Преимущество применения нетрадиционных техник рисования в повседневной работе педагога
материал (старшая группа)

Благодатских Валерия Николаевна

Данный материал был представлен на Всероссийской педагогической конференции "ФГОС дошкольного образования: опыт, результаты, перспективы" и опубликован на Всероссийском учебно-методическом портале "ПЕДСОВЕТ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya_doklad.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Преимущество применения нетрадиционных техник рисования в повседневной работе педагога с детьми дошкольного возраста с ОНР

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ №9 «Светлячок» г. Реутов

Благодатских Валерия Николаевна

Для выступления я решила выбрать тему «Преимущество применения нетрадиционных техник рисования в повседневной работе педагога с детьми дошкольного возраста с ОНР» так как, это тоже проблема. В повседневной рутине мы не часто приходим к нетрадиционной технике рисования. Чаще всего это открытые и итоговые занятия, досуги. Потому что, это кропотливая работа.

Нетрадиционные техники рисования, а что это вообще? это толчок к развитию воображения, когда ребенок начинает творить. У него возникает больше положительных эмоций. А это как никак важно для детей, у которых речь еще не до конца развита.

Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.

Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность.  Решающим фактором, способным изменить общество, является образование. В числе приоритетных стратегий модернизации образования является развитие творческого потенциала личности дошкольников.

Преимущества

  •  Творчество, воображение, мышление
  • Инициатива
  • Эмоциональная устойчивость
  • Уверенность в своих способностях
  • Самостоятельность
  • Индивидуальность
  • Позитивные эмоции

Однако опираясь на практический опыт во время учебы, изучению научно-методической литературы во время учебы, по данному направлению, я обозначила противоречие  между  признанием больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей и редким использованием их в работе с детьми, а также между наличием педагогических технологий нетрадиционного рисования и недостаточным владением ими воспитателями ДОО.

Выявленное противоречие, позволило обозначить проблему: поиск наиболее эффективных средств использования нетрадиционных техник рисования для оптимизации процесса развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи.

Для детей с нарушениями в развитие речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности в коррекционно-педагогической системе воспитания, в том числе и рисования. К сожалению, на занятиях изобразительным искусством нетрадиционные техники используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Нужно помнить, что такие занятия не утомляют дошкольников, а вызывают радостное настроение, помогают почувствовать себя свободными, уверенными в своих силах.

Диалог с аудиторией

  1.  используете ли вы нетрадиционные техники рисования?
  2.  согласны ли вы с тем, что они более способствуют всестороннему развитию детей?
  3.  считают ли они актуальным данный вопрос?

И хочу повторить, что все же большое время родители и педагоги уделяют развитию навыков чтения, письма, моторики, связной речи, забывая о том, что дошкольное детство это не подготовка к школе, а самый важный этап становления личности ребенка, в период которого важнейшую роль играет творческая составляющая образовательного процесса.

Чтоб на личном примере убедится в эффективности нетрадиционных техниках рисования для детей с ОНР, я решила провести ряд занятий. Данные занятия я проводила весной 2019 года, на бозе ДОУ г. Орехово-Зуева.

Я начала с ознакомляющего урока, а знакомы ли дети с ОНР с нетрадиционной техникой рисования. Выявить их творческие способности: оригинальность, качество выполнения работы и разработанность образа.

Pрезультаты первого занятия отражены в процентном соотношении представлены. Мы видим, что двое детей, что составляет 10%, показали высокий уровень развития творческих способностей; они проявили оригинальность и качество выполнения работы; шесть детей, что составляет 45%, показали средний уровень развития творческих способностей; в процессе работы им требовалась помощь педагога в разработанности образа; шесть детей, что составляет 45%, показали низкий уровень развития творческих способностей, они не качественно выполнили свою работу и не разработала образ рисунка.

Исходя из результатов данного занятия, я решила детей более подробнее ознакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Занятия проводились в форме кружковой деятельности в течение 4 недель, по два занятию в неделю.

Целью кружковой работы – занятия по нетрадиционным техникам рисования были расширены представления детей о рисование восковыми мелками; рисование ватными палочками; рисование пальчиками; рисования на мятой бумаги; набрызг; рисование песком; оттиск пробкой; рисование по мокрой бумаге. Для предоставления детям творческого выбора перед началом работы были показаны иллюстрации в нескольких видах. Мы рассмотрели с детьми изображения: домик в деревне, животные, живущие в лесу, растения, автомобили, салют, дети на прогулке, фрукты, корабли. Дети самостоятельно выбирали цветовую гамму для своих работ. У всех работы были схожи по цветовой гамме. Работы все были красочные. Перед каждой работой мы объяснили детям, что мы рисуем, какая цветовая гамма нам понадобится, какие геометрические фигуры мы будем использовать, чем мы будем рисовать и почему. Дети отбирали необходимый им материал, но заранее мы обговорили с детьми, что им понадобиться для данной техники рисования. В ходе рисования мы оказывали помощь, советовали, наблюдали за деятельностью детей, поощряли проявление творчества.

На каждой неделе у нас были разные техники рисования. На первой неделе мы использовали технику: оттиск пробкой и ватные палочки.  Детей мы разделили на подгруппы по 5-6 человек, благодаря этому мы смогли уделить внимание каждому ребенку. Ребятам, у которых слабо развиты творческие способности, мы оказывали помощь в случае затруднений, задавали вопросы: чем мы рисуем, какого цвета будет дом, с помощью чего мы нарисовали вишню, какой величины будет белка, и т.д. Развивали творчество и воображение. На второй неделе мы использовали технику: восковые мелки и рисование по мятой бумаге.

На третьей неделе мы организовали выставку работ «Мои цветы», в ходе которой дети выполняли нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками. Рисование было по заданной теме «Цветы». Для занятия были подобраны необходимые материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага белого цвета, небольшие листы, салфетки. Когда рисунок был выполнен, мы предложили детям рассказать, какие цветы растут на их полянке. Обсудили с детьми, каждый рисунок. После окончания работы мы похвалили каждую работу. И еще провели технику рисование по мокрой бумаге.

На четвертой неделе была проведена коллективная работа «Салют». Дети выполняли следующий вид нетрадиционной техники рисования – набрызг. Мы учили детей работать вместе, придерживаться общего плана работы, поощряли творчество, напоминали о поощрение друг друга, выдумку, принятие интересных конструктивных решений. В конце занятия дети смогли рассмотреть салют каждого ребёнка, и поговорить о своих ощущениях после работы.

В свободное от занятий время мы также предоставляли детям возможность использовать различные техники рисования.

Вне занятий использовали различные игровые задания творческого характера. Например, «Найди часть хвоста», «Нарисуй такую же машину, как показана на картинке», «Нарисуй букет, который ты подаришь маме», «Нарисуй полоску, чтобы она была выше куста, но ниже дерева».

Чтобы развить творческое воображение и мелкую моторику рук, опирались на методики: Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества, она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Поощряли самостоятельную деятельность детей во время нетрадиционной техники рисования.

Основной целью было выяснить, как повлияло проведение серий нетрадиционных техник рисований на эксперимента на повышения уровня творчества дошкольников. Мною было проведено занятие нетрадиционной техники рисования на тему. В конце занятия был проведён анализ детских работ. Анализ проводился по тем же критериям, что и на перовом занятие.

Проанализировав результаты закрепляющего занятия, я получила следующие результаты, в процентном соотношении, я выявили, что: четверо детей, что составляет 30%, показали высокий уровень развития творческих способностей; восемь детей, что составляет 60%, показали средний уровень развития творческих способностей; двое детей, что составляет 10%, показали низкий уровень развития творческих способностей.

Сравнив два занятия я выявила, что у семерых детей повысился уровень творчества, повысился уровень оригинальности, улучшился показатель качества выполнения работы, дети стали разрабатывать образы. Сравнительные данные представлены на рисунке 3. Количество детей с высоким уровнем творческого развития увеличилось с 10% до 30% (на 20%). Число детей со средним уровнем творческого развития увеличилось с 45% до 60% (на 15%). Количество детей с низким уровнем творческого развития сократилось с 45% до 10% (на 35%).

Таким образом, проблемный вопрос – о нетрадиционные техники рисования в формировании творческих способностей с ОНР, была выявлена, дети плохо были осведомлены с различными техниками рисования. А ведь для детей с ОНР это очень важно. Нужно понимать, что рисование- это развитие детской моторики, а как говорится «У детей с ОНР речь находится на кончиках пальцев».

Список литературы:

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.

2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.

3. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.

5. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.: с ил.

6. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. вкл.

7. Комарова, Т.С., Езикеева, Е.В., Лебедева Е.В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.: с ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...

Мастер- класс для педагогов "Применение нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста - "Ваза с цветами"

Цель: Передача опыта работы с детьми дошкольного возраста в области художественно- эстетического развития.Задачи:  1.Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа послед...

Мастер класс для педагогов. По применению нетрадиционной техники "Рисование пеной" в декоративном рисовании, как средство развития творческих способностей.

Цель: 1.Содействовать повышению мастерства педагогов через реализацию активных форм работы.2.Способствовать формированию представлений у педагогов о рисовании непосредственно пеной...

Мастер — класс для педагогов ДОУ по применению нетрадиционных техник рисования: «Рисование пеной для бритья»

Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству....

Мастер — класс для педагогов ДОУ по применению нетрадиционных техник рисования: «Рисование пеной для бритья»

Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству....