленные на речевое развитие: “Веселый язычок”.

Клубы, направленные на развитие творческих способностей: “Необычное рисование”, “Пушистик”, “Мастерилка”, “Умейка”, “Оригами”, “Соленое тесто”, “Природа и фантазия”, “Домисолька”.

Клубы направленные на развитие физических способностей: “Тропа Тарзана”.

За время существования клубов в нашем детском саду многие дети выбрали себе клуб по душе и посещают его еженедельно. Дети стараются соблюдать правила поведения. Таким образом, с помощью “Клубного часа” они становятся самостоятельными, ответственными, учатся свободно общаться с окружающими их детьми и взрослыми.

Список литературы:

  1. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. Дошкольное воспитание. – 2009. - №9 - с. 52-58.
  2. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. – М.: 2008.
  4.  Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - с.60-64.
  5. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: « Просвещение», 1988.
  6. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1999.
  7. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 1996.
  8. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006.
  9. Соколов В. С. Ступеньки в большой мир.// Дошкольное воспитание – 2008. - № 9. – с. 122.
  10.  Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 - с.28-29.
  11. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии» для детей 6-7 лет

  Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пал...

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников.

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников....

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников...

Внедрение технологии Клубный час, станция "Веселые эстафеты" (презентация)

Внедрение технологии Клубный час, станция "Веселые эстафеты" (презентация)...

Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »

развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...

Механизмы внедрения технологий: клубный час,ситуация месяца,заключительные праздники по ситуациям месяца.

Самостоятельность и активность - это те качества, которые являются наиболее важными в развитии ребёнка....

Позитивная социализация дошкольников путем внедрение технологии «Клубный час»

laquo;Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а так же умения планироват...